С надеждой на оффлайн

841
Наталия Хомс

Еще на сцене

Начался 119-й театральный сезон с полюбившегося публике спектакля «Евгений Онегин»: Сцены из романа. Наши дни». Да, играли пока еще не в родных стенах (там продолжается капитальный ремонт), а на площадках Дворца Мира и Согласия, столичных дворцов школьников, дворца культуры «Жастар»…

За этот короткий сезон в жизни театра произошло важное событие: благодаря новому директору Айболату Жаудыру репетиционный зал превратился в малую сцену. Там труппа успела сыграть четыре премьеры: «Грозу» А. Островского, которую поставил молодой режиссер из Санкт-Петербурга Рача Махатаев, спектакль «Человек-подушка» М. МакДонаха (режиссер Игорь Седин), «Приключение аистенка» по пьесе А. Болдинова (режиссер Бекпулат Парманов), а приглашенный режиссер из Уфы Туфан Имамутдинов поставил «Женитьбу» Н. Гоголя.

– Наши актеры впервые столкнулись с тем, что зритель находится на расстоянии буквально в один метр. Есть только сцена и зрительный зал. Любая недоработка заметна сразу. Здесь нужно играть виртуозно, прожить все нюансы своего сценического образа – крупным планом, как в кино. Думаю, нашим актерам такая учебная база для внутреннего расширения их творческого диапазона весьма полезна, – отметил главный режиссер театра, заслуженный артист РК Бекпулат Парманов.

К сожалению, многие планы остались неосуществленными. Это спектакли по произведениям братьев Гримм, по рассказам Шукшина, участие в международных фестивалях в Турции и России, юбилейный вечер в честь 70-летия народного артиста Кыргызстана, кавалера Ордена Дружбы РФ Сергея Матвеева. А вот небольшие гастроли актера-юбиляра состоялись: его моноспектакль «Наедине с Пушкиным» увидели зрители Нур-Султана, Алматы и Бишкека.

«Живем театром»

Когда объявили о закрытии театров на карантин, многие «ушли» в Интернет. Но не многие были столь же активны, как горьковцы, с удивительной самоотдачей придумывавшие и воплощавшие креативные идеи виртуального формата. Их, кстати, зрители быстро оценили и каждый день ждали – и получали – онлайн-новости.

– За время самоизоляции мы провели в режиме онлайн более 300 мероприятий: показали на YouTube-канале ряд наших ведущих спектаклей из архива, организовали в соцсетях творческие встречи для детей и взрослых, тематические программы... Я сам вел передачи под названием «Театральный тет-а-тет», где говорил о режиссуре и не только, беседовал с Ниной Мазур – одним из ведущих театральных критиков Европы, которая возглавляет многие театральные фестивали малых форм, – рассказал Бекпулат Парманов. – После очередного эфира «Тет-а-тет» меня даже спрашивали в комментариях: почему не пишете книгу о режиссуре? Как-то не задумывался об этом, а теперь решил всерьез рассмотреть такую идею.

Директор театра Айболат Жаудыр провел несколько творческих встреч – с ректором ГИТИСа Григорием Заславским, директором театра-фестиваля «Балтийский дом» Александром Шубом, руководителем Фестиваля современной казахстанской драматургии Drama.KZ Олжасом Жанайдаровым. Онлайн-встречи в рубрике «Живем театром» проводили художники, бутафоры, звукооператоры, гримеры, работники пошивочного цеха театра. Поэтический марафон состоялся ко Дню Победы, 9 Мая актеры поздравляли с праздником ветеранов.

Эти и другие проекты получили положительные отклики, и, можно сказать, постепенно сформировалась своя онлайн-аудитория. Например, эфиры главного балетмейстера театра Розы Бельгибаевой смотрели до 700 человек. Пластические упражнения настолько понравились, что зрители просили продолжать проект.

Впервые у драмтеатра в режиме онлайн прошли большие обменные гастроли: Русский театр драмы им. Ч. Айтматова из Бишкека «отправил» в столицу Казахстана спектакли «Демоны», «Белоснежка и семь гномов», «Звериные истории»… ГАРТД им. М. Горького в свою очередь «показал» в столице Кыргызстана «Женитьбу», «Евгения Онегина», «Снежную королеву», «Маленькую историю о маленьком Муке», «Смешанные чувства» и «Грозу».

Не забыли и о возможности самосовершенствования. Артисты театра три недели проходили онлайн-семинары по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению с ведущими педагогами ГИТИСа.

На одной волне

Наверное, самым резонансным культурным проектом карантина стало запущенное актером ГАРТД Сергеем Маштаковым первое в Казахстане театральное радио – Gorky FM. Онлайн-радиостанция работает по ссылке, и слушать ее можно где угодно, вне зависимости от частоты.

Актер признается: не ожидал, что этот проект привлечет столько внимания. С каждым эфиром подключалось все больше слушателей.

– Еще будучи студентом мечтал попасть на радио, стать ведущим. Мне это было всегда интересно. Как-то на гастролях в Санкт-Петербурге в магазине аудиотехники купил себе профессиональный студийный микрофон. Много лет он просто лежал. И вот пришел момент, когда пригодился. Для начала мы записали подкасты. Все это я делал в своей квартире: были только компьютер, студийный микрофон и куча фантазии, – вспоминает Сергей.

В первых эфирах рассказывали о спектаклях театра, их истории, ставили композиции из больших музыкальных архивов, давно «списанных» постановок, но запомнившихся зрителям со стажем. В рамках проекта «Театр – школам» Представительства Россотрудничества 20 минут радиоэфира было посвящено рубрике «Живая классика», в которой казахстанские школьники читали произведения отечественной и мировой литературы. Сергей Маштаков сам обрабатывал поступавшие аудиофайлы, делал музыкальные подложки и в каждом выпуске «выдавал» ребят в эфир.

В преддверии Дня Победы дети также читали стихи, но уже на военную тематику, рассказывали о своих дедах и прадедах. После эфиров на радио часто проигрывались аудиокниги, и несколько раз разыгрывались билеты – правда, уже на следующий сезон…

– У нашего радио только положительные отзывы. Люди охотно «заходили» на нашу онлайн-радиостанцию и делились своими впечатлениями, писали много слов благодарности. Это приятно, – поделился ведущий.

Позже в эфир стали «приглашать гостей» – известных деятелей культуры республики. На Gorky FM артисты-горьковцы читали отрывки и монологи из произведений, молодой режиссер и композитор, выпускник ГИТИСа Артем Терехин рассказывал о новых подходах к театральной деятельности.

Самым посещаемым стал эфир с заслуженным деятелем РК, актером и режиссером, профессором Юрием Ханинга-Бекназаром, выпустившим многих известных в СНГ артистов.

– Было очень много подключений: звонили в прямой эфир из Кыргызстана, Германии, России. Наши звезды Сергей Погосян, Евгений Жуманов общались с Юрием Ивановичем. Мы с супругой указали несколько телефонов, и люди дозванивались, – рассказал Сергей Маштаков.

Сегодня и театр, и радио в отпуске, но с наступлением нового сезона – вне зависимости от эпидситуации – активная радийная жизнь непременно продолжится. В планах – на постоянной основе собирать материал и делать новые программы.

Еще один продукт «карантинной» деятельности Сергея Маштакова – полнометражный фильм «Пустота», ставший его режиссерским дебютом. В проекте с нулевым бюджетом на безвозмездной основе приняли участие не только горьковцы, но и непрофессиональные актеры – например, рекордсмен мира по силовым номерам Сергей Цырульников. Премьера фильма состоится, как только откроются кинотеатры.

Творчество – вне карантина

Ведущая актриса театра Светлана Фортуна тоже побывала в роли ведущей в Instagram – на нескольких прямых эфирах и интервью с коллегами. По ее словам, такой опыт помог разрабатывать навыки общения, импровизации.

– Я провела порядка 15 эфиров как актриса, как мама, говорила о многом – о родах, о здоровье, о гомеопатии… Конечно, были и творческие эфиры, что тоже давало вдохновение. На пятом или шестом эфире поняла, что уже чувствую свою силу в импровизации, что даже из воздуха могу свить какие-то «перлы», заполнить пространство информацией, – поделилась Светлана.

Особенность таких эфиров в близости зрителя, в прямой обратной связи – любой может задать вопрос ведущему, и его тут же увидят все «присутствующие». Имея такую возможность, зритель «отвел душу», задав актерам театра много не только профессиональных, но и неформальных, личных вопросов. Светлана Фортуна отмечает: было интересно все – рацион питания и время сна, медитация, хобби, занятия спортом... В одном из эфиров даже состоялась викторина на лучший вопрос!

Однако в этом разговорном жанре есть свои нюансы. Одно дело – написать пост, когда достаточно времени углубиться в текст, подойти к теме с разных сторон, что-то исправить. А работа в режиме онлайн-вещания и умение быстро «маневрировать» информационным запасом – совсем другое.

– Много лет я являюсь тренером и мастером практики по ораторскому мастерству. Однако карантин дал дополнительную возможность «поднатаскать» себя в искусстве красноречия. Проверила свои способности и здорово «подковалась», – отметила Светлана.

Самыми запоминающимися для актрисы были эфиры с коллегой по цеху – Иваном Анопченко. Собрав аудиторию в половину обычного зала, они весело проводили время со зрителями, отвечали на их вопросы, шутили и много смеялись.

– Мы были так рады видеть друг друга! На тот момент наступила какая-то критическая точка терпения… Было даже как-то удивительно в одном помещении увидеть своего друга детства и коллегу. Этому мы весь вечер восхищались и делились впечатлениями со зрителем, – рассказала Светлана.

Популярным в соцсети стал и марафон «Скороговорки с Фортуной», в котором участвовало сразу 40 человек. По истечении карантина было решено позвать всех на мастер-класс Светланы Фортуны по актерскому мастерству, который пройдет в стенах театра. «Карантинное общение» со зрителем вылилось в довольно интересные формы, предвещающие встречи с новыми людьми – обязательно вживую.

– Конечно, это не сравнить с тем, когда ты на сцене, видишь глаза зрителя, когда вы дышите в унисон. Здесь ты как бы говоришь в пустоту, не слышишь отклика. Остается только догадываться, кто же там смотрит на тебя с другой стороны экрана… В такие минуты осознаешь, насколько не хватает сцены, потому что здесь невозможно встать, начать читать стихи, монологи, танцевать. Я пела, старалась почувствовать нового зрителя, но этого все равно так мало по сравнению с тем, что бы нам дал живой театр… – отметила Светлана Фортуна.

А Ульяна Апрельская вспомнила уроки музыкальной школы и основательно села за фортепиано. Как признается актриса, инструмент здорово ее выручал во время карантина. И не только ее: в своих поэтических и музыкальных прямых эфирах Ульяна радовала зрителей любимыми произведениями.

Интернет стал своего рода спасательным кругом, палочкой-выручалочкой для творческих людей, считает Ульяна:

– Одно дело, когда ты находишься в очередном отпуске и распределяешь свое время. Есть другие проекты и планы. Однако и за три недели мы успеваем соскучиться по зрителю и спектаклям. А тут получилось так, что мы без любимой работы несколько месяцев.

Отметим еще раз: обратная связь наладилась быстро, преданный зритель пошел за театром в онлайн и смог – в иных обстоятельствах – увидеть любимых актеров «под другим углом». Кстати, и сами артисты побывали зрителями, посмотрев работы других театров.

– Удалось увидеть столько отличных спектаклей, которые разные театры выкладывали в Интернет! – говорит Ульяна Апрельская. – Однако театр – это особое искусство. Кино можно смотреть в записи, и оно наверняка никому не наскучит. Театр – другая форма и энергетика, совсем другие вибрации. Поэтому, каким бы сильным ни был спектакль, на видео он не будет таким проникновенным, как на сцене…

Без паузы

Не забыл театр и о детской аудитории. Актеры Данил Хомко и Полина Харламова порадовали маленьких зрителей интересными постановками.

– Мы с женой хотели дать что-то нужное детям, которые и без карантина смотрят очень сомнительные ролики в Интернете. Театр может быть «крючком», который вытягивает из виртуальности в настоящую жизнь – с живыми эмоциями и переживаниями, с душой, которую нельзя перемотать или поставить на паузу, – отмечает Данил Хомко.

Когда за окном стояла хорошая погода, а гулять, увы, было нельзя, актеры читали малышам в прямом эфире «Весенние сказки тетушки Ивы» Натальи Карповой. Действие развернулось в световой песочнице…

– Нас в кадре не было, но мы рисовали на песке и сами создали реквизит: использовали игрушки, сделали из синтепона снежки, из фетра – тучки, капельки, листочки. Подобрали подходящие песни, за кадром пели и играли на гитаре. Так появилась первая сказка. Было странно впервые не видеть своего зрителя, а смотреть на летящие сердечки в Instagram, – поделилась впечатлениями Полина Харламова.

Идею «Школы детективов», для зрителей постарше, подал актерам сын, увлекающийся расследованиями и квестами. Самым сложным, отмечают супруги, оказалось придумать преступление, чтобы детектив был все-таки детским и с поучительными выводами. Сказка полностью адаптирована под формат прямого эфира Instagram, и все манипуляции с фронтальной и тыловой камерами оправданы и обыграны.

– Здорово, что удалось привлечь многих актеров для озвучки героев. Это было так трогательно: мы не виделись на репетициях, не играли, но в сказке прозвучали вместе, – вспоминает Полина.

Подготовка блока теневого театра заняла немало времени и не обошлась без курьезов. Например, во время репетиции оказалось, что все заранее распечатанные надписи на экране отображаются зеркально. Пришлось переписывать их справа налево вручную, чтобы зрителю было все видно.

– Конструкция выглядела так: коробка, в которой вместо одной стенки натянута белая ткань, а с другой стороны маленькая дырочка для камеры. Самих героев вырезали из картона и клеили на китайские палочки. Процесс увлекательный, но ювелирный. А сам показ сопровождался веселыми приключениями за кадром, – рассказала Полина.

Видео для детей и с их участием получали больше всего откликов.

Чтобы снова летать

Постепенно наладилась более тесная обратная связь, зрители, к примеру, просили обменные онлайн-гастроли с российскими театрами, предлагали новые рубрики и темы для эфиров.

– Виртуальный формат был для нас новым. Сейчас какие-то вещи, которые мы делали, кажутся даже наивными. Некоторые темы не так глубоко затронули, а ведь театр, будем помнить, должен просвещать, – отмечает главный режиссер ГАРТД Бекпулат Парманов. – Разумеется, мы хотим играть на сцене, вернуться в привычную среду, но продолжим вести и определенные онлайн-проекты, хорошо зарекомендовавшие себя.

Несмотря на колоссальную проделанную работу в Интернете, новый театральный сезон ждут все – обязательно при полном зрительном зале.

– Мне кажется, зритель, который придет после карантина, увидит другие актерские глаза – в них будет больше глубины, мысли. Мы все стали смотреть на жизнь по-другому, изменились ценности, взгляды... И спектакли будут восприниматься несколько иначе. Может быть, напишут пьесы и об этом времени, – рассуждает Сергей Маштаков.

– Мы страдаем без сцены, – призналась Светлана Фортуна. – Сейчас время накапливать ресурсы, чтобы потом блистать с двойной силой. Даже если мы вернемся абсолютно высохшими, «исхудавшими», безресурсными, то именно стены театра, его магия вдохнут в нас жизнь. Я знаю, что как только переступлю порог, я смогу летать опять!

Популярное

Все
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Железные герои дарят живое участие
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Кто возьмет миллион?
В Астане проходит показ раритетных костюмов, в которых выступали казахстанские чемпионы
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
Казахский надо сделать модным – преподаватель
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Сделки с недвижимостью следует проверять –эксперт
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Не увидим звезд футбола?
Не все боевые награды нашли своих героев
Назначения
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

«Богатырям под дождем» исполнилось 45
Сатпаев о литературе и искусстве
Когда любовь возвращается сторицей
Не все боевые награды нашли своих героев

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]