Так уж сложилось, что по состоянию дорог местного значения регион в республике долгие годы пребывал в числе аутсайдеров. Но на то был ряд объективных причин.
Большая территория региона, множество крупных и мелких населенных пунктов нуждались в разветвленной автодорожной сети. А в «перестроечное» время и после развала Союза дороги практически не строились. До недавнего времени и в дальних южных районах, таких как Бокейординский, Жанибекский, Казталовский, не наблюдалось ведение дорожных работ.
Темпы реконструкции и дорожного ремонта область значительно нарастила лишь в последние годы. Так, с 2019 по 2021 год в Западном Казахстане построено и отремонтировано свыше 1 050 км автодорог всех категорий. На это затрачено более 100 млрд бюджетных тенге. План на текущий год – 311 км дорог районного, областного и республиканского значения. Из них более половины, или 165 км, – автодороги местной сети, на которые выделено свыше 11 млрд тенге.
Окунуться в атмосферу дорожного строительства, хотя бы частично понять, что значит – строить дорогу, с какими трудностями приходится сталкиваться дорожникам, журналисты смогли в ходе пресс-тура «Один день в жизни дорожника», выехав на шоссе регионального значения Барбастау – Акжайык – Индер, реконструкция 50 км которого начата в нынешнем году.
Работа «на свежем воздухе» всегда имеет свои нюансы. Ноябрьский ветер клубил пыль, пронизывал насквозь, казалось бы, хорошо подготовленных для работы в полевых условиях журналистов. Это потом мы поняли, что совсем окоченеть нам не дал еще теплый асфальт, стоя на блестяще-черном полотне которого, мы записывали интервью. А каково дорожникам от такой «печки» летом, когда солнце жарит нещадно, а столбик термометра, воткнутого в асфальтобетонную смесь, поднимается выше отметки 150 градусов Цельсия?!
Масштабная стройка развернулась в 100 километрах от областного центра. Этот объект имеет большое социальное значение для жителей населенных пунктов левобережья Урала. В 2023 году новая магистраль с твердым покрытием соединит Западно-Казахстанскую и Атыраускую области. Генеральным подрядчиком автомагистрали выступило ТОО «Uniserv».
– В регионе компания ведет дорожные работы на четырех объектах. Этот проект рассчитан на три года, – говорит заместитель генерального директора ТОО Жаскайрат Габбасов. – Его общая стоимость – 5,9 миллиарда тенге. На текущий год выделено 1,6 миллиарда, на эти средства планируется реконструировать до 15 километров дороги. Работы ведутся по плану. На сегодня уложено около 13 километров асфальтного полотна. На участке задействовано 70 единиц техники, около 50 человек, больше половины из них – местные жители из ближайших сел Шагатай и Акжаик.
Работают дорожники вахтовым методом. За благоустройство быта отвечает начальник административно-хозяйственного отдела Ляйля Кажимова.
– Жилой городок на этом участке рассчитан на 60 человек. Кроме жилых помещений имеются столовая, душевые, медпункт, офис. Так как связь слабая, есть усилители, пробита скважина. Хлеб привозим из Акжаика, другие продукты – из Уральска. Рабочие обеспечены трехразовым питанием. Ежедневно с 6.30 до 7.30 проводится предрейсовый осмотр, измеряются давление, температура, работники проходят алкотест, – рассказала Ляйля.
Работа на участке кипит. Снуют бульдозеры, автогрейдеры, асфальтоукладчики, катки, техника, подвозящая стройматериалы. И в расчет здесь берутся не только тонны и километры. В каждой производственной задаче нужны точность и соответствие строительным стандартам.
Дорога начинается с автогрейдера. Так считает Николай Краснятов.
– На этом участке работают три автогрейдериста. Один – на объездной дороге. По полотну сначала работает бульдозер. Потом идет тяжелый автогрейдер. После уже вывожу поверхность по нулевым проектным отметкам под асфальт, – рассказывает автогрейдерист.
В профессии он 32 года. Довелось работать по всему Казахстану. По его словам, сейчас трудиться стало комфортнее. Техника новая, есть и печка, и кондиционер. Например, его автогрейдер работает первый сезон, всего два-три месяца. Между тем если раньше грейдеристов учили, сейчас – все «самоучки». Сам Николай подготовил несколько человек. По его мнению, молодежь опасается, что работа дорожника сезонная. Но сейчас не менее востребованы и специалисты по зимнему содержанию автодорог.
Ермек Хаирсапиев после колледжа получил высшее образование, в сфере дорожного строительства – более 11 лет. За это время успел поработать не только на дорогах местного и республиканского значения, в Алматы участвовал в строительстве автомагистрали Западная Европа – Западный Китай. Начинал с рабочего, был мастером, геодезистом, лаборантом, начальником участка, сейчас руководит проектом.
Рядом с площадкой по заготовке стройматериалов шумит передвижной асфальтовый завод. Предприятие может работать круглосуточно, производя в час более 150 тонн асфальтобетонной смеси. Все лето объект работал в две смены, сейчас – только днем. Здесь задействовано шесть человек. Одной машины (25 тонн АБС) хватает на укладку 35 метров полотна. Главное, чтобы не было задержек в поставке стройматериалов.
По мнению руководителя проекта, чтобы отрасль была обеспечена кадрами, необходимо в колледжах и вузах открывать специальности именно по строительству дорог.
Соответствие стандартам используемых материалов и качество работ обеспечивается постоянным техническим и авторским надзором, контроль осуществляется и со стороны заказчика.
– Согласно календарному графику, за ноябрь сделали 14 выездов, отобрали около 100 проб дорожных стройматериалов. В целом не соответствует стандартам около 10%, в основном по земляному полотну. Лето было жарким и сухим. Согласно СТ РК, грунт был недостаточно увлажнен и уплотнен. Все эти замечания отправлены заказчику и подрядным организациям. На данный момент недочеты и несоответствия устранены. Сегодня возьмем пробу всех видов сырья, необходимого для производства асфальта, а также керн, – говорит инженер филиала Национального центра качества дорожных активов по Западно-Казахстанской области Даурен Амиров.
Сезон дорожных работ подходит к завершению.
– На сегодня выполнено более 85%, – отметил начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бауыржан Айтмагамбетов. – Небольшое отставание от графика связано с дефицитом вагонов по поставке щебня. Вместе с тем все намеченные работы планируется закончить до конца этого месяца.
Протяженность автодорог по области составляет 6 496 км, из них 5 082,7 км – местного значения. На начало года лишь чуть более трети из них – 34% – были в хорошем и удовлетворительном состоянии. По итогам прошлого года на выделенные 14,6 млрд тенге отремонтировано 79 км автотрасс областного значения и 113 км районных дорог.
Глава уполномоченного ведомства также озвучил ряд проблем отрасли, назвал возможные пути их решения. По его мнению, качество проводимых строительных и ремонтных работ зависит и от того, насколько грамотно подготовлена проектно-сметная документация.
– Мы планируем создать отдел в управлении, специалисты которого будут контролировать качество на этапе проектирования. В целом же отрасли требуются кадры с высшим и среднетехническим образованием. Не хватает инженеров-дорожников, операторов катков, автогрейдеров, асфальтоукладчиков. В области не готовят таких специалистов, поэтому проблема дефицита кадров стоит остро. Работаем совместно с НЦКДА, выезжаем в школы, колледжи, чтобы заинтересовать молодежь сферой дорожного строительства. Работа непростая. Но в последние годы с увеличением финансирования зарплата дорожных рабочих значительно повысилась. Хорошие специалисты получают достойно.
В настоящее время разработан Комплексный план развития дорог Западного Казахстана, согласно которому до конца 2025 года предусмотрено привести в нормативное состояние 95% автодорог области. Это не только станет стимулом развития ряда отраслей экономики, но главное – обеспечит новое качество жизни сельского населения, проживающего в отдаленных районах.