– Представленные работы отражают свежий взгляд на события молодого поколения художников, делающих первые шаги в мир большого искусства. Мы видим новаторский подход к творческому поиску, но вместе с тем сохраняется преемственность лучших художественных традиций, – отметила руководитель Службы учета и хранения музейных ценностей Библиотеки Елбасы Куляйша Актаева.
Творческие эксперименты молодого поколения были заметны задолго до вернисажа. Весь проект – по сути, перфоманс, который как минимум непривычно видеть в стенах, еще не так давно служивших резиденцией Главы государства. Удивляли и юные зрители, пришедшие на открытие в нарядах, больше подходящих для Хэллоуина. Но и это – неотъемлемая часть выставки.
Как представляется, наиболее удачными и гармоничными оказались именно те работы, в которых угадывались черты сегодняшнего дня. А за ними – взгляд молодых художников на современную реальность.
Так, серия «Жизнь в автобусе» Аруай Тасмаганбетовой – это бумага и простые фломастеры. Далеко не самая популярная техника, сюжеты – самые простые. Автор все свои работы рисовала с натуры, по дороге на учебу. Обычные люди, обычные ситуации, но только практически все – с телефонами в руках, и только Аруай – с блокнотом и фломастерами.
Любопытно, что девушка обучается по специальности «монументальная живопись», в то время как работы ее, пожалуй, самые теплые, понятные и близкие к пониманию. Ценность их, несомненно, будет расти год за годом. И в день, когда вырастет поколение, которому будет нужно объяснять, что такое автобус, эти работы расскажут о нас с вами – их пассажирах. В планах художницы расширить серию и выставиться в теплых остановках столицы, превратив их в импровизированные художественные галереи.
В ритме времени и работа Абылая Мурашбекова «Локдаун», выполненная из бумаги, акрила, оргалита и клея. Здесь нет и намека на радужные перспективы и юношеский оптимизм. Но и это – дань реалиям. Как и инсталляция «Антистресс». Это механическая система «Колыбель Ньютона», выполненная из прозрачных пластиковых шаров. Внутрь каждого автор поместил пять предметов, неожиданно получивших максимальную ценность в сложные дни локдауна: гречку, макароны, туалетную бумагу, маски и медицинские перчатки. По замыслу – это символ приходящих и уходящих ценностей, новой системы координат, когда, как оказалось, человеку для выживания нужно не так уж и много.
17 молодых художников и 40 работ. Разные жанры и техники. Множество пищи для ума. Творческие искания: инсталляция, перфоманс, графика, живопись. Все это во многом инструмент для понимания нового поколения, которое уже заявляет о собственном почерке и собственном взгляде.
Впрочем, порой желание высказаться становится важнее и техники исполнения, и формы, и содержания. Что, впрочем, не мешает случаться вещам, которые происходят только в момент настоящего творческого озарения.
Холст Айданы Минайдаровой «Мечта – Летатели» – словно распахнутое окно в летний дождливый день. На перекрестке по-шагаловски воодушевленные пешеходы. Легко угадывается изображенный район старого города. А название картины вместе с запечатленным настроением вдруг совершает маленькую магию: кафе на заднем плане когда-то было продуктовым магазином «Мечта», который долгие годы служил названием и этому дому, и перекрестку, и всему району.
В силу возраста автор про это ничего не знала, что придает работе еще больше очарования. Стоя перед полотном, охотно веришь – такие случайности не случайны.
Для организаторов выставки самым важным показалась возможность увидеть идентичность авторов. Это поколение, рожденное в независимой стране.
– Молоды они лишь по паспорту. Они несут идеи и тренды, которые говорят: мы не являемся ведомыми в потоке событий, – считает Куляйша Актаева. – Выставка внушает оптимизм. Явно видна идентичность: мы – представители другого поколения, другой страны.