Разделительные ограждения
Два года назад в МВД прошло заседание «круглого стола» по обсуждению актуальных вопросов обеспечения безопасности на казахстанских дорогах. Тогда прозвучало: незамедлительного решения требует вопрос по созданию современной и, самое главное, безопасной дорожной инфраструктуры. Одним из немаловажных факторов назывались правильные разделительные ограждения на дорогах высотой не менее 1 метра и в виде сплошного бетонного перекрытия при четырехполосном движении. Судя по всему, эти предлагаемые изменения так и не были внедрены. Стоит ли ожидать, что межполосные разделители изменят свой вид и когда?
Сделаем небольшое отступление. Кто хотя бы изредка бывает на междугородних трассах, наверняка обращает внимание на разделительные конструкции. Отбойники, они же барьеры из металлического гнутого профиля, – самый популярный вид разделительного ограждения. Их преимущество – быстрая установка без применения спецтехники и способность гасить удар. Очевидный минус – высокая цена, они дороги в эксплуатации, а в случае повреждений требуется долгое и дорогостоящее восстановление.
Бетонные же разделители, напротив, дешевы в обслуживании, но в случае серьезного удара последствия для транспортного средства будут плачевными.
Прошло два года, но «бетонки» так и не установили, а все потому, что «предложения по проработке вопроса обустройства дорог бетонными ограждениями направлены в Министерство индустрии и инфраструктурного развития для включения в проект Комплексного плана по повышению качества автомобильных дорог, разрабатываемого по соответствующему поручению Главы государства», ответили в МВД.
Автобусы-«старички»
Тогда же на заседании был затронут вопрос введения запрета на первичную регистрацию автобусов возрастом старше 10 лет. В феврале текущего года эту норму, наконец, закрепили законодательно, но в силу запрет вступит лишь с 1 января 2022 года. Почему так долго жизненно важное решение (согласно статистике КАП МВД РК, каждый третий автобус в стране эксплуатируется свыше 20 лет, что приводит к печальным последствиям – нескольким сотням ДТП в год) воплощалось в законодательно закрепленное требование?
Ответ ведомства лаконичен: «В 2021 году внесено изменение в Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» (вступил в силу 13.02.2021 г.), предусматривающее запрет первичной регистрации в Казахстане автобусов старше 10 лет, который вводится в действие 1 января 2022 года. Данная норма рассматривалась и была одобрена депутатами рабочей группы Парламента». Как говорится, без подробностей.
Тревожная кнопка
Предполагалось, что на трассах на равном расстоянии, каждые 5 км, вдоль дорог будут расположены столбы с тревожной кнопкой, нажав на которую, человек сможет незамедлительно вызвать помощь. Особенно это актуально для междугородних трасс. Удастся ли в ближайшее время внедрить этот проект? Или он уже запущен?
Нам ответили: на сегодняшний день в рамках пилотного проекта на 1 237 км автодороги международного значения М-36 Екатеринбург – Алматы установлена аварийно-позывная связь с кнопкой «SOS».
При этом МВД прорабатываются вопросы с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан по установке вышеуказанных устройств при строительстве новых автодорог и реконструкции существующих. Значит, проект (согласитесь, очень важный), и правда, медленно, но верно претворяется в жизнь.
Система ЭВАК
Согласно Закону РК «О дорожном движении», все автотранспортные средства должны быть оборудованы устройством вызова экстренных оперативных служб, так называемым ЭВАК. Все новые автомобили должны уже продаваться в автосалонах с установленной «кнопкой SOS», как того требует техрегламент. Как в таком случае поступают владельцы автотранспортных средств, чьи автомобили не снабжены подобным устройством? Они должны самостоятельно приобретать и устанавливать это устройство? Кто контролирует их установку? Как приобрести именно сертифицированное средство, которое будет правильно интегрировано в систему и точно сработает при необходимости (в Интернете описаны факты покупки устройств без лицензии, не дающих сигнал)?
Тут нам дали развернутый, как сначала показалось, ответ: согласно статье 1 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении», система экстренного вызова при авариях и катастрофах – государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы.
Информационная система ЭВАК не прогнозирует ДТП и не влияет на их предупреждение, а предназначена только для передачи сигнала о случившемся факте аварии или катастрофы от транспортного средства посредством навигационных спутниковых систем в службы экстренного реагирования.
В соответствии со статьей 15 Закона уполномоченный орган в сфере гражданской защиты – Министерство по чрезвычайным ситуациям, следовательно, именно это ведомство организует координацию взаимодействия государственных органов при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате последствий ДТП; выдает должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате последствий ДТП; мобилизует материально-технические ресурсы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате последствий ДТП; обеспечивает деятельность аварийно-спасательных служб (в том числе аэромобильных отрядов), задействованных в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате последствий ДТП; создает, организует и обеспечивает деятельность трассовых медико-спасательных пунктов.
Но резюмировали: «Из чего следует, что все вопросы, касающиеся организации функционирования системы ЭВАК, следует направить в адрес МЧС». Что мы обязательно и сделаем.
Спутниковая навигация
Выносилось на обсуждение предложение оснастить транспорт оборудованием фиксации скорости и аппаратурой спутниковой навигации, чтобы диспетчер в любое время мог отследить автомашину и сообщить в случае чего спасательным службам. Удалось ли воплотить это намерение в жизнь?
Опять краткий ответ: «Уполномоченным государственным органом в сфере реализации государственной политики в области транспорта, координации и регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан является Министерство индустрии и инфраструктурного развития. В этой связи данный вопрос рекомендуется адресовать указанному министерству».
Скотопрогоны
Как будет решаться еще одна серьезная проблема – отсутствие скотопрогонов? Ведь раньше их наличие было обязательным условием, а сейчас животные, без надзора пересекающие проезжую часть, часто становятся причиной серьезных ДТП.
Тут тоже сделаем небольшую ремарку. Согласно Типовым правилам выпаса сельскохозяйственных животных, «для перегона сельскохозяйственных животных проектируются скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования и долгосрочного пользования». Определяются они местным исполнительным органом районов (городов) и областей по согласованию с главными государственными ветеринарно-санитарными инспекторами соответствующих административно-территориальных единиц. При перегоне сельскохозяйственных животных на расстояния до 5 километров ширина скотопрогона составляет 50–70 метров, при количестве перегоняемого крупного рогатого скота 200–250 голов или 600–800 голов мелкого рогатого скота.
То, что скот на дороге смертельно опасен, знают все без исключения водители. Особенно в темное время суток. Только вот владельцем скота чаще всего наплевать и на свою рогато-копытную собственность, и на тех, кто в эту собственность может влететь на большой скорости. И кто будет виноват, если произойдет такое столкновение вне действия знака 1.24 «Перегон скота»?
Если по уму, то в случае ДТП с участием животного и при очевидном ненарушении водителем скоростного режима и ПДД последний не несет ответственности по части 1 статьи 601 КоАП РК. Но ведь и сам факт такого происшествия неприятен, а то и смертелен. И хотелось бы уже разобраться с этой проблемой – брожения скота по трассам в тех местах, где быть его и близко не должно.
Тем не менее и тут МВД было кратким: «Согласно СП РК
3.03-101 «Автомобильные дороги», при строительстве дорог I категории (4 полосы и более с разделительной полосой) устройства скотопрогонов обязательны.
Кроме того, 27 декабря 2019 года решением Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Республики Казахстан одобрен Комплексный план профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2020–2022 годы, в рамках которого также предусмотрена поэтапная установка ограждений вдоль автомобильных дорог вблизи сельских населенных пунктов и пастбищ, со строительством в указанных местах скотопрогонов через автомобильные дороги». Наверное, массовое строительство скотопрогонов начнется аккурат в 2022 году, раз пока их нет, а план уже в действии.
Автомобили-«иностранцы»
Как продвигается временная регистрация автомобилей, завезенных из государств – членов ЕАЭС? Сколько всего автомобилей с иностранными номерами поставлено на казахстанский учет? Уменьшился ли поток ввозимых иностранных автомобилей? Изменились ли условия регистрации? Какие номера выдаются временно зарегистрированным автомобилям?
В ведомстве ответили: сроки регистрации ввезенных автомобилей гражданами Казахстана из Армении продлены до 1 марта 2022 года (постановлением Правительства от 27.02.2021 года № 104 «О некоторых вопросах ввоза в Республику Казахстан отдельных транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения»).
В период с 1 июня 2020 года по 18 июня текущего года на учет поставлено более 20 тыс. (20 744) автомобилей, соответствующих условиям регистрации, в том числе 5 104 транспортных средства переоборудованы с правостороннего на левостороннее расположение органов управления.
Условия регистрации транспортных средств не изменились. Государственный регистрационный номерной знак на автомобили, зарегистрированные на граждан Республики Казахстан в уполномоченных органах Республики Армения и ввезенные в Республику Казахстан до 1 февраля 2020 года, утвержден приказом министра внутренних дел РК от 26.05.2020 года № 427, на желтом фоне и серии «А».
В случае, предусмотренном пунктом 16-1, оригиналы регистрационных документов и ГРНЗ, выданных уполномоченным органом Республики Армения, хранятся по месту регистрации транспортного средства до принятия владельцем решения о его первичной регистрации либо вывозе за пределы Республики Казахстан (пункт 35-1 Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, утвержденных приказом МВД Республики Казахстан от 02.12.2014 года № 862).
При регистрации транспортных средств с левосторонним расположением органов управления, зарегистрированных на граждан Республики Казахстан в уполномоченных органах Республики Армения и ввезенных в Республику Казахстан до 1 февраля 2020 года, в особых отметках СРТС указывается: «Не подлежит регистрации на иное лицо».