Главная страница

Музыка вне времени и ограничений

Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» представил премьеру оперы-буффа известного итальянского композитора XVIII века Доменико Чимарозы «Тайный брак».

Сегодня во всем мире театры испытывают трудности: лок­дауны и запреты на проведение массовых мероприятий сыграли свою роль. Потеря живого контакта со зрителями, столь важного для артистов, сказалась как на общем состоянии сценических видов искусства, так и на развитии каждой творческой индивидуальности. Поэтому премьера оперы «Тайный брак» стала нас­тоящим праздником для любителей классической музыки.

Постановка шедевра Чимарозы на сцене Astana Opera имеет ряд особенностей. Во-первых, опера является продолжением Международного творческого проекта «Театр Piccolo», призванного донести до зрителя, что оперное искусство многогранно и может быть успешным и привлекательным не только на большой, но и на малой сцене. «Тайный брак» – третий спектакль в афише Теат­ра «Piccolo».

Во-вторых, для постановки избрана популярная музыкальная комедия, которая не сходит с подмостков ведущих театров мира. Как известно, жанр комедии требует от актера большего сценического мастерства и опыта, нежели драма или трагедия. Об этом свидетельствует тот факт, что в мировой оперной практике количество драматических опер в процентном соотношении превалирует над комедийными. Композитору сложнее творить музыку для комедии, либреттисту – сценарий, режиссеру – спектакль, а актеру – роль. Представленный на суд зрителя «Тайный брак» продемонстрировал высокий профессиональный уровень артистов театра Astana Opera и особенно их талант в комедийном жанре.

Следующей особенностью, придавшей яркость этому культурному событию, стал международный союз творческих личностей, которых объединила идея создания этого музыкально-сцени­ческого действа на казахстанской сцене. Дирижером-постановщиком выступил заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин, художественным руководителем и режиссером-постановщиком – Алла Симонишвили, сценографом и художником по костюмам – Манана Гуниа, хореографом – заслуженный деятель Казахстана Галия Бурибаева, руководителем оперной труппы – заслуженный деятель Казахстана Азамат Желтыргузов.

Поистине чарующая и блистательная музыка оперы-буффа Доменико Чимарозы стерла все границы. Зритель легко погружается в атмосферу XVIII века, раздвинув границы времени и пространства. Наслаждаясь звучанием оркестра и великолепным вокалом, слушатель обретает ощущение свободы творчества и живого общения с прекрасным, полностью забыв о современных реалиях и каких-либо вынужденных ограничениях. Не это ли истинное предназначение искусства?

Перед зрителем открывается картина барочной Европы: он оказывается в усадьбе богатого купца Джеронимо, который мечтает выгодно выдать замуж дочерей. С одной стороны, он не прочь обогатиться, с другой – породниться с аристократами.

По канонам оперы-буффа в сюжете обязательно есть интриги, тайны, путаница, нелепые ситуа­ции, гротескные персонажи… Так, отец девушек глуховат; граф Робинзон, несмотря на свою арис­тократичность, не столь богат; сестра Джеронимо Фильдама, будучи вдовой, увлекается молодыми людьми; родные сестры постоянно соперничают друг с другом. Сюжет настолько увлекателен и динамичен, что держит внимание зрителя на протяжении всего действа.

Отличительная особенность спектакля – его камерность и, следовательно, ограниченность пространства, возможностей его использования. Перед режиссером-постановщиком и сценогра­фом ставятся сложные задачи: максимально эффективно использовать сцену так, чтобы герои не мешали друг другу, придумать лаконичную сцено­графию, детально организовать взаимодействие всех композиционных элементов спектакля. Решения поставленных задач были блестящими!

Например, все декорации по­движны. Одна и та же деталь легко превращалась то в ажурное зеркало, то в громоздкий шкаф, то в колонну в саду. Манана Гуниа великолепно продемонстрировала свой талант дизайнера.

У каждого зрителя, находящегося в непосредственной близос­ти к сцене, есть возможность разглядеть каждую мелочь: мимику героев, мелкие жесты, костюм, грим. И здесь было явлено мас­терство художника по костюмам: Манана Гуниа подчеркнула цветовую и световую символику оперы. У героев был свой цветовой лейтмотив: молодые влюбленные – это белые и розовые тона, старшая сестра – насыщенный фиолетовый, вдовая тетушка Фильдама – темные краски. В зависимости от происходящего на сцене декорации подсвечивались в определенной цветовой гамме. Каждая деталь на сцене несла символическую нагрузку.

Талант режиссера-постановщика Аллы Симонишвили также заслуживает особого внимания. Ограниченность сценического пространства, не дающая актерам активно двигаться, была мас­терски обыграна мизансценами. Зрителям запомнились яркие комедийные эпизоды: сцена с дырявым носком графа Робинзона, во время которой Каролина признается в глубоких чувствах к другому молодому человеку; обыгрывание глухоты Джеронимо, когда в жизненно важных для своих дочерей ­моментах он ничего не слышит, а при обсуждении денежных вопросов слышит даже шепот; сцена обморока бухгалтера Паолино, подчеркивающая хрупкость возлюбленного Каролины; любвеобильность и нескрываемый интерес тетушки Фильдамы к молодым людям.

Серьезные вечные темы – неразделенной любви, отцов и детей, семейных взаимоотношений – были искусно обыграны комедийными приемами, предложенными режиссером-постановщиком спектакля. Через юмор и смех раскрылись разные стороны человеческой натуры.

В этой опере нет главных героев. «Тайный брак» Чимарозы словно пытается восполнить дефицит общения, образовавшийся за последнее время в совре­менном мире. Опера изо­билует коллективными сценами, здесь представлены все виды ан­самбля – дуэты, трио, квартеты, секстеты.

Оркестр является отдельным важным персонажем оперы. Его партитура характеризуется обилием сложных технических прие­мов и пассажей, активной динамикой, быстрыми темпами. Отсутствие оркестровой ямы и непосредственная близость к сцене создают трудности в аккомпанементе.

Взаимодействие героев происходит преимущественно в коллективных сценах. С точки зрения музыкального исполнительства это требует особого мас­терства и подготовки. Маэстро Абзал Мухитдин чутко направлял весь музыкальный коллектив, при этом уделяя внимание каждому лейтмотиву, отдельному пассажу, быстроменяющейся динамике и основным партиям певцов.

Бесспорным украшением оперы «Тайный брак» предстают вокалисты во всех составах. Следует отметить профессионализм в подборе голосов на все роли. Солисты не только имеют прекрасные вокальные данные, но и проявляют свою артисти­ческую природу. На одной сцене взаимодействуют вокалисты с большим театральным опытом и молодое поколение.

На премьере каждая роль была яркой и запоминающейся, а каждый актер отражал свою индивидуальность. Образ графа Робинзона, напыщенного и слегка наивного, прекрасно воплотили Евгений Чайников и Ержан ­Саипов. Чувственную и эмоцио­нальную Каролину блестяще передали Салтанат Ахметова и Елена Ганжа. Незабываемой стала роль Элизетты в исполнении Жаннат Бактай и Альфии Каримовой. Нежную и тонкую натуру Паолино точно сыграли лири­ческие теноры Нарул Тойкенов и Артур Габдиев. Неотразимыми в роли Фильдамы предстали Татьяна Вицинская и Салтанат Муратбекова. Убедительными в роли Джеронимо были Талгат Галеев и Алтынбек Абильда.

Участие в постановке камерной оперы дает совершенно иной опыт вокалистам. Если на большой сцене актер все свое внимание направляет на индивидуализацию образа, то на камерной сцене он демонстрирует умение слышать собеседника, поддерживать его вокальную партию, строить ансамбль. У певцов здесь нет возможности спрятаться за массовыми хоровыми и танцевальными сценами или за декорациями. Актерская игра и тонкости вокальной техники выходят на передний план. И надо подчеркнуть, что все вокалисты прекрасно справились с трудностями, которые диктуют законы жанра камерной оперы.

Премьера оперы-буффа Доменико Чимарозы «Тайный брак», состоявшаяся при поддержке Министерства культуры и спорта в Театре «Piccolo» на сцене Камерного зала им. Куляш ­Байсеитовой в Astana Opera, является предвестником будущих театральных сезонов, когда вновь станут радовать полные залы, живое общение артиста со зрителем, наслаждение искусством и энергетикой музыкантов. Во все времена музыка была вне времени и ограничений!

Автор:
Раушан Малдыбаева, кандидат искусствоведения
07:12, 15 Октября 2021
0
1390
Подписка

Популярное

Читайте также