Ну, докатились!

6906
Елена Ульянкина

Жители региона и раньше были недовольны: ругали автопарки за переполненные автобусы, гонки на дорогах и грубость кондукторов. Однако с наступлением холодов ситуация усугубилась. А недавно в области произошел, можно сказать, транспортный демарш: 28 октября на линию не вышли почти все пригородные маршруты. Жители моногородов Темиртау, Сарани, Абая, Шахтинска, а также поселков Шахан, Топар и Егиндыбулак, которые работают и учатся в Караганде, не смогли добраться до областного центра.

Когда стали разбираться, выяс­нилось, что все маршруты-нарушители обслуживает одно предприятие – автопарк № 3. Он в Карагандинской области самый крупный, занимает 70% рынка.

На переговорах с чиновниками директор автопарка заявил, что не выпустил автобусы на линию из-за дефицита дизельного топлива и сложного материального положения. Перевозчик потребовал от акимата выплатить субсидии на покрытие убытков, которые положены ему по Закону «Об автомобильном транспорте». Речь шла о 2,5 млрд тенге. Власти пообещали в ближайшее время перечислить субсидии, после чего движение пригородных автобусов возобновилось.

Появились случаи, когда водители и кондукторы самовольно повышали плату за проезд. К примеру, 14 октября экипаж пригородного автобуса № 71, который возит пассажиров из Караганды в село Кокпекты Бухар-Жыраус­кого района, поднял стоимость билета с 80 до 150 тенге. Это возмутило людей. Поэтому они потребовали остановить автобус на полпути и вызвали сельского акима. Чиновник урегулировал конфликт между пассажирами и экипажем.

С такой же проблемой столкнулись и пассажиры пригородного автобуса № 84 Караганда – Ботакара. Кондуктор потребовал, чтобы пассажиры выложили за проезд не 200 тенге, как положено, а по 400. Люди возмущались, но были вынуждены заплатить, поскольку альтернативы 84-му маршруту нет.

А вот 26 октября произошел вопиющий случай, который стал реальным подтверждением ожес­точенной борьбы за план по сборам платы за проезд. На остановке в центре Караганды подрались водители двух автобусов одного маршрута. Второй приехал и стал собирать пассажиров раньше положенного времени. Первый обиделся на коллегу и в расстроенных чувствах дал волю кулакам. В результате на водителей оформили протокол за хулиганство.

К сожалению, подобные инциденты в Караганде и его городах-спутниках не редкость. Перевозчики сильно пострадали из-за карантинных ограничений. В 2020 году количество людей, которые пользуются общественным транспортом, снизилось на 65%, а пассажирооборот упал на 70%. В результате 4 из 13 автопарков области из-за нерентабельности закрылись. Перестали ходить 33 межрайонных маршрута. Все это негативно отразилось на качест­ве обслуживания пассажиров.

– В 2019 году в Караганде работали 9 компаний-перевозчиков, в настоящее время осталось 6, – сообщил руководитель отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды Алибек Дюсембеков. – У них на балансе имеется 540 автобусов с учетом резерва. Ежедневно на линию выходят 350–360 автобусов. В связи с нехваткой квалифицированных водителей нет возможности обеспечить полный выход транспорта на линию и двухсменную работу.

Положение усугубил недавний дефицит дизельного топлива, который образовался из-за остановки на ремонт Павлодарского НПЗ. Тогда солярку на автозаправках продавали только по талонам. А когда дизтоплива не стало хватать общественному транспорту и автопарки стали сокращать рейсы, акимату Карагандинской области пришлось регулировать поставки горючего в «ручном» режиме.

Тут перевозчики снова стали поднимать вопрос об убыточности действующего тарифа на проезд в общественном транспорте. Сейчас он в Караганде составляет 80 тенге, тогда как расчетный находится на уровне 280 тенге. Разницу между ними власти должны покрывать за счет бюджета. Здесь чиновники с перевозчиками согласны, а вот в суммах субсидий они расходятся.

– В 2020 году на субсидирование убытков перевозчиков из областного бюджета были выделены средства в размере 900 миллионов, в 2021 году – 950 миллионов тенге, – отметил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Карагандинской области Нурлан Есентаев. – Средства выплачены перевозчикам в полном объеме. При этом общие годовые убытки по 58 маршрутам составляют 4,2 миллиарда тенге.

Что же касается общественного транспорта Караганды, то его субсидируют из городского бюджета. На это, по данным акимата, в казне предусмотрено 4,3 млрд тенге. Причем 922 млн тенге из них перевозчикам выделили только в начале ноября, после того, как автопарк № 3 устроил транспортный демарш и не выпустил на линию пригородные автобусы.

Надо отметить, что акиматы неохотно выплачивают перевозчикам субсидии из госбюджета. Власти сомневаются в достоверности данных, которые в своих отчетах указывают автопарки. Ведь пассажиропоток в области давно никто не считал, а значит, они вполне могут завышать количество перевезенных пассажиров.

Чиновники надеются, что исправить ситуацию к лучшему поможет система электронной оплаты проезда, которую сейчас внедряют в городских и пригородных автобусах. Она должна заработать в нынешнем декабре.

Эта система позволит посчитать всех пассажиров и льготников, за проезд которых платит государство, в отдельности. Тогда станет ясно, каковы реальные доходы и убытки автопарков.

Но улучшится ли работа общественного транспорта после запуска системы электронного билетирования? Для пассажиров это самый главный вопрос.

Популярное

Все
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Помощь для пострадавших идет со всех уголков Казахстана
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Мы все преодолеем!
Свыше 8,8 тыс. казахстанских семей получили господдержку после паводков
Одни и те же грабли
Любящим родителям нечего бояться
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Очаги распространения рапсового листоеда обнаружены в Алматинской области
Олимпиада: Нариман Курбанов едет в Париж
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]