Проблемы местного самоуправления

2056
Екатерина Бескорсая, Павлодарская область

В ПОЛЕ ВНИМАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

В частности, тему развития регионов и местного самоуправления Глава государства вновь затронул на расширенном заседании Правительства. Уже гораз­до более подробно, с цифрами, критикой и поручениями.

Вопросы территориального развития – основа качественной жизни всех казахстанцев. Это то, что в списке ожидания каждого жителя страны. В рамках региональных поездок Касым-Жомарт Токаев лично ознакомился с проблемами, которые волнуют людей на местах. Доступное жилье, занятость, качественное образование и здравоохранение, чистая экология, хорошие дороги и безопасность – все это наверняка хорошо знакомо и местным властям. Ведь именно об этом постоянно говорит народ.

И это основа, которая должна лежать в программе развития регионов. Но уже в каждой области или городе республиканского значения – свои особенности, и из этого складывается детальное содержание.

В выступлении Президента четко прослеживалась линия – власти на местах, будь то в разрезе областей и крупных городов или применительно к сельским районам и населенным пунктам, должны активнее работать с местным сообществом. И местное сообщество – это не только группки активистов, это все население, нужно обратить внимание и на предпринимательскую прослойку.

«Многие вопросы можно решить за счет создания лучших условий для предпринимательства, привлечения инвесторов и повышения налоговых сборов», – указал Президент.

Еще один блок – это распределение государственных финансовых возможностей. Глава государства расставил множест­во акцентов. Регионы слабо мотивированы на поиск дополнительных источников доходов. Многие регионы подсели на иглу в виде трансфертов из республиканского бюджета. Да и эти потоки планируются без глубокого анализа актуальной потребности и достоверного обоснования. Нет должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ за их эффективным и рациональным использованием. В итоге мы имеем то, что имеем: в прошлом году бюджет освоен на 99,5%, а результаты от этого освоения гораздо ниже планируемых – всего 84%.

Касым-Жомарт Токаев заявил, что необходимо продумать ряд мер, чтобы изменить ситуацию, например, при распределении трансфертов учитывать уровень экономической активности и особенности развития региона. «Самое главное – экономическая мотивированность местных влас­тей на увеличение деловой активности и укрепление местных бюджетов», – подчеркнул Глава государства.

В своем выступлении он также напомнил, что необходимо завершить работу по созданию бюджета четвертого уровня во всех населенных пунктах.

НЕУЖЕЛИ НЕ ХОТЯТ?

Между тем экономической активности сегодня не хватает не только управляющему звену нашего общества, но и всему населению. Откровенно говоря, большая часть людей живет по привычке ожидания, что кто-то другой все решит за них, возьмет на себя ответственность. А так можно на кухне или в социальных сетях порассуждать, покритиковать, но даже на собрание КСК или сельский сход приходят далеко не все. Лень?

Как регионы ждут трансфертов из республиканского бюджета, так и сельские акиматы надеются только на область, не ища никаких возможностей и не проявляя инициатив, чтобы в рамках бюджета четвертого уровня решать хоть часть своих трудностей.

По сути, это проблема не только одного акима, это проблема всего местного сообщества – население зачастую не мыслит экономическими категориями. И вот это необходимо преодолеть в первую очередь. Куда проще научить акимов и бухгалтеров вести дела в рамках бюджетирования, чем доказать местному сообществу, что оно само должно проявлять активность.

Чтобы ситуацию изменить, начинать нужно с сел и городов. Властям слушать граждан, призывать их к инициативам, потом последовательно выполнять поручения или желания местного сообщества, а если это невозможно – объяснять, почему и что делается, дабы это случилось в будущем.

Сегодня в Казахстане неправительственная организация «Институт развития местного самоуправления» реализует проект под названием «Участие граждан в принятии решений». Кстати, проект одобрен Центром поддержки гражданских инициа­тив. В Павлодарской области к его реализации подключился общественный фонд «Десента». Как рассказал его директор Сергей Гуляев, специалисты фонда должны обучить 150 человек, представляющих разные сельские округа области. Кроме того, после завершения обучения на конкурсной основе эксперты помогут самым активным сельским округам разработать полноценный, «живой» план или программу развития. Не просто с учетом сиюминутных «хотелок», а с точки зрения экономики и перспектив.

Встречи уже прошли с жителями Павлодарского, Успенского, Щербактинского районов, района Теренколь, на семинарах были как акимы, специалисты акима­тов, бухгалтера, так и члены местного сообщества, не имею­щие отношения к госслужбе.

– Начинали с самых основ – законодательства, Плана нации «100 шагов». Пытались объяс­нить в деталях, что люди имеют право участвовать в управлении страной, – рассказывает Сергей Гуляев. – Раньше это было как несбыточная мечта. Даже в 2006 году, когда первый законопроект о местном самоуправлении готовил Минюст, он вызвал сопротивление, и НПО готовили альтернативный, потому что государство в тот момент никак не хотело отдавать деньги и полномочия на места. Ведь еще не так давно наши сельские округа оставались не только без представительной и судебной власти своего уровня, но и без самостоятельного бюджета. С тех пор изменилось многое – цент­ральная власть предоставила сельским территориям немало возможностей. Бюджет четвертого уровня – это реальность сегодняшнего дня. С 2018 года 1 066 сельских округов Казах­стана имеют бюджет, со следую­щего года эта цифра превысит 2 400. И если раньше мы заявляли: местному сообществу дали полномочия, поэтому нужны финансы, теперь дали и финансы. Индивидуальный подоходный, имущественный, транспортный, земельный налоги, плата за рекламу, неналоговые сдачи в аренду, штрафы, доходы от продажи коммунальной собст­венности, добровольные сборы – не так мало статей доходов, которые пополняют тот самый бюджет четвертого уровня. Но картинка пока не самая радужная. У людей нет экономического мышления!

Местное сообщество вместе с местной властью не смотрят на перспективу. Как пояснил Сергей Николаевич, когда формируют бюджет и планы, ориентируются только на те средства, которые могут собрать, а вот просчитать, сколько же всего нужно на улучшение качества жизни, никто и не пытался. Не говоря уже о том, что в большинстве округов не задумывались, как повлиять на повышение сборов.

– Закидываю пробный шар – изучали ли управляющие акимы варианты с поднятием ставок налогов? – продолжает эксперт. – Спрашиваю: вы хотели бы поднять эти ставки, чтобы земля, недвижимость, имущество облагалось чуть большим налогом, но приносило тем самым большую пользу для населенного пункта? Ответ везде один – нет, мы этого не хотим. Но при этом все признают – «собственных» денег почти ни на что не хватает – в трех районах нам точно сказали, их хватило только на освещение. А как развиваться-то? Все возлагают надежды на бюджет верхнего уровня – «нам докинут». Эта советская каскадная система, что мы ждем, когда все выше утвердят, дала такую привычку ожидания. Штрафов вообще боятся касаться, потому что это село, не дай бог, своего оштрафуешь. Условно, полиция работает плохо, но помогать полиции мы не будем. Рекламы тоже нет, как и попыток ее использовать и стимулировать.

Общественник настаивает: на местах должны видеть, сколько нужно денег на будущее, как развить предпринимательство, которое всегда дает отдачу, как просчитывать риски? А пока же с последним случаются казусы. Например, в бюджет будущего года «включают» потенциальные налоги от предпринимателя, который в этом году заплатил 1,5 млн, а он, предприниматель, возьми да ликвидируйся. Все – большая дыра. А ведь чаще всего это можно предугадывать, если хорошо знать свой сельский округ, его успехи и сложности.

– Власти должны действовать последовательно: слушать людей, решать их проблемы, а если они не решаются, объяснять почему, отчитываться. Тогда будет и доверие, – подчеркивает Сергей. – Пока его нет. Возможно, это и объясняет низкую активность граждан. Я был уверен, что, когда выйдет закон о местном само­управлении, люди схватятся за эту возможность, но получается, что какой-то момент упущен – не всех это заинтересовало. И теперь предстоит наверстывать упущенное.

Общественный фонд «Десента» в рамках проекта «Участие граждан в принятии решений» готов не только обучать заинтересованных сельчан, но и провести полную практическую работу для одного сельского округа, где проведут анкетирование населения, разработают перспективный план развития, займутся вовлечением граждан в эту работу, составят карту ресурсов, социальную карту. Но пока в фонд поступило только одно письмо заинтересованности из Успенки, хотя о такой возможности заявляли всем…

– Мы на встречах все объяс­няли детально, разбирая на примерах и кейсах, – говорит руководитель фонда «Десента». – Допустим, заглянул в село инвестор, спрашивает, куда в Теренколе можно вложить деньги? Нам местные навскидку говорят – в шерсть, ее много. Но начинаем копать дальше – а найдем ли мы людей, которые будут работать в этой сфере? Проблема – безработица есть, но не факт, что захотят работать. Что будем делать из шерсти? Валенки. А будут ли они продаваться? На местах никто не знает, даже не думали анализировать. Вот и получается, что предприниматели сами по себе там крутятся, а у государст­венных управляющих даже нет представления о том, как их поддержать и стимулировать.

ИЛИ ПРОСТО НЕ МОГУТ…

Продолжила эту мысль и директор павлодарского филиала Академии государственного управления при Президенте РК Гульнара Исенова – сельские округа не знают своих конкурентных преимуществ.

– Сейчас работа по привлечению инвестиций – один из ключевых показателей работы местного акима. За счет бюджета не получится решить все и сразу, поэтому нужны частные вливания в наши села – в виде производства, рабочих мест, налоговой базы и так далее, – говорит Гульнара Константиновна. – Мы как-то в рамках обучения сельских акимов дали им такое задание – к вам приезжает группа инвесторов, подготовьте проекты, которые вы им предложите. Я анализировала потом всю полученную информацию. Акимы не знают конкурентных преимуществ своего села. И сейчас это не их беда. Я считаю, что каждое село области должно быть рассмотрено с точки зрения инвестора на уровне областных управлений. Мы предлагали составить такую карту с массой показателей – земельный бонитет, водные источники, электроэнергия, свободные участки, рабочая сила, сопутствующие производства, логистика, близость к рынкам сбыта и так далее, с разбитием территорий на зоны. Да, сельские акимы знают свое село, но они не знают, что из их реальностей – именно конкурентное преимущество, маркетинговых навыков не хватает, и это очень сложный блок. Так что оставлять их один на один в этом вопросе нельзя.

В филиале академии за последние два года провели немало обучающих семинаров именно по развитию местного само­управления – для акимов и специалистов сельских округов, для полицейских, бухгалтеров и так далее. Были и новые форматы, и пятидневная учеба, и прив­лечение самых компетентных экспертов, мозговые штурмы, проектный менеджмент и не только. И анализируя обратную связь – вопросы, поступающие от сельчан, Гульнара Исенова сделала вывод, что пока одно из самых узких мест в развитии местного самоуправления – это низкий уровень профессионализации сельских акимов. А ведь они должны знать финансовый менеджмент, основы инфраструктурного развития, быть своего рода инженерами, обладать высоким эмоциональным интеллектом, чтобы найти подход к населению, плюс иметь организаторские способности.

– Сейчас зачастую «центр» села – это школа, и поэтому большинство сельских акимов – сот­рудники сферы образования, – поясняет Гульнара Исенова. – Поэтому я считаю, что необходимо расширить список специальностей для участия в программе «С дипломом – в село», включить туда айтишников, бухгалтеров, юристов. Сколько сейчас оспаривается решений сельских акимов по земле? А все потому, что не хватает юридических знаний.

Не отрицает Гульнара Константиновна и того, что пока готовность самого населения к реализации всех возможностей довольно низкая. И тем не менее подвижки есть – даже на отчетных встречах акимов люди уже не просят решить их локальную проблему, а мыслят с точки зрения интересов всего села. И это результат того, что власти учатся говорить с людьми и решают часть их запросов.

А ЗДЕСЬ УЖЕ УМЕЮТ!

В Павлодарской области бюджет четвертого уровня внедрен пока в 32 сельских округах. Объем их суммарного бюджета на нынешний год превышает 5,7 млрд тенге. Естественно, большая часть из этого – трансферты, а собственные доходы – всего 492 млн. По последним данным, сельские округа с доходной час­тью справляются неплохо: уже собрано 264 млн, хотя на этот период планировалось только 212 млн. И эти цифры внушают надежду: дело не стоит на месте, пусть еще не все мыслят на перспективу, но зато с сегодняшними задачами многие справляются.

Есть и такие сельские населенные пункты, на которые могут ориентироваться все остальные. В Прииртышье отличный пример – Евгеньевский сельский округ.

Центральную усадьбу – Евгеньев­ку – можно назвать пригородом Аксу: село, в котором живут около 2 тыс. человек, стоит всего в 15 км от моногорода. Но оно составит городу хорошую конкуренцию: здесь нет пустующих домов, зато есть своя «Рублевка» с шикарными особняками, здесь нет получателей АСП, зато действуют 106 индивидуальных предпринимателей, здесь сотрудники крестьянских хозяйств получают по 180 тыс. в месяц, а трехкомнатные квартиры стоят 6–7 млн, столько же, сколько и в Аксу.

Евгеньевка – опорное образцовое село. И этим статусом здесь дорожит каждый житель, ведь чтобы его добиться, нужно было потрудиться всем.

– Нам повезло потому, что в
90-х, когда прошла реорганизация совхоза имени Гагарина, имущественные паи взяли нас­тоящие трудоголики, предприим­чивые люди, которые сейчас возглавляют крестьянские хозяйства, – рассказывает аким сельского округа Юрий Панихин. – Да, первое время было сложно, но в итоге сложился стабильный сельский округ, куда входят три села – кроме Евгеньевки еще крепкий Уштерек и небольшая Сольветка.

Сейчас здесь порядка десяти устойчивых хозяйств, большая часть занимается овощеводством, удалось сохранить и восстановить все орошаемые поля, а это площадь в 16 тыс. га. Развивается и животноводство – построена молочно-товарная ферма КХ «Сергей», в Уштереке несколько лет действует МТФ. И вообще, умелые крестьяне поставили свое дело на высокий уровень, применяют современные технологии, они действительно опора села.

По словам Юрия Леонидовича, за полтора года работы в «обновленных» условиях удалось многое улучшить в жизни округа и найти подход к жителям.

– Во-первых, провели большую точечную работу – обновили базу, работали персонально, делали поквартирные обходы, отправляли запросы по транс­портному, имущественному налогу, крестьянские хозяйства помогали нам, разъясняя все в своих коллективах. Только так нам удалось довести свою базу до полного содержания, с ней теперь легко работать, и найти поддержку граждан, – говорит Юрий Панихин. – Например, на начало июля мы собрали практически на 76 процентов транспорт­ный налог. Еще в прошлом году заинтересовали людей, объяснили – деньги на ваше родное село нужны в начале года, чтобы все успеть. И жители хорошо идут на контакт, уже и нет проблем с кодами платежей, учили всех, как платить, чтобы деньги поступили по назначению именно к нам.

В Евгеньевке идут с опережением и по суммам доходов. По плану здесь должны были за год собрать 5,4 млн тенге, но после первого полугодия эта цифра уже превышена – 5,8 млн. Удалось это сделать за счет неналоговых поступлений (с аукциона продали бездействующую водонапорную башню, которая давно не используется) и благодаря открытию новых и возобновлению деятельности старых ИП. А вот в прошлом году, когда только начали внедрять четвертый уровень бюджета, экономисты ошиблись с расчетами, завысив налогооблагаемую базу, в итоге недособирали больше полумиллиона от плана.

– У нас есть группа в WhatsApp – «Мы из Евгеньевки» называет­ся, – продолжает аким. – Все проб­лемы там обсуждаются, начиная от коммунальных – где-то мусор оставили, у кого-то собака сбежала, где-то освещения нет. Увидели бродячий скот, тут же скидывают фото с вопросом: «Чья корова, кто хозяин?» На все жалобы и замечания реагируем. Здесь же выкладываем новости, сообщаем о сельских сходах, различных мероприятиях. Для поддержания чистоты и порядка в селе действуют уличные комитеты. Есть и свой общественный совет, куда входят местные активисты.

И как раз потому, что насущные проблемы решают с учетом мнения граждан, растет доверие к властям. Например, одним из первых желаний сельчан было освещение сел. Сейчас все улицы в Евгеньевке, Уштереке и Сольветке освещены. И 1,5 млн тенге в текущем году вновь направлены на ремонт и содержание этого хозяйства, еще 2,7 млн – на центральные водопроводы двух сел. Остальные средства идут на благоустройство, содержание, гуртование свалок, текущий и ямочный ремонт, грейдирование улиц, установку лежачих полицейских, дорожных знаков. Асфальтирование дорог – следую­щий пункт повестки дня.

– Скажу так – мировоззрение людей поменялось, но и требования повысились. У кого-то светильник возле дома вечером не горит – нам говорят, «я же заплатил налоги, исправьте», мы реагируем на следующий же день. Односельчан радует, что теперь мы знаем, на что тратим бюджет, и сами решаем, как все будет. Любое решение, которое принимаем, утверждается общест­венным комитетом, куда входят 17 жителей трех сел. Только после их подписей приступаем к реализации. Конечно, выбираем наиболее насущные проблемы, – подчеркивает аким и, заметьте, не отделяет себя, как представителя власти, от местных жителей.

Такая работа – это не местечковые дела, это маленькая деталь, из которой и складывается мозаи­ка благополучия всего региона, а затем и всей страны. «В целом, вопросы регионального развития крайне важны. Чем сильнее регионы, тем сильнее вся страна», – это подчеркнул и Президент, обращаясь к руководителям правительственного и областного уровней. К слову, пос­ле последнего заседания Правительства Касым-Жомарт Токаев провел совещание с акимами регионов и городов, где поручил систематизировать требования населения и предметно работать над их решением, а также отражать их потребности в региональных социальных «дорожных картах». А уже в начале следующего года мы должны увидеть результаты анализа ключевых аспектов региональной политики, которые обсудят на Респуб­ликанском совещании акимов всех уровней. Времени совсем немного, а вот работы – вагон и маленькая тележка…

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Военнослужащие Нацгвардии заготовили и уложили более одного…
За границей ценят пользу жетысуских трав
Новаторы степных просторов
Учеба и работа в одном флаконе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]