Жительница Ленгера готовится стать учителем казахского языка и литературы в национальных школах.
Студентка второго курса Южно-Казахстанского государственного педагогического университета Кристина Бойко с раннего детства говорит на казахском. И благодарит родителей, которые приняли мудрое решение, отправив ее в казахский детский сад «Карлыгаш».
Соседями семьи Бойко были казахи и узбеки, с детьми которых Кристина сызмальства проводила все свое свободное время. Чтобы общаться со сверстниками, девочка запоминала новые слова. Это происходило само собой, в процессе игры. Говорит, что в условиях, когда вокруг звучит казахская речь, запомнить и слово, и фразу было несложно.
К радости папы и мамы, дочка охотно говорила на казахском, старательно выговаривала новые слова. Чтобы мотивировать интерес к языку, одно время Кристину постоянно спрашивали, какие новые слова она запомнила. Лексикон девочки пополнялся. Лучшим способом, чтобы она не забыла освоенное, родители посчитали общение в детском саду. Так трехлетняя Кристина стала там единственным ребенком, для которого казахский язык был неродным, но постепенно именно таким становился.
Когда пришло время идти в школу, на семейном совете обсуждали это со всей ответственностью и основательностью. Будущую первоклассницу отвели в казахскую школу, попросив учителя проверить знание языка. Тот устроил настоящий экзамен, который Кристина с честью выдержала. Педагог заверил взрослых, что они могут спокойно отдавать дочь в казахский класс. Он ничуть не сомневался, что девочка осилит программу обучения.
Кристину Бойко зачислили в Ленгерскую среднюю школу № 4 им. Каныша Сатпаева. На тот момент она стала в определенной степени «школьной достопримечательностью», и не из-за своей национальности. Педагоги отмечали устойчивый интерес к казахскому языку, который ученице давался легко. В общении с одноклассниками тоже никаких проблем не было. Они всегда поддерживали, подсказывали, если возникали какие-то затруднения.
Впрочем, Кристина училась хорошо. В аттестате об окончании школы у нее всего две «четверки» – по алгебре и геометрии. То, что она гуманитарий, было ясно еще с начальной школы. Школьница охотно читала книги, увлеченно пересказывала, демонстрируя широкий словарный запас.
В начальной школе сама успешно справлялась с домашними заданиями, а вот в средней школе ходила к репетитору, чтобы основательно подготовиться к урокам казахского языка, ведь родители не могли здесь помочь дочке. Дополнительные занятия на протяжении трех лет – с 5-го по 7-й классы – помогли ей глубоко погрузиться в тонкости казахского языка и литературы.
А дальше школьница вышла на тот уровень знания языка, когда помощь со стороны не требовалась. Наоборот, Кристина сама стала помогать одноклассникам при выполнении сложных упражнений по казахскому языку. Она принимала участие в школьных олимпиадах, выступала на сессии АНК, на своем примере показывая, что каждый человек может свободно говорить на государственном языке. Для этого достаточно желания и упорства.
– Говорить на казахском языке мне нравится. Интересно наблюдать реакцию людей, которые не в курсе, насколько я свободно им владею, – говорит Кристина Бойко. – И дело не в том, что каждый гражданин нашей страны обязан знать государственный язык. Мне нравится звучание слов, я, выражаясь молодежным сленгом, кайфую. Знание казахского – это целый пласт культуры. А еще язык открыл новые возможности общения. У меня друзья многих национальностей, они, как и я, свободно говорят на казахском.
Кристина в старших классах хотела стать журналистом. Так советовала бабушка, считая эту профессию интересной, да и ей самой нравилось находиться в центре происходящих событий. Но, по мере взросления, передумала и решила стать учителем казахского языка и литературы.
– Хочу учить детей казахскому языку, – продолжает Кристина Бойко. – Когда в школе были дни самоуправления, я вела уроки казахского языка в начальных классах. Учитель меня всегда хвалил, да и сама я чувствовала, что все хорошо получалось. Могла запросто найти контакт с детьми, объяснить тему. Мне доставляло удовольствие приходить в класс, вести урок. В роли учителя я не испытываю страха или дискомфорта.
Сейчас Кристина учится на втором курсе Южно-Казахстанского государственного педагогического университета. Студенческой практики в школе еще не было. Но практические занятия по предмету есть регулярно: студенты дают уроки перед одногруппниками.
Девушка считает, что обучение в вузе дало ей возможность в полной мере раскрыть всю красоту казахского языка. Она признается, что порой на родном языке то или иное слово произносит с акцентом.
– Мне доставляет удовольствие говорить, используя все богатство казахской речи, – утверждает Кристина Бойко. – Стараюсь в речи употреблять пословицы, поговорки, чтобы показать, насколько язык глубок и многогранен. Иногда думаю: если бы родители и не отдали меня в казахский детсад, я бы все равно выучила язык. Без этого жизнь получается какой-то ограниченной. Кто-то мне говорит: дескать, хорошо тебе, ты с детства говоришь на казахском. Наверное, это так. Я с малых лет общалась на казахском языке, в школе изучала его на системной основе. Но выучить язык могут все. И не просто могут, а должны. И приступать надо уже сегодня, сейчас, не теряя времени.