Сюжеты, размытые временем Статьи 22 декабря 2017 г. 9:37 1133 Владимир Проскурин Художник европейского типаКак когда-то писал журнал «Литературный Казахстан», Риттих «мог работать по 20 часов в день, не снижая ни качества, ни продуктивности. Мог за несколько дней расписать огромный павильон московской сельскохозяйственной выставки, мог создавать огромные полотна на любую тему, в любой срок, любой величины! Он сверкал, искрился, переливался, изображал гнев, любовь, мужество, вздымал к небу сотни загорелых кулаков, и это называлось «Восстание»… Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне; гроб, обитый красным и черным, а рядом фигура в кожанке с сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции». Исследователь Евгений Кибрик считал Риттиха художником европейского типа, вернее, немецкого. – Он и учился в Мюнхене и Вене и, как я сейчас понимаю, работал явно в манере Боклина, так поразившего в свое время молодого Репина. Небольшого роста, изящный блондин с бородкой, длинными волосами, он обладал обликом, очень похожим на тот, который придавался обычно изображениям Иисуса Христа. Когда я познакомился с ним, ему было 33 года, – писал Евгений Кибрик.А до этого Александр Александрович Риттих окончил московскую гимназию, учился на историко-филологическом факультете МГУ. Он, выпускник академий Австрийской художественной и Мюнхенской искусств, совмещал занятия живописью с изучением зодчества и ваяния на архитектурном отделении Политехнического института. Интересно, что современники писали о художнике излишне жестко, вероятно, потому что, несмотря на мастерство композиции и рисунка, некоторые картины Риттиха производили впечатление холодных, даже натуралистических. Вернувшись из благополучной заграницы, Риттих попал в водоворот гражданской войны на Украине. В глухом селе заболел тифом, и когда Мария Тарасовна, деревенская фельдшерица, выходила его, женился на ней. В городе Николаеве родилась его дочь Людмила, ставшая впоследствии известным гидробиологом, специалистом по донной фауне морей.В 20-е годы Риттих был назначен директором художественного музея имени Василия Верещагина, преподавал в техникуме историю искусств. В эти годы он обратился к пейзажу – писал украинскую природу, черноморские пейзажи, создавал также произведения на историко-революционную тематику.Алматинская палитраВ наших краях семья Риттиха оказалась не по своей воле, судя по всему, это была политическая ссылка. Тем не менее он был принят членом вновь организованного в 1933 году Союза художников Казахстана. Надо сказать, что участь политических ссыльных коснулась многих талантливых художников, скульпторов, архитекторов, сыгравших заметную роль в культурной жизни Алма-Аты, – Валентина Антощенко-Оленева, Исаака Иткинда, Владимира Теляковского, Юрия Домбровского…Ко времени пребывания Риттиха в Казахстане относится важное и единственное свидетельство почтительного отношения к нему современников. Эта характеристика дана «певцом Алма-Аты» , писателем Юрием Домбровским в его повести «Гонцы»:«В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Вовсю блистал, например, непревзойденный Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды?А какие огромные блестящие холсты он писал! …Рисовал пеструю толпу в праздничных национальных уборах – красавиц, красавцев, стариков, заливал все ослепительным солнечным светом, расстилал белоснежные скатерти, разбрасывал блюда с фруктами… Стол, залитый солнцем, а на нем огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт. …Дыни и арбузы, караваи с серебряными солонками вверху, украинские рушники, казахские кошмы – и все это называлось «Колхозный праздник». Да разве мог кто-нибудь сравниться с великим Риттихом? Все остальные художники просто меркли перед ним».Риттих был одним из первых педагогов художественного училища в Алма-Ате, открыл и собственную студию, где консультировал многих казахстанских художников. Также Риттих иллюстрировал книги, выполнял и обычные оформительские работы. Принял участие в первой казахстанской выставке с многообещающим названием «Художники в борьбе за социалистическое строительство», на которой представил пейзажи, натюрморты, портреты известных людей… на фанере. Это был излюбленный материал мага светотени. «Юные авиамоделисты» или «Старый и новый Казахстан» актуальны по темам, профессиональны по исполнению. Он также создал художественные образы Амангельды, Джамбула и Абая, отмеченные специальными премиями выставки. Она открылась 4 октября 1933 года в здании театрально-художественного училища, обыкновенно верненском, приземистом домике по улице Сельская (затем Павла Виноградова, ныне – Карасай-батыра).Работы Риттиха экспонировались и во время первой декады литературы и искусства Казахстана в Москве в 1936 году. Они были выставлены в фойе Большого театра и позитивно отмечены художественной критикой. Долгие годы часть его картин хранилась в Москве в частной галерее Александры Понютиной, в 2011 году она подарила их Государственному музею искусств.Риттиховские почтовые открытки, выпущенные безымянно на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, отразили Алма-Ату того времени, новую социалистическую столицу Казахстана. Но с виду и по содержанию это был тот же сельский град Верный, большинство населения которого первый раз в жизни увидело первый поезд Турксиба и железнодорожный пейзаж вокзалов – водокачки, семафоры и стрелочные будки. Гудящий звон пассажирского рейса «Юнкерса» (Ю-13) долетел к вершинам Алатау. Строительство здания аэроклуба ДОСААФ в городском парке на улице Пролетарской (ныне улица Зенкова) тоже не лишено печально-радостной истории. Аэроклуб был алматинской достопримечательностью с изображением у входов статуй легендарных летчиков, деревянно-железных макетов авиатехники. И главное – с очередью настойчивой молодежи, которая стремилась овладеть «небесными вездеходами». Кроме живописи, Александр Риттих занимался проектированием и дизайном, принимал участие в создании скульптур, украшавших парки, улицы, архитектурные сооружения Алма-Аты. К сожалению, ничего этого не сохранилось до настоящих дней.Довольно странная картина – Риттих проектировал многие архитектурные сооружения, стоял у истоков республиканского союза художников, был командирован правительством в Москву, и при этом не осталось практически никаких следов его пребывания в Алматы. Нет даже свидетельств личной судьбы этого необыкновенно талантливого человека. Но в залах алматинского государственного музея висят картины Риттиха, а это значит – есть ниточка, которая может соединить прошлое и настоящее, вернув из небытия еще одно имя.
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
13 апреля 2024 г. 16:30 Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
13 апреля 2024 г. 11:00 Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
13 апреля 2024 г. 12:30 Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве