Комплекс «Мәңгілік ел» в селе Шарапхана Казыгуртского района Туркестанской области пополнился сразу тремя памятниками – «Алаш арыстары», «Анаға тағзым» и «Кажымукан Балуан».
Идея их установки принадлежит председателю международного общественного благотворительного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау», заслуженному деятелю Казахстана Бекету Тургараеву. Так меценат вносит свой вклад в реализацию программы «Рухани жаңғыру», инициированной Первым Президентом.
Для популяризации истории Казахстана, сакральных мест и важных политических событий прошлого несколько лет назад на холмах Казыгурта Бекет Тургараев заложил парк. Задумка была простой: все проезжающие по трассе Шымкент – Ташкент могут сделать остановку в середине пути, прогуляться по аллеям, вдоль которых установлены таблички с отрывками из «Слов назиданий» Абая, погрузиться в историю – далекую и не очень.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в зеленой зоне установили монумент, увековечив имена местных жителей, отправившихся на фронт. С тех пор здесь открыт еще ряд знаковых объектов, знакомящих с историей Казахстана. Один из них, к примеру, мемориальный комплекс «Батыр бабалар», установленный в честь 375-летия великой победы в Орбулакской битве.
Гармонично вписался в центральную аллею парка и монумент «Анаға тағзым», воспевающий материнскую любовь. Фигура труженицы с младенцем на руках подчеркивает, что каждый человек своим рождением обязан матери.
Еще один новый памятник – «Кажымукан Балуан» – посвящен прославленному борцу Кажымукану Мунайтпасову, 150-летие которого отмечается в нынешнем году.
На торжественную церемонию открытия памятников собрались представители интеллигенции, общественные деятели, историки и писатели. В своих выступлениях Мамбет Койгельды, Куаныш Султанов, Сауытбек Абдрахманов, Нармахан Бегалиулы и другие отметили особое значение установки монумента «Алаш арыстары».
– Главная идея «Алаш» сводилась к объединению народа, чтобы он был самостоятельным хозяином своей земли и страны, своего языка и культуры, своей истории, – считает доктор политических наук, профессор Абдижалил Бакир. – Деятели «Алаш» ратовали за то, чтобы казахи жили всегда дружно с соседями. Это великие идеи, которые лежат в основе каждого национального независимого государства. Мустафа Чокай об этом написал несколько статей. Если мы будем изучать и знать идеи «Алаша» – будем понимать, что такое независимость, что такое независимое сознание. Если сознание не созрело, мы не можем до конца осознать, что значит быть хозяином своей земли, своей страны.
Ученый уверен, что такие памятники надо открывать повсеместно, поскольку идеология «Алаш» только возвращается к нам, с каждым днем обретая актуальность.
Выступающие напомнили многие факты, связанные с деятельностью алашевцев.
– «Алаш арыстары» – это те, кто в первые годы становления Казахстана определили границы нашей страны, определили ее будущее, – отметил лауреат Государственной премии РК, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Абдирахман Омбаев. – Муслим Ермеков был в студенческие годы моим ректором и рассказывал, что его брат Алихан Ермеков на протяжении восьми часов вел разговор с Лениным, убедив его, что территория Казахстана должна быть закреплена в тех границах, которые затем официально обозначили при создании Казахской союзной республики. Благодаря усилиям лидеров «Алаш» мы сохранили свою территорию. Благодаря этим людям сохранились казахский этнос, культура, язык.
На создание монумента «Алаш арыстары» фонд «Жеті жарғы және Қожаберген жырау» объявил конкурс. От потенциальных участников ждали проекта, объединяющего всех лидеров движения. Такое пожелание высказали организаторы конкурса, исходя из того, что в Караганде, Нур-Султане, Семее, Шымкенте уже увековечили память об отдельных лидерах «Алаш». При этом в республике нет ни одного монумента, на котором были бы все лидеры партии. «Алаш арыстары» стал первым.
– Композиция, выполненная из кованой меди, объединила девять человек, которые возглавляли движение, – рассказал Абылхан Баялиев, руководивший группой скульпторов, выигравшей конкурс. – Конечно, нам пришлось долго искать вариант, чтобы монумент не казался громоздким, тяжелым для восприятия. В итоге сошлись на том, что фигуры будут по пояс, добавили шанырак. Он композиционно всех объединяет, символизируя также усилия алашевцев, направленные на сохранение истории и культуры казахского народа, его духа. Сложность была в том, чтобы добиться портретного сходства всех героев. Для этого пришлось изучать архивы, фотографии, читать о героях, чтобы понять характер, мимику.
Помимо лидеров движения «Алаш», лица которых вполне узнаваемы, на гранитных стелах начертаны фамилии 141 участника движения.
– Мы много говорим сегодня об истории становления государственности, – отметила доктор исторических наук, профессор, академик НАН РК Дария Кожамжарова. – Алашординцы этой идеей были вдохновлены еще в начале прошлого века. Они хотели уже тогда создать государство, которое служило бы народу. Речь не шла о том, будет ли это мононациональное государство или многонациональное. Сказалась идеология, поэтому долгие годы их идеи и инициативы замалчивались. Сегодня идеи «Алаш» актуальны, потому что во время глобализации много рисков, включая риск размытия национальной идентичности казахского народа. Национальный код, идентификация всегда важны. Сейчас 198 государств на планете – это те страны, которые имеют свои земли. А есть около 10 тысяч народов и народностей, которые не имеют своих государств, своей территории, не сохранили язык. Те пять принципов, о которых 100 лет назад говорили алашординцы, актуальны сейчас. Для каждого народа. И важно это понять. Каждому народу хочется сохранить свой язык, свою культуру, историю, государственность. И в этом главная идея алашординцев.
Обсуждение вклада «Алаш» в становление казахской государственности продолжилось в ходе республиканской научно-практической конференции «Духовность Алаша и независимость», состоявшейся на базе Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова.