Главная страница

Учиться всю жизнь

Наши «Простые истории» – про тех, кто жил, трудился и развивался вместе со своей страной. Одна из таких героинь – Ирина Назырова, простая учительница из маленького горняцкого поселка Жайрем.

Опора независимости

«Считаю, что учителя наши – самые патриотичные, самые умные, ну и самые критичные, поскольку образованные люди, – сказал ­Елбасы Нурсултан ­Назарбаев 20 лет назад, в преддверии профессионального праздника педагогов. – А самые патриотичные, потому что, неся на своих плечах все тяготы, трудности того, что переживает народ, вы продолжали учить наших детей благородству, патрио­тизму, человечности, то есть вечным человеческим ценностям. За это мы все благодарны. Мы все вышли из рук учителя».

Можно без преувеличения сказать, что руки педагогов поддерживали независимость и до сих пор продолжают это делать. Во-первых, учителя прививают подрастающему поколению любовь к родине и стремление способствовать ее процветанию. Во-вторых, они всегда активно участвуют в выборах, поскольку избирательные участки, как правило, располагаются в школах. Педагоги уточняют списки голосующих, входят в состав избиркомов и даже ходят по домам, приглашая людей на выборы. В-третьих, учителя являются проводниками государственных реформ, в частности, в сфере образования. Все это закаляет их характер. И, наконец, казахстанские педагоги, будучи истинными оптимистами, стараются находить в любых новшествах положительные моменты, чтобы использовать их во благо общего дела. И взрослым, и школьникам следует брать с них пример.

К категории педагогов-романтиков, которые искренне верят в то, что в их силах сделать из своих учеников достойных граж­дан независимого Казахстана, относится и Ирина Назырова. Это сейчас она работает в прес­тижной школе-гимназии № 95 города Караганды. А когда-то на заре своей карьеры обычная девушка из глубинки преподавала русский язык и литературу в средней школе Жезказгана. И ей это нравилось. Она, специалист с высшим педагогическим образованием, считала работу в школе своим призванием. Хотя родители Ирины Назыровой изначально были против выбранной ею низкооплачиваемой профессии. Они мечтали, что их дочь-отличница станет бухгалтером.

– Родители даже отправили меня поступать в техникум, но я специально провалила экзамены. Я знала, что буду педагогом, – улыбается Ирина Назырова. – Мне хотелось быть похожей на мою учительницу русского языка и литературы Гульнару Саменовну Сеитову. В 1990-е годы она преподавала в моей школе, в поселке Жайрем, а сейчас работает в НИШ. Я помню, как сидела за первой партой и смотрела на свою любимую учительницу вос­торженными глазами. Она была для меня жизненным ориентиром.

Окончив университет, Ирина Нурмухамбетовна, как стали теперь называть вчерашнюю студентку ученики, устроилась в жезказганскую школу № 4. Здесь ей, молодому педагогу, сразу поручили вести уроки в трех восьмых классах и в одном пятом... Поначалу было тяжело – и в психологическом, и в материальном плане. Ведь зарплаты у учителей на заре независимости были весьма скромные. А еще их задерживали месяцами, покрывая задолженность макаронами, сахаром или мукой.

– Помню, первая моя заработная плата была 3 700 тенге, – рассказывает наша героиня. – Она заканчивалась буквально в один день. Денег тогда, конечно, катастрофически не хватало.

«Обновленка» для всех

За 30 лет независимости в Казахстане произошло много реформ – и сфера образования не стала исключением. Например, в 2004 году выпускники школ начали сдавать Единое национальное тестирование. В 2011 году стали внедрять сис­тему электронного обучения e-learning. А 2016 год вообще был урожайным на образовательные нововведения. Тогда для первоклассников ввели пятидневную учебную неделю. Химию, физику и биологию начали преподавать на английском языке. Школы перешли на обновленное содержание образования, основная цель которого – развить у ребенка критическое мышление, научить его сопоставлять и анализировать факты. Соответственно, обновилась и образовательная программа, были изданы новые современные учебники. Изменилась система оценки знаний учеников: вместо привычной 5-балльной системы внедрили критериальное оценивание. Его задача – объективно определить способности школьника.

– Вы удивитесь, но уже в 2002 году, когда я училась в магистратуре, преподаватели рассказывали нам обо всем, что касается обновленного содержания образования, – вспоминает Ирина Назырова. – Но тогда я воспринимала его как далекое будущее. Почему? Потому что я уже работала в школе и видела, что там все еще действует старая советская система. И знаете, когда у нас ввели «обновленку», я буквально нырнула в нее с головой.

В Казахстане созданы все условия не только для обучения детей, но и для повышения квалификации педагогов. У них тоже, можно сказать, действует «обновленка». Привычных для учителей советской закалки категорий – второй, первой, высшей – давно нет. Сейчас им присуждают такие квалификации, как «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер». Чтобы получить новую категорию, учитель должен пройти аттестацию, которая состоит из двух этапов. Первый – это тестирование на знание своего предмета. Второй – оценка профессиональных достижений. Ее проводит специальная комиссия. Она посещает открытые уроки учителя, который проходит аттестацию, а потом выносит решение – присуждать квалификацию или нет.

– У меня сейчас квалификация «педагог-эксперт», – говорит учитель русского языка и литературы. – Но я на этом останавливаться не собираюсь. Хотя из-за того, что у меня есть красный диплом магистра педагогики, я могу подавать заявку на аттестацию по всем категориям сразу, получить квалификацию педагога-мастера и успокоиться. Но я этого не делаю, потому что объективно оцениваю свои силы. Считаю, что учитель должен иметь высшее образование и наращивать свои компетенции. Ведь это положительно отражается не только на уровне его преподавания, но и на заработной плате.

Статус педагога

Историческим событием можно назвать принятие в 2020 году Закона «О статусе педагога». Он сократил нагрузку на учителей, оградил их от непредвиденных проверок и избавил от выполнения несвойственных им функций. Последнее положение заставило многих вздохнуть с облегчением. Ведь много лет учителя были, можно сказать, бесплатной массовкой на различных мероприятиях и переписчиками населения во время предвыборных кампаний. И самое важное – в законе прописано право педагога на уважительное к себе отношение со стороны учеников и их родителей. За его нарушение даже предусмотрена административная ответственность.

Тем не менее случаются инциденты, когда дети или их родители позволяют себе оскорблять и унижать учителей. Один из таких случаев в сентябре произошел в карагандинской школе. Директор пригласила к себе на беседу мать ученика, который развешивал в школьном туалете бумажные картинки непристойного содержания. Женщина пришла, но повела себя неадекватно: в нецензурной форме оскорбляла директора, учителя и классного руководителя своего сына. Все это происходило на глазах других работников школы. В результате мать хулигана оштрафовали за неуважение к педагогам при исполнении ими своих обязанностей.

– К сожалению, престиж педагогической профессии был утерян, – констатирует печальный факт учитель Ирина Назырова. – Но не безвозвратно. Да, вышел Закон «О статусе педагога», но пока общество привыкнет к нему и начнет исполнять, пройдут годы. А меры по повышению престижа учительской профессии надо принимать уже сейчас. Я считаю, что в первую очередь нужно пропагандировать достижения наших учителей, показывать положительные стороны их работы. А у нас в СМИ и соцсетях чаще пуб­ликуют негатив.

За годы независимости благосостояние казахстанцев выросло, зарплаты учителей тоже увеличились. Сейчас педагогическую профессию уже нельзя назвать низкооплачиваемой. Средняя зарплата учителя в Карагандинской области составляет 195 тыс. тенге. В этом году она выросла по всей стране на 25%. На столько же она будет повышаться в течение следующих 3 лет.

В два раза увеличились доплаты за классное руководство и проверку тетрадей. Учителя, которые успешно прошли аттестацию, получают надбавку к зарплате от 30 до 50%. Доплаты положены и тем педагогам, которые имеют ученые степени: за магистра – 10 МРП (28 тыс. тенге), за доктора по профилю или кандидата наук – 17 МРП (47 тыс. тенге) и доктора наук – 34 МРП (94 тыс. тенге).

– Выступая перед выпускниками школ, Елбасы сказал:
«В современном мире выиграет не тот, кто держится за когда-то полученные знания, а тот, кто умеет учиться всю жизнь», – цитирует
Нурсултана Назарбаева наша героиня. – Я тоже считаю, что нужно учиться все время, не переставая. Время моего личностного и карьерного роста совпало со становлением нашего молодого государства. Я, простой учитель без связей и финансовой поддержки, получила 3 диплома. Это стало возможным благодаря стабильности в нашей стране и госу­дарственной поддержке сферы образования.

Автор:
Елена Ульянкина, Карагандинская область
07:04,21 Октября 2021
0
2542
Подписка

Популярное