Кем быть? Статьи 16 апреля 2021 г. 4:05 1114 Екатерина Бескорсая Профориентация школьников – тема, которая была в числе приоритетных в советской системе образования. Учеников среднего и старшего звена возили с экскурсиями на производство, опытные авторитетные работники приходили в школы, чтобы рассказать о своем труде, о коллективах, старшеклассники еще в школах получали какие-то рабочие корочки. Семейные династии, доски почета, соцсоревнования – все это тоже было элементами профориентационной работы.Сегодня другое время, и старые инструменты либо позабыты, либо не работают – дети мыслят иначе, структура рынка труда поменялась, появились новые профессии, а старые, когда-то престижные, просто канули в Лету. «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» – эти строчки Маяковского актуальности не потеряли. Только вот современных инструментов профориентации в казахстанской системе образования не появилось.Пусть это будет субъективный вывод, но получен он опытным путем мною – мамой ученицы 9-го класса. Вся профориентационная работа в школах Павлодара сводится к банальному информированию о тех колледжах, которые ведут набор выпускников 9-х классов. Конечно, год выдался непростой, из-за ограничений даже это информирование перешло в онлайн – в WhatsApp-чаты родителей скидывают лаконичные презентации с перечнем специальностей и необходимых для поступления документов, а также ссылки на прямые эфиры в соцсетях, где приемные комиссии об этом же рассказывают. Только такому формату больше подходит слово «реклама», а не профориентация.Побеседовать на эту тему с представителями управления образования Павлодарской области, к сожалению, не удалось, но ведомство предоставило письменный комментарий о том, как здесь видят раннюю профориентацию учащихся.«Ежегодно колледжами области проводится областной конкурс «Моя профессия – мой выбор». В феврале был организован областной профориентационный челлендж #profitime2021. Все видеоролики были размещены в Instagram. Видеоролики, разработанные колледжами, направлены в городские и районные отделы образования для дальнейшей трансляции в школы области. В колледжах составлены планы совместной профориентационной работы со школами. Разработаны буклеты, брошюры, плакаты, фильмы о колледжах, которые также рассылаются по школам области. Созданы мобильные группы в студенческой среде для участия в профориентационной работе. Организовываются выездные встречи в школы области, где учащимся и их родителям дают ответы на интересующие их вопросы, содержание которых связано с организацией приема, наличием бюджетных мест по специальностям, условиями проживания в общежитии и т. д. В апреле текущего года отделом ТиПО запланировано проведение онлайн-анкетирования по выбору будущей профессии среди школьников области.…Вместе с тем в целях проведения профориентационной работы и максимального использования материально-технической базы и инженерно-педагогических ресурсов с 2019 года на базе всех агротехнических колледжей, Экибастузского политехнического колледжа, Аксуского колледжа черной металлургии, Павлодарского колледжа сферы обслуживания функционируют учебно-производственные кабинеты, где проводятся занятия для учащихся 7–11-х классов».Чего не хватает в такой, казалось бы, активной профориентации? Не хватает персональной работы с ребенком. Конечно, это главная забота родителей, но если государство заинтересовано в формировании профессионального рынка труда, то можно было бы предложить еще один важный вектор – систему компетентных профориентологов в структурах системы образования. Пока в эту сторону смотрят либо общественники, старающиеся применить мировой опыт для развития казахстанского образования, либо частники, которые просто откликаются на растущий запрос снизу: родители готовы платить за консультации, чтобы их ребенок сделал верный выбор будущей профессии.Отмечу, что найти опытных профориентологов в Казахстане не так просто. Есть они далеко не в каждом регионе, и зачастую их подменяют собой психологи, которые ограничиваются лишь формальным тестированием детей на предмет развитости логического и абстрактного мышления. Весь процесс напоминает стандартный тест на IQ – наборы картинок, последовательностей, закономерностей и так далее. Мало того, что нужно уметь верно трактовать эти тесты, так еще и без подробной беседы с тестируемым они просто малоинформативны, но, повторюсь, чаще всего это максимум, предложенный частным сектором.А вот поиски общественной инициативы привели меня из Павлодара в Атырау, где в этом месяце стартует проект для детей и родителей «Профориентация: выбирай и управляй будущим». Реализует его общественный фонд личностного роста INTEGRITY, возглавляемый сертифицированным коучем Нургуль Курмановой. К слову, инициативу эту поддержал «Тенгизшевройл» в качестве спонсора, а также управление образования Атырауской области.На первом потоке, который стартует в апреле, в «пилоте» участвуют 100 ребят в возрасте 15–18 лет (школьники и даже первокурсники колледжей), еще 100 человек пойдут вторым потоком в августе. Всем им в течение четырех месяцев опытные профориентологи и менторы будут помогать делать выбор.Эксперты считают, что начинать профориентацию стоит с 7–8-х классов. Не терять время, изучать желания детей, возможности, помогать развивать сильные стороны. Такие дети и выбор делают верный, и приходят в вузы или колледжи более подготовленными, причем речь не только о наборе знаний, но и навыках коммуникации и обучения. Но не поздно провести качественную профориентацию даже тогда, когда ваш ребенок уже первокурсник. Пусть лучше он сразу изменит свое решение, чем зря потратит 5 лет в университете, получая никому не нужный диплом.Проект состоит из четырех этапов. На первом идет сбор входных данных: тестирование и консультация профориентолога, причем специалисты не просто смотрят на результаты тестов, но и учитывают самооценку и самовосприятие ребенка, который составляет свое колесо развития из 8 секторов (лидерство, эмоциональная компетентность, умение быстро обучаться и так далее).– Сами тесты ничего не значат, их много в открытом доступе, но в основе ни одного теста нет идеальной научной базы. Да, они исследуются и применяются по 15–20 лет, но нет какого-то единого выверенного ответа, – говорит Нургуль. – У меня был случай, когда за помощью обратилась женщина – ее дочь хотела стать патологоанатомом, и маму смущал такой выбор. Оказалось, что в школе провели тестирование, но детям не давали персональную консультацию, а просто дали результаты отчета. Девочке сказали – у тебя сильные химия и биология, значит, быть тебе медиком. А она сама, понимая, что не очень любит общаться с людьми, уже сузила выбор до патологоанатома. Такой подход типирования в корне не верен. Поэтому обязательна консультация: профессионал в процессе беседы прояснит, правильный ли вывод сделан по тестовым ответам. Ребенку важно понять, что он умеет хорошо делать. И при этом осознать: уметь делать и хотеть делать – это разные вещи. Профориентологу важно замечать такие моменты.По сути, все просто: когда мы знаем, чего ребенок хочет и чего ему для этого не хватает, можно заняться развитием этого направления. Все это учитывается на втором этапе проекта – это составление персональным ментором индивидуальной карты развития для каждого участника. К слову, менторы также проходят специальную программу обучения, чтобы правильно работать с молодежью, вести диалог с подростками, давать качественную обратную связь.Деталей и нюансов в этом деле масса. Например, ребенок не любит читать. И аналитический разбор показывает, что дело не в глупости или лени, а в том, что он аудиал – воспринимает информацию через слух. И аудиокниги становятся просто открытием как для него, так и для родителей. Нет сопротивления, и эффективность обучение повышается.Менторы сопровождают детей на протяжении трехмесячного обучения по карте развития – это уже третий этап проекта. Само обучение проходит на онлйн-платформе GetCourse и имеет три блока, причем после каждого замеряются результаты. Первый блок – как правильно делать выбор в жизни, второй – эмоциональная компетентность, то есть понимание эмоций собственных и других людей, третий – техники эффективного обучения, быстрой учебы.И завершающий этап всего проекта – это оценка и замер прогресса учащихся.– Наша основная задача – не просто научить чему-то, а сформировать навык выстраивать коммуникации, понимать себя, управлять временем, обучаться быстро, – поясняет Нургуль. – Как правило, это отражается и на успеваемости в школе, улучшаются отношения в семье и с друзьями. Это заметно уже во время участия в проекте. И конечно, ребенок понимает, чего он хочет, к чему имеет способности.Следующий шаг – анализ образовательного пространства и рынка труда. Причем стоит учитывать, что сейчас образование сдвинулось в сторону подростков. Например, раньше MBA можно было пройти в 30–35 лет, а сейчас уже есть бизнес-школы с программами для 15–16-летних подростков.В рамках проекта «Профориентация: выбирай и управляй будущим» состоятся онлайн-гостевые встречи, в которых смогут принять участие все желающие педагоги и родители. В качестве расширения проекта возможно обучение профориентологов Атырау, которым специалисты фонда INTEGRITY готовы передать навыки и свои наработки, чтобы можно было массово их применять на местах.И поскольку актуальная профориентация школьников – дело молодое, то казахстанскому сообществу, заинтересованному этим направлением, нужно объединять усилия. К этой группе можно отнести и разработчиков Атласа профессий, и представителей государственных структур, и сотрудников Назарбаев Интеллектуальных школ, которые всегда идут на шаг впереди общеобразовательных школ. Вопросов, которые предстоит решить, очень много. Простой пример: по словам Нургуль Курмановой, сейчас вообще нет тестов по профориентации и изданной методологии на казахском языке. Но все же главное – задать общий вектор и поставить профориентацию на современные рельсы.
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»