Главная страница

О, корсары! О, флибустьеры!

В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая представили воссозданного «Корсара» – балет искрометный, яркий и приправленный доброй дозой эротичной манкости.

Песнь души

Байрон не был бы Байроном, если б не превратил свирепого и дикого капитана морских пиратов в лирического героя: нежно влюбленного, готового творить добро налево и направо и содрогающегося при виде невинно пролитой крови.

Адольфу Адану, маститому французскому композитору той же эпохи романтизма, оставалось только положить запутанный сюжет на блистательную музыку. И все – «Корсар», шедевр из золотого фонда мировой балетной классики, на следующие полтора века после премьеры зажил своей жизнью.

Две одинаковые постановки «Корсара» найти практически невозможно. Спектакли всякий раз обновляются оригинальными сценами, музыкальными аранжировками, танцевальными номерами. И каждая режиссерская работа – сугубо авторская история про злоключения двух влюбленных – пирата Конрада и юной гречанки Медоры.

Вокруг них могут разворачиваться всевозможные события: морской бой и пленение, бойкая торговля на невольничьем рынке и отчаянные пляски в гареме старого паши, побег из неволи и тайные свидания, но финал должен быть одним – любовь побеждает все: алчность, предательство, страдания и, конечно, саму смерть.

– С момента премьеры постановок «Корсара» было очень много. Основу их составляли музыка Адана, оркестрованная самим автором, и фрагменты, написанные другими композиторами: Минкусом, Дриго, Дворжаком, Чайковским, Корнблитом, – говорит дирижер-постановщик спектакля Ерболат Ахмедьяров. – Сейчас известно не меньше 4–5 вариантов оркестровок балета. В своей постановке мы дополнили оригинал наиболее интересными вариациями и попытались добиться более свежего звучания оркестра.

Полгода ушло на составление музыкального материала балета, в итоге симфоническому оркест­ру под управлением Ерболата Ахмедьярова удалось добиться самого желанного – гармоничного, наполненного, проникновенного звучания адановского бестселлера. И еще – у музыкантов теперь есть собственная партитура балета, которой нет ни в одном другом театре мира.

Шедевр из пазлов

Постановщик «Корсара» для алматинской сцены главный балетмейстер КГАТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева признается, что тоже приложила авторскую руку к балетной классике. Трех актов для динамичной восточной сказки ей показалось многовато, да и некоторые мизансцены затянуты. Однако академическую часть балета Гульжан Усамбековна сохранила буквально в рафинированном виде.

– Ключевые танцевальные фрагменты, которые считаются мировой классикой, остались неизменными. Но некоторые па-де-де, различные вариации, сцена «Оживленный сад» и танец корсаров были сделаны в моей редакции как хореографа, – говорит народная артистка РК.

Доля этой творческой переработки оказалась такой весомой, что позволяет директору театра Ае Калиевой называть новую работу коллектива «Корсаром» от казахстанского балетмейстера Гульжан Туткибаевой.

«Корсар» во все времена оставался кассовым хитом, который приносил театрам хорошие сборы. Эклектичный, темповой и красочный, он и теперь сохраняет почетное место в топ-листе зрительских симпатий. На сцене КГАТОБ им. Абая балет шел ровно 10 лет, с 1996 по 2006 год, и всегда с неизменным успехом.

Кстати, это была не собственная постановка, а перенесенная версия Новосибирского академического театра оперы и балета. Спектакль Алматы получал в дар в полном комплекте: с декорациями, костюмами, световым и музыкальным решениями и в хореографии худрука НОВАТ Владимира Владимирова. В нищие перестроечные годы это был поистине царский подарок. Исчез балет с афиш театра тоже по причине прозаической – полного износа его материальной части.

Но никакая шлягерная успешность проекта под названием «Корсар» не умалила бы истинной ценности балета. Он грандиозный, требующий разножанровой актерской работы и «нашпигованный» сложными танцевальными номерами. Его еще называют мужским за партии солистов, где можно блеснуть и прыжковой, и вращательной атлетикой.

Все мечтают

– В «Корсаре» все мечтают танцевать. Он нескучный и эмоциональный, – говорит солист
КГАТОБ Нельсон Пенья. – Премье­ру мы готовили на карантине, и возможность попасть в спектакль была хорошим мотивом, чтобы держать себя в форме.

Кубинец Нельсон Пенья – уникум алматинской сцены. Фактурный танцор ростом под 2 метра с рельефными мышцами, которые грех прятать под трико, в казахстанском театре, да и в балете вообще оказался случайно, но буквально на глазах завсегдатаев КГАТОБ вырос в техничного и артистичного премьера. В «Корсаре» Нельсона задействовали сразу в двух ролях – главного героя капитана Конрада и раба Али.

Кстати, именно для этого спектакля постановщики впервые подготовили сразу четыре состава солистов, включив в работу всех ведущих артистов балетной труппы. Мечты же должны сбываться! Да и с прак­тической стороны все логично: балетные не могут долго оставаться в простое – им нужны эмоции, движение и, конечно, зритель.

Новоявленный «Корсар» от КГАТОБ – ничуть не отреставрированная старая версия. Он не перелицован и не откорректирован, а сделан по-новому, «перепрожит» от начала до конца.

– Мы хотели, чтобы зритель почувствовал себя неотъемлемой частью действия и ему захотелось оказаться внутри этого спектакля, – говорит хореограф-постановщик Гульжан Туткибаева. – Костюмы к балету создал народный художник России Вячеслав Окунев. Как всегда, они отличаются своим неповторимым стилем. Сцено­графию разработал итальянский художник Вильям Орланди. Его замысел несет в себе совершенно другое, непривычное для нас построение декораций, особенность которых – движение во время действия. Это придает спектаклю новое ощущение сценического пространства и динамику.

Сказка для взрослых

Со сценографией вообще-то получилась почти анекдотичная ситуация, но вполне в духе нашего карантинного времени. Вильям Орланди только и успел, что передать эскизы декораций, а сам слег в больницу и больше на связь со своим казахстанским ассистентом не выходил. Заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков говорит, что воплощать идею такого именитого сцено­графа было для него большой честью, правда, он не сразу понял, как это сделать.

– Я впервые встречаюсь с такой сложной сценографией, – признается художник. – Без макетов собрать подобные декорации невозможно, но пришлось. Все конструкции должны были быть легкими и подвижными, поэтому их делали из алюминия – тоже непростая технология, с которой никогда прежде не сталкивался. Но я взялся и получил настоящее удовольствие от этой работы.

Сценическое оформление нового «Корсара», теперь уже к удовольствию зрителей, получилось блистательным. Роскошество дворца паши, пестрота восточного рынка, мрачная палуба пиратского корабля и каменные улочки города-крепости, сопровождаемые для большего эффекта компьютерной графикой... Все это сложилось в масш­табное реалистичное полотно, на котором так хорошо смотрятся красивые герои из волшебной сказки для взрослых.

Конечно, а чем еще впечатлить избалованного видеоконтентом зрителя, если не авантюрным приключением, где дерзкие мужчины дерутся за своих возлюбленных, а девичьи сердца продолжают рваться на свободу даже из нарядного гарема и где вовсе даже не пошло рифмуются «любовь» и «кровь»?

Балет «Корсар» снова займет лучшее место в репертуаре
КГАТОБ им. Абая. У театра на выходе еще премьеры, которые задержал коронавирусный локдаун. И они наверняка окажутся не менее впечатляющими. Все-таки мы очень соскучились друг по другу!

Автор:
Людмила Макаренко, Алматы
09:21, 11 Декабря 2020
0
606
Подписка

Популярное

Читайте также