Триатлон урбанистики: все куда-то бежит и плывет...

727
Кирилл Пяртель

Куда спешим?

Нур-Султан нынешним летом напоминает Астану образца 1997 года. В ту пору страна активно готовилась к передислокации столицы, и все силы были брошены на подготовку города к этому, без преувеличения сказать, эпохальному событию. Сотни людей строили, ремонтировали, перекладывали брусчатку. Цель оправдывала любые средства. Главное было – успеть в срок. И успели.

Сегодня, казалось бы, никто никуда не спешит. Лето сменяет весну, несмотря на катаклизмы, по устоявшемуся графику, бюджетная дисциплина обрастает традициями и постоянством. Спешка приближающегося Дня города сменилась расслаблением и медитативными тенденциями. И вот лето вступает в завершающую стадию, а многие сезонные проекты так и не завершены. Перекладка брусчатки на проспекте Республики, строительство велодорожек, смотровая площадка на набережной – все движется весьма неспешно.

В целом вопросов к местным урбанистам нет – стараются. И получается местами заметно и ярко. Одни подмостовые пространства чего стоят! Даже в лучших образцах западного кино под мостами тлен, мусор и граждане без определенного места жительства. А у нас – спорт, радость и звонкий детский смех!

Недавно в столице появился свой Колизей. Так назвали новую спортивную достопримечательность – пространство функциональное и востребованное. И вроде бы ничего сложного – спортивная площадка с хорошим покрытием и трибуны в два яруса. Но сооружение так популярно, что кажется, будто спорт № 1 у нас – баскетбол.

Но идеального сценария оцивилизовывания столичных зон отдыха все-таки не получается. Такое случается, когда левая рука не ведает того, что делает правая, причем даже если одна постаралась и начертила, то другая перечеркнула и сообразила свое, неуместное и нелогичное.

Очевидно, что главный город страны по определению должен быть показательным в части комфорта и уж тем более в части целеполагания. Но генераторов идей словно штормит – от ручной и хлопотной высадки каких-нибудь тюльпанов или петуний до ввинчивания в газоны искусственных роз, напоминающих больше о бренности, чем о празднике.

Конечно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Но если реализуются масштабные проекты, неужели так сложно один раз собраться и додумать все нюансы, чтобы потом не было мучительно больно, как это часто бывает в жизни укладчиков труб и асфальта, которые никак не могут договориться о правильной последовательности действий.

Для таких вещей, как правило, создают системные документы. И они есть. Но вот любопытная закономерность: новости о создании и утверждении нового дизайн-кода столицы появляются практически ежегодно. Вот и в 2021 году сообщают о том, что теперь благоустраи­вать реконструируемые улицы в Нур-Султане будут в соответствии c дизайн-кодом. При реконструкции улиц будут приводиться в соответствие не только тротуары, парковочные места, но и входные группы зданий, вывески, уличная мебель и многое другое. Основная цель дизайн-кода – упорядочить городскую среду. Наверняка все заинтересованы, чтобы вывески и указатели были согласованы в одном стиле и не были расположены хаотично. И так – каждый год.

В самом деле, зачем придираться – надо радоваться, что в столице и город без окраин, и парки-скверы, и для молодежи и детей новые локации рождаются. Проколы есть – куда без них. Например, странного вида арки на новом променаде по улице А. Мамбетова. Для большинства очевидно, что это слабое решение. Но деньги-то потрачены и эскизы утверждены. Постоят годик-другой и откочуют по-тихому куда-нибудь, город про них и забудет. Бывает. Но когда одним проектом ломают другой, это, извините, «ту мач».

О спорте и не только

Речь о Триатлон-парке и об инициативах по его развитию в статусе точки притяжения.

Триатлон-парк появился благодаря стараниям строительной компании, которая довольно много внимания уделяла спорту. Времена меняются, хлопот нынче прибавилось, забот других хватает. Поэтому парк для триатлетов построили, городу торжественно подарили, а дальше «ну, как-нибудь сами справитесь».

Это вообще самое скучное и неприятное, что происходит с открытыми спортивными площадками в городе – чем больше их появляется, тем сложнее за ними уследить. И не прослеживается внятного механизма контроля, ухода, поддержания таких объектов. Вроде бы как наше, но ничье в итоге. Естественный износ, вандализм и прочие проблемы – это вопрос контроля и постоян­ной правильной эксплуатации. Если такого контроля нет, любая площадка очень быстро приходит в негодность.

Триатлон-парк расположился на огромном поле, которое появилось после изменения русла реки. В итоге сделали отличный, продуманный и качественный проект для спортсменов. Летом – для велосипедистов и бегунов, зимой – для лыжников. И даже такие детали предусмотрели, как три отдельные дорожки: асфальтовая для велосипеда, тартановая для бега и брусчатка для пеших.

Парк стал местом проведения тренировок и соревнований по триатлону. Здесь же появились площадки для игры в футбол, отдельная площадка с разметкой для роликобежцев. Красота! Даже был концепт сделать это место своеобразным оазисом со своим микроклиматом и фауной. Кроликов завели и птицу разную. Правда, кроликов пришлось спешно ограж­дать от реальностей внешнего мира забором.

В какой момент все пошло не так, теперь сказать трудно. Может, карантинный год повлиял: Ironman не провели, другие старты отменились, и появилось ощущение, что территория не востребована. В итоге парк начали осваивать словно целину. И совсем не так, как того требовала существующая концепция. Точнее, так, чтобы в рамках новой реальности Триатлон-парк просто потерял все свои преимущества. Новой концепцией это признать сложно.

Зимой на роликодроме поставили каток и горки. Летом, разумеется, это добро никуда не делось. Результат – минус одна спортивная локация. И не нужно говорить о том, что было здорово. Конечно, столько места свободного, а тут целый город построили, крепость настоящая – одна сплошная фотозона. Но это совсем не тот случай, когда одно другому не мешает. А еще заметнее это стало летом, когда построили пляж на берегу реки.

Казалось бы, снова молодцы. Лето, жара, сделали культурный пляж. Место индустриальное, особо не покупаешься. А здесь некий симбиоз пристани и бассейна. Вроде как в речке купаешься, но в то же время находишься в изолированной емкости. И для детей безопасно, и взрослым комфортно.

Но позвольте справедливый воп­рос – зачем это было обустраивать в Триатлон-парке? Река протекает через весь город. Места полно. Взять хотя бы часть парка вверх по течению, где планируют строить пешеходный мост, чтобы оживить эту часть пространства, которая, мягко говоря, уже несколько лет выглядит заброшенной и кроме огромного забора не может чем-то серьезным похвастаться.

Урбанисты пишут – это поручение акима. Но вряд ли аким поручал сделать тренировки в Триатлон-парке опасными для жизни посетителей. Если в каждом посте в социальных сетях приписывать, что проект реализуется по поручению руководства, в конечном итоге это выглядит как совковая служебная мантра «Все вопросы – начальнику». Но мы же стремимся к современным и эргономичным реализациям?

Ничего нового

Тут уместно оглядеться на судьбу другого спортивного объекта массового пользования. Прежде главной ареной для велосипедных тренировок была лыже-роллерная трасса в городском парке. Трассу в свое время значительно расширили, добавили длину, рельеф – отличное место. Но чем популярнее становится парк, тем меньше здесь возможностей для спорта. Наплыв отдыхающих превращает тренировки в мучения. Когда формируется сообщество единомышленников, проблем, как правило, не возникает. На трассе находится место и для тренировок спортсменов ДЮСШ, и для бегунов, и для велосипедис­тов, и даже для поклонников йоги. Но следом потянулись любители пикников, мамы с колясками, открыли прокат детских велосипедов. И это путь в никуда, потому что не может быть скоростная трасса одновременно местом для тренировок и для прогулок. Это все равно, что трассу для «Формулы-1» во время гонок одновременно использовать как полигон для автошколы. В самом деле, только что-то одно может быть.

В парке все закончилось трагедией – под пелотон велосипедис­тов во время тренировки попал ребенок. Ни объявления, ни другие меры не помогли – люди не воспринимают это место как спортивный полигон. Для них это такое же мес­то отдыха, как любая другая аллея. В конечном итоге спортсменов просто выдавили из парка. Хотя места достаточно было для всех. И не нужно говорить: гоняйте на своих велосипедах по дорогам. Там, поверьте, водители говорят то же самое. Каждому делу должно быть свое место. Это даже не спор между велолюбителями и пешеходами, который заканчивается бессмысленной перепалкой и взаимными упреками: «Не ходите по велодорожкам!», а в ответ: «Не катайтесь по тротуарам!» Речь о спорте и уникальных площадках, которых в городе, в принципе, не может быть много, в то время как покататься на велосипеде или погулять с ребенком можно найти варианты.

В итоге про трассу в парке приш­лось забыть. Никто не хочет оказаться в ситуации, когда на скорости из-за любого куста может выскочить беда. И вот тогда спорт­сменов принял Триатлон-парк, стоящий в отдалении от жилых массивов, и кроме как спортсменов он мало кого привлекал. Но шаг за шагом с парком стали происходить те же самые метаморфозы, что и с лыже-роллерной трассой.

Необязательный пляж

На схемах нового пляжа, которые, вероятно, утверждали в акимате, спортивная инфраструктура вообще не отображена. Просто набережная, дорога какая-то и вдоль нее красота появляется: зонтики, кафешки. Но почему-то никого не смущает, что этот участок дороги – часть велотрассы. Более того, он гордо именуется Ishim Sprint в популярном приложении, где спортсмены соревнуются между собой на скорость прохождения подобных участков.

Всех, кто прямо сейчас на этом отрезке в лидерах, можно поздравить – их рекорды побьют нескоро. Пляж – не проблема. Вопрос в том, что ореол обитания купающихся неизбежно пересекается с трассой. Совершенно очевидно, что если с одной стороны дороги кафе, а с другой – посадочные места, то люди будут постоянно курсировать туда-сюда. Автомашинами будут подвозить продукты. Следом отдыхающие начнут заезжать – и все это уже происходит. Вдобавок ко всему прямо поперек трассы положили трубу в качестве кабелегона. Трубу заботливо покрасили в черно-желтый цвет. Но почему-то не подумали, что даже на средней скорости это непреодолимое препятствие для шоссейного велосипеда. Позже инженерное чудо-сооружение убрали.

Что характерно? Плохо будет всем – и отдыхающим, и спортсменам. Равномерно опасно, потому что одинаково рискуют и велосипедист, и пешеход. У нас, откровенно говоря, культ взаимоуважения в глубоко зачаточном состоянии. И с саморегуляцией у народа тоже плохо. Не получится без происшествий на одной трассе у пешеходов с велосипедистами. А это, повторимся, специализированная трасса, которую строили специально для спортсменов! Вкладывали в нее силы и средства. А в итоге ни трассы, ни пляжа. Хотя, если подойти к этому релакс-проекту с вниманием, можно оправдать вложенные ранее средства, а заодно ожидания активно и пассивно отдыхающих. Развести потоки, сделать ограждения, создать условия безопасности.

Вопросы без ответов

Мы задали этот вопрос акимату. Наш интерес был сформулирован весьма конкретно: как будет обеспечиваться безопасность спорт­сменов и отдыхающих? Ответ i-komek, согласно негласному тренду отчетности, был предсказуем: «Городской пляж был построен по многочисленным просьбам жителей района «Алматы»!

Можете себе представить такой поворот? Просто блестяще! Универсальный, по-настоящему талантливый ответ. Во-первых, это проверенный привет из прошлого, когда любую инициативу сверху объсняли просьбами трудящихся. Во-вторых, Центр урбанистики тоже проблем в этом не видит, потому что Триатлон-парк не может быть только для спортсменов, и вообще, ничего страшного в этом нет.

Почему спортивный парк не для спортсменов, ведомо только тому, кто так считает. Почему временные решения нельзя реализовывать нормативно, тоже неясно. Приход лета спрогнозировать сложно, но, пожалуй, можно было предположить, и времени на решение, которое устроило бы всех, тоже хватало.

И особой необходимости противопоставлять отдых спорту в общем-то нет. Это же не какое-то невероятное место, узурпированное спортсменами! Простая, довольно большая и ровная закольцованная трасса. Так почему не оставить ее специализированным местом для тренировок, раз уж оно изначально таким построено? Зачем портить то, что востребовано? И уж совсем непонятно, в чем логичность довода: «Давайте не будем запрещать людям там гулять и делать бизнес». Никто же не ставит свой ларек с шавермой посреди проезжей час­ти? И никто не гуляет в трезвом состоянии по автодорогам со скоростным движением?

Разделяй и властвуй

Вряд ли кто-то будет спорить с тем фактом, что места в столице хватает. В том же центральном парке решение на поверхности – заброшенный дендрарий – это готовый ботанический сад, существование которого упорно игнорирует город. Там могли бы найти место и любители йоги, и мамы с колясками. Но у нас упорно создают трудности, чтобы их преодолевать. Так и торчат уши проблемы целеполагания. Это, кстати, хорошо заметно на примере инфраструктуры нового Ботанического сада, где, видимо, так и не определились, что хотят получить в итоге – спортивные площадки, зоологический заповедник или зону отдыха. Но все сразу не бывает. Это так не работает. Если, конечно, не ставится цель исключительно сиюминутного финансового толка.

Так повелось, что уверенные в своей правоте маленькие начальники в текучке дней на полном серьезе считают, что всегда, осваивая бюджетные средства, вершат великие дела. Но даже с таким идейным восторгом организовывать можно корректно и эффективно. Используя рельеф трассы, продумать проходы в центр парка под трассой, которая имеет несколько искусственных подъемов. Использовать зеленые изгороди, чтобы избежать выход пешеходов на трассу. Особенно на скоростных участках. Обеспечить проход на пляж, не используя трассу для велосипедов. Так незатейливо и рождается комфорт.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Неприглядные врата страны
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтер…
Он шел на шаг впереди
Вышел в свет первый номер республиканского журнала «Halyq B…
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]