Главная страница

Раскрывая тайны прошлого

В первой четверти XVI века хан Касым всю свою энергию направил на расширение и укрепление Казахского ханства, а главным направлением внешней политики была борьба за присоединение к ханству присырдарьинских городов.

По преданиям, он в числе других известных людей и мусульманских проповедников был погребен в окрестностях городища Сарайшык.

Об этом и многом другом говорили историки на панельной секции «Касым-хан и Сарайшык в истории государственности» в рамках международной научно-практической конференции «Ұлық Ұлыс – Алтын Орда», посвященной 30-летию Независимости РК. Трехдневный семинар проходил в Атырау, где с докладами выступили ученые из разных концов нашей страны.

Смута уничтожила документы

Кандидат исторических наук, профессор Университета им. Шакарима из Семея Амантай Исин представил доклад «Касым-хан и Акназар-хан в «Московских сведениях о Ногайской Орде».

– Ряд документов, относящихся к Уралу и Сибири XVII века, был собран и заархивирован по приказу Москвы. Документы, касающиеся международных отношений Московского государства XV–XVII веков, хранятся в Государственном архиве древних актов России. «Посольские книги» имеют особое значение, каждая – это составленная копия документов, охватывающих определенный период политических и дипломатических отношений с отдельными странами, – говорил Амантай Исин. – Возникновение и ослабление нашего родного государства было связано с тем, что посольские отношения между Казахским ханством и Московским государством трижды возрождались в XVI веке и дважды надолго прерывались. Известно, что «Казахские книги в правление Касым-хана» 10-х годов XVI века занесены в 38-й ящик в царских архивах Москвы.

Ученый отметил, что на сохранность казахских документов негативно повлияли так называемые годы Смуты в России, многое было уничтожено во время разрушительного пожара 1626 года в Москве. Документы о межгосударственных отношениях Казахского ханства и Московского государства в конце XVII века, в период правления Тауке-хана, хранились в сибирских центрах России, но не были объединены в отдельный сборник.

Объемные тексты посольских книг, составленных в Российской империи как «Книги ногайцев», изданы в 1791, 1793, 1795, 1801 годах. Ряд текстов – «Ногайские книги», «Крымские книги», «Турецкие книги» – были изданы в 1884 и 1895 годах. Некоторые ученые конца XVIII и XIX веков работали с подлинниками русских документов XV–XVI столетий по истории Казахского ханства. Историки Казахстана использовали лишь фрагменты текста из средневековых казахских и русских источников о государстве, введенных в научный оборот Н. М. Карамзиным, В. В. Вельяминовым-Зерновым. Считалось, что другого не было. Только в конце советской эпохи правительство Москвы издало «Посольские книги».

– У меня была возможность изучить рукопись Московского государственного архива древних актов, и я увидел сведения о смерти Касым-хана и политической ситуации в Казахском ханстве в 1521 году в рукописи «Книги турецких посольств». Там говорилось, что «казах Касым-хан умер этой зимой. Два его сына находятся в конфликте, никто не сидит на троне». Это было одно из посланий, доставленных в Москву в 1521 году шпионом Великого московского князя Василия. Первая информация об этом была опубликована в газете Семипалатинска в январе 1984 года, а исследовательская статья – в 1985-м, – рассказал Амантай Исин.

Какое значение имеет данный факт? Это свидетельствует о политических изменениях в казахских степях в 1519–1521 годах, о том, что в те годы Казахское государство получило господство над Волго-Уралом. В современной науке утвердились эти новые концепции.

– В те годы я был аспирантом. В 1985 году опубликовал фотокопию документа в газете, а затем и в республиканском научном журнале, где точно указал год смерти Касым-хана. Но некоторые востоковеды, считавшие, что о Казахском ханстве в XVI веке существовали только восточные данные, проигнорировали мое открытие и указали примерные годы смерти – 1518–1523 годы. Историк Карибаев распространил мое открытие через казахстанские статьи, за что я благодарен.

Однако до сих пор существует множество заблуждений о годах правления и смерти Касым-хана. Необходимо исправить несоответствия в учебниках и вопросах по ЕНТ.

– Год смерти Касым-хана должен быть четко обозначен как в научных публикациях, так и в учебниках – это 1521 год! – заключил ученый.

Историки поддержали его.

Найти дворец

Доклад доктора исторических наук, руководителя Сарайшыкского государственного историко-культурного музея-заповедника Абелсеита Мухтара назывался «Изучение ханской гробницы», но в целом был посвящен статусу Сарайшыка.

– Все мы знаем историю Сарайшыка. Историки обобщают все документальные данные и используют материалы археологических и картографических исследований, а также местные легенды. Анализируя все опубликованные материалы, я хотел бы обратить внимание на наиболее важные аспекты города Сарайшык во времена Золотой Орды, – говорил ученый.

Первое – Сарайшык был столицей Золотой Орды, Ногайской Орды, Казахского ханства. В 1334 году Ибн Баттута описал Сарайшык как Сараджуке. «Джук» означает «младший». Под этим подразумевался «малый дворец». Название Сарайшык означает статус богатого феодального города с его дворцами и мечетями. Город был резиденцией ханов Золотой Орды.

Второе. Историк В. Егорова, говоря о том времени, отмечает, что «народ не перемещается вместе с ханом, а оседает на постоянное место жительства». Таким образом ядро оседлого поселения формируется вокруг дворца верховного правителя. Российский археолог В. Плахов подчеркивает, что город Сарайшык строился не без плана.

Если принять во внимание переселение ханов того времени, Сарайшык был их сезонной резиденцией. Абелсеит Мухтар считает, что ранее Сарайшык имел приличный ханский дворец. Об этом говорят различные исторические документы, но, к сожалению, до сих пор место ханского дворца не найдено. Комплексные раскопки Сарайшыка должны быть продолжены.

Требуется реставрация

Кандидат исторических наук, археолог Марат Касенов говорил о мавзолее Касым-хана. Он напомнил, что в Сарайшыке издавна было городское кладбище:

– Долгие годы особое кладбище на окраине города было мес­том захоронения аристократов и ханов. Здесь хоронили и жителей города. Со временем более старые мавзолеи разрушились. Сейчас здесь находятся захоронения XIX века. В 1913 году историк Руднев писал, что в Сарайшыке хоронили ханов Золотой Орды.

Другой исследователь Василий Бартольд пишет: «Место захоронения золотоордынских ханов – Сарайчик, в низовьях Урала. Со слов Абулгазы о захоронении хана Тохтогу можно сделать вывод, что ханов хоронили здесь до принятия татарами ислама. Перед обращением в ислам их хоронили на кладбищах, и, согласно этикету, в гробницы клали оружие, ценные вещи, домашнюю утварь. Это создало легенду о том, что городские кладбища богаты». Однако, согласно мусульманской традиции, в могилы не клали никаких предметов.

Откуда взялась легенда о захоронении семи ханов в Сарайчике, неизвестно. Семь считается священным числом, поэтому считается, что похоронены семь ханов.

В середине XVIII века гробница Касым-хана была снесена, кирпичи использованы для других построек. Впервые поиски мавзолея хана были проведены в 1861 году А. Е. Алексеевым. Он приезжал в Сарайшык, вел раскопки, но не нашел могилу Касым-хана. А в в 1950-е годы археологические исследования в городе проводил Алькей Маргулан, который и раскопал мавзолей Касым-хана.

Марат Касенов отметил, что пришла пора реставрировать имеющиеся гробницы и сам мавзолей.

Номады были хорошими менеджерами

Доктор исторических наук из Актобе Талгат Жумаганбетов посвятил свое выступление налоговой системе в Улусе Джучи и ее роли в экономическом развитии страны. По его словам, до сих пор в обществе господствует мнение, что номады – дикие и необразованные массы, и они никак не могут создать государственную организацию:

– Монголов-шивэй в империи Сунь называли дикими или черными татарами, иногда монголами. Однако монголы Чингис-кагана оказались хорошими менеджерами. После перемирия с империей Цзинь и получения контроля над большей частью бывших владений чжурчжэней они сразу же занялись строительством гражданской сферы своей государственной организации. В невоенные структуры формирующегося государства и империи они привлекли вчерашних врагов и сегодняшних подданных, то есть образованных киданей и цзинцев. Суньские дипломаты с огорчением отмечают, что монголы приняли на работу «цзинцских собак». Империя Сунь была союзницей монголов в разгроме империи Цзинь, поэтому так переживали из-за ренегатов.

Талгат Жумаганбетов остановился подробнее на налоговой системе формирующейся Монгольской империи. Он отметил, что фискальная система монголов прошла два этапа: до 1231-го
и после этого года, то есть до реформы Елюй Чу-цая и после.

– До 1231 года Чингис и Угэдей каганы использовали налоговую систему «Хамаг монгол улуса», состоявшую в основном из различных ограниченных по времени повинностей и несения воинской службы. Собственно, территории 28 «природных» монгольских родов и племен были распределены через приписку семей и их хозяйств к административной единице – аймак. Главы аймаков ставились указом Великого кагана, и, как правило, ими были совершеннолетние члены каганской семьи, их приближенные, полководцы. За это они были обязаны нести военную, гражданскую службу и отвечали за исполнение различных повинностей перед каганом, собирали провизию для вою-
ющей армии, – рассказал ученый.

Для земледельческих регионов основными были два вида налогов. «Амбарный налог», или «тагар», – 10% от урожая. Торгово-ремесленная пошлина колебалась от 3 до 10% от денежных доходов. Тагар, пояс­нил историк, это когда один из 10 мешков собранного урожая отдавали в виде налогов. «Тамга» же – таможенный сбор от 3 до 5% – взималась с иностранных купцов, прибывающих в страну для торговли. Так как доля импортных товаров в жизни простого местного населения была невелика, то сумма «тамги» в товаре не играла определяющую роль в ценообразовании того времени.

Для определения суммы пошлины специальные чиновники фиска – весовщики – взвешивали весь прибывающий груз товаров и после этого взимали пошлину в виде наличных денег и очень редко – товаров. Ремесленники привозили свой товар на базар, где платили пошлину за право торговать и с каждой крупной сделки.

Многим будет удивительно узнать, что, помимо ежегодного основного налога, ханы Улуса Джучи на территории, например, владимирских и русских княжеств установили 14 видов различных нерегулярных, дополнительных налогов и повинностей «ордынских тягостей», не считая княжеские и церковные подарки – «поминки». В их число входили: выход – налог непосредственно в пользу монгольского кагана и хана Улуса, так называемая «царева дань», торговые сборы, извозные повинности, натуральные взносы на содержание монгольских послов, в основном это корм для скота и так далее.

– Упорядочение налогов и повинностей положительно сказалось на экономике вассальных территорий. Особенно это почувствовало аграрное население на церковных и вакуфных землях. На территории метрополии в бассейне рек Итиль и Жайык за счет налаженной системы извлечения налогов были построены десятки городов, городков и усадеб золотоордынской знати, которые сами становились центрами ремесла и торговли. Улус Джучи переживал стремительную урбанизацию. Быстро увеличивалась налоговая база данного государства. Джучиды уже при хане Мэнгу-Тимуре поняли, что с помощью макроэкономической стимуляции легче получить прибыль, чем за счет войны. И Улус Джучи отказался от войн, кроме одного принципиального соперничества за территорию Аррана, – отметил историк.

Знать Золотой Орды, как монгольская, так и кумано-кыпчакская, русская, кавказская, нуждалась в деньгах, поэтому они поощряли торговлю и развитие ремесла. Выгоды международной и внутренней торговли понял еще хан Бату, который оказывал покровительство иностранным купцам, порой выкупая разом и целиком товары со всего каравана.

– Но Смута и походы эмира Тамерлана разрушили прекрасно отлаженную систему. Фискальная система Золотой Орды после смерти хана Тохтамыша находилась в плачевном состоянии и полностью зависела от нерегулярных «выходов» – ежегодных налогов вассальных княжеств. Эти налоги в XV веке приходилось выбивать только путем военной демонстрации, – заключил Талгат Жумаганбетов.

Также на заседании панельной секции были рассмотрены такие темы, как «Некоторые архитектурные памятники Сарайшыка», «Проблемы распада Золотой Орды», «Сказания о Сарайшыке», «Роль Касым-хана в укреплении казахской государственности»… Профессор Берекет Карибаев подчеркнул, что при Касым-хане, как говорят источники, казахи достигли численности населения порядка миллиона, одного войска было 400 тыс. человек.

Казахское ханство при Касым-хане было самым сильным государством в Центральной Азии. Он умер и похоронен в Сарайшыке. В текущем году исполнилось 575 лет со дня его рождения и 500 лет со дня смерти. Будет сниматься художественный фильм про Касым-хана. Символично, что в нынешнем году, когда празднуется 30-летие Независимости Респуб­лики Казахстан, мы обращаем свои взоры к истории, к Золотой Орде. Город Сарайшык является частью истории Золотой Орды, которую, как и всю историю Казахстана, надо продолжать изучать.

Автор:
Серик Кабдулов, Атырау
03:41,3 Ноября 2021
0
5988
Подписка

Популярное