Ее жизнь – пример беззаветного служения благородной и одной из самых гуманных в мире профессий, которой она посвятила, – подумать только! – две трети века. Подняла престиж педагогического труда и сделала знаменитой на весь Казахстан алматинскую школу № 12.
Рафика Бекеновна внесла огромный вклад в обучение казахскому языку и была вдохновенным его пропагандистом, постоянно совершенствуя образовательные программы и разрабатывая новые методики. Она так интенсивно и плодотворно работала, что даже количество созданных педагогом-новатором школьных учебников не поддается учету. В информационных источниках цифры сильно разнятся. Я полагаю, из-за того что многие из них переиздавались на протяжении трех десятилетий. По крайней мере, в выпущенном в 2004 году библиографическом указателе трудов Р. Б. Нуртазиной значится около 120 пунктов.
Если же говорить об учениках, то счет идет на десятки тысяч. Среди них немало именитых: народные артисты СССР и Казахстана, Герои Труда, известные ученые, писатели, журналисты, министры.
Рафика Бекеновна, что само по себе символично, родилась в замечательный праздничный день 8 Марта, ассоциирующийся с весной и цветами, которыми был усыпан путь выдающегося педагога. Уже в 18 лет, учась в Казахском государственном университете, она параллельно преподавала казахский и немецкий языки в школе № 30. Окончить КазГУ ей не удалось, поскольку пришлось заменить ушедшего на фронт учителя 75-й школы. После войны возобновила учебу на филологическом факультете, но не университета, а Казахского женского педагогического института. К тому времени она твердо определилась с профессией.
Порог третьей, ставшей судьбоносной для нее, единственной на то время казахской школы № 12 Рафика Бекеновна переступила в 1947 году в качестве учителя русского языка и литературы. При этом оставались еще два институтских года. Так что первое десятилетие педагогики, с 1939 по 1949 год, прошло для нее с двойной нагрузкой: учась, она и сама учила. Как тут не вспомнить Розу Люксембург, утверждавшую, что быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других!
Энергичная и целеустремленная Рафика Нуртазина постоянно находилась в творческом поиске. Все годы работы в школе, не имевшей типовых аналогов в столице, она создавала и изобретала увлекательные дидактические практикумы и интеллектуальные игры, облегчающие усвоение языковых знаний.
Внедряя яркие, выразительные средства подачи учебного материала, она добивалась постоянного роста качественного уровня школьных уроков. Обладая при этом системным подходом, простая учительница разработала теоретико-педагогические и методологические основы применения различных форм и средств занимательности на уроках языка и литературы в казахской школе.
А здесь в самую точку высказывание еще одной известной дамы – американской актрисы Лолы Мей: «Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь, и то, как преподавать свой материал элегантно».
Наработанный опыт педагог-новатор обобщала в серии печатных изданий. В 1964 году вышла первая книга собрания дидактических игр в виде загадок, шарад, ребусов, кроссвордов, каламбуров и т. п. по основным разделам русского языка, составленная с учетом особенностей родного для учащихся казахского языка. Называлась она «Занимательная грамматика. Фонетика». За фонетикой в 1966 году последовала «Занимательная морфология», а в 1970-м – «Синтаксис». И это было лишь начало ее «книжной эпопеи»!
В директорский период, с 1968 по 1987 год, когда Рафика Бекеновна руководила 12-й школой, она себя проявила еще и великолепным администратором.
Именно в 1968 году ей была вручена золотая медаль «Серп и молот» Героя Труда – чрезвычайно редкая для учительского корпуса награда. Истинная подвижница просвещения, она награждение, должно быть, восприняла как импульс к повышению своего КПД. Потому что учебники, книги для чтения, методические пособия регулярно пополняли библиотеки и школьные классы, а в периодической печати выходили ее статьи по актуальным вопросам педагогики и языкознания.
В 1974 году Рафика Бекеновна успешно защитила в Москве кандидатскую диссертацию по капитально исследованной и основательно испытанной на практике теме «Пути активизации познавательных интересов при обучении русскому языку в казахской школе».
На пике популярности Рафике Бекеновне пришлось много времени провести в разъездах. Это были всесоюзные съезды профсоюзов, учителей, педагогические чтения и иного рода форумы. И представительство в целом ряде организаций и советов отнимало немало сил. А она, к примеру, была председателем президиума Республиканского совета педагогического общества Казахстана, членом Ученого методического совета Министерства просвещения СССР и такой же республиканской организации, членом редколлегий нескольких профильных журналов, четырежды избиралась депутатом алматинского Совета депутатов…
Но школа на второй план не отошла, сверхзагруженность директора на ней отрицательно не сказалась. Напротив, планка перед учителями и школьниками ставилась все выше.
Поэтому вполне закономерно, что опыт работы педагогического коллектива и новаторство директора получили высокую оценку правительства и педагогической общественности. В 1984 году школа № 12 была признана лучшей в республике и награждена почетной грамотой Верховного Совета КазССР, а в 1985-м – бронзовой медалью ВДНХ СССР.
Атмосфера в школе была почти семейная. Часто проводились тематические вечера и встречи с интересными людьми, в том числе и с ее выпускниками, уже ставшими известными. Большое внимание уделялось изучению казахских традиций и обычаев. Это делалось тонко и последовательно, благодаря чему учащиеся прочно впитывали духовную культуру и мудрость казахского народа, обретали национальное самоосознание. Что многим потом помогло реализоваться в культуре и искусстве. За всю эту науку и любовь ученики чтили директора школы как родную мать, преклонялись перед доброй, но и требовательной, всегда собранной, подтянутой женщиной.
Мудрая апа и в преклонном возрасте продолжала трудиться на благо отечественного образования. Она была, я бы сказал, современней иных молодых коллег и находила новые форматы для реализации своих идей, которые актуальны и сегодня.
С 1989 по 1991 год вела «Радиоуроки для Тани и Булата», адресованные тем, кто хотел говорить по-казахски в режиме естественных бытовых ситуаций. По итогам этих радиоуроков ею был создан первый в республике учебник казахского языка в комплекте с 12 аудиокассетами «Говорим по-казахски» (Алматы, 1991). Учебник, содержащий 101 урок, четко структурирован и построен на использовании ключевых речевых моделей.
А семь лет спустя, выиграв грант конкурса «Казахский язык для говорящих на других языках», Р. Б. Нуртазина написала книгу для детей дошкольного возраста «Мирастың кітабы». Герой книги – правнук Мирас, которому в увлекательной форме излагаются сказки и рассказы, вместе с которыми строятся схемы, развивающие воображение, заучиваются стихи и скороговорки, выполняются игровые задания.
Мне посчастливилось общаться с Рафикой Бекеновной, обмениваться идеями, делиться планами. И в ранге министра образования и науки был рад обратиться к ней за советом, получить доброе напутствие. Она буквально до последних дней жила помыслами о школе, переживала за нелегкое положение учительства.
Благо настало время перемен. При поддержке Елбасы Нурсултана Назарбаева и Президента страны Касым-Жомарта Токаева был принят важный Закон «О статусе педагога», идет значительное поэтапное увеличение заработной платы учителей, они теперь под надежной опекой государства. Примечательно, что сегодня новыми лидерами школьного образования, удостоенными звания Героя – Қазақстанның Еңбек Ері, стали последовательница Рафики Бекеновны директор алматинской многопрофильной гимназии № 159 имени Ы. Алтынсарина Аягуль Миразова и учительница шымкентской школы-гимназии № 1 Алина Соловьева.
Рафика Нуртазина была бы рада таким событиям... В 2013 году прервался земной путь великой труженицы. Но осталась светлая память о ней. В наших сердцах, книгах, стихах и поэмах. А главное – продолжается ее школа, лучшие традиции которой несут в систему образования ученики Учителя учителей.
И сейчас, когда Глава государства К. К. Токаев актуализировал вопрос изучения гражданами страны государственного языка, надо внимательно пересмотреть творческое наследие Рафики Нуртазиной и взять на вооружение самый ценный опыт и наиболее полезные наработки не теряющей передовые позиции 12-й школы.