«Светлые думы», «Гроза», «Женитьба» и «Снегурушка» – этими спектаклями порадовали карагандинских зрителей артисты Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького. В гастрольный репертуар они вошли не случайно: все – новинки, их поставили на столичной сцене в течение двух последних лет, когда действовали карантинные ограничения. И карагандинцы стали первыми после жителей Нур-Султана, кто увидел эти спектакли.
– Наши театры связывает давняя дружба, – отметил главный режиссер столичного драмтеатра Бекпулат Парманов. – Мы привезли в Караганду самые лучшие спектакли. С постановкой «Светлые думы» в конце декабря едем в Москву, на международный театральный форум «Золотой витязь», затем везем спектакль в Челябинск.
«Светлые думы» открыли гастроли в Караганде. Это сценическая фантазия по мотивам восьми рассказов Василия Шукшина: «Крыша над головой», «Актер Федор Грай», «Степкина любовь», «Сапожки», «Мой зять украл машину дров», «Светлые души», «Думы» и «Хозяин бани и огорода». В единое целое их объединил приглашенный из Челябинска режиссер-постановщик Евгений Гельфонд. Он художественный руководитель Международного театрального фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК театра». Режиссер приравнивает театр к дому, в котором все, кто создает спектакль, задействованы в одном большом «семейном» деле.
– Для меня «Светлые думы» – это спектакль о семейных ценностях, – отметила ведущая актриса ГАРТД им. М. Горького Светлана Фортуна. – К сожалению, в наше время традиционный институт семьи всячески уничтожается, поэтому так важно говорить о семейных ценностях. «Светлые думы» – это простые истории о том, как обычные семьи находят счастье в беседах, в ощущении друг друга, в совместном чаепитии.
Вторым спектаклем, который увидели карагандинцы, стала пьеса А. Островского «Гроза». Ее поставил молодой режиссер из Санкт-Петербурга Рача Махатаев. Изюминка спектакля заключается в «эффекте присутствия». Зрители находятся на сцене и становятся участниками действия, которое разворачивается у них на глазах.
Маленькие зрители увидели сказку «Снегурушка» Михаила Бартенева. Завершала программу пьеса Н. Гоголя «Женитьба» в постановке режиссера из Казани Туфана Имамутдинова. Он перенес сюжет классического произведения в пространство современного офиса. Попытки Феклы Ивановны женить преуспевающего клерка Ивана Подколесина остаются тщетными. На примете у свахи есть незамужняя бизнес-леди Агафья Тихоновна, но нерешительный жених колеблется…
– Театр словно психотерапевтический сеанс, потому что судьбу героя каждой постановки зритель пытается «примерить» на себя, – говорила Светлана Фортуна. – Можно сказать, что артисты – психотерапевты, помогающие человеку ответить на вопрос: «А как бы я поступил в такой ситуации?» И это ценно.