Забытые кадры: с любовью из 90-х

5359
Галия Шимырбаева

Базовые потребности

Свобода в Казахстане началась с базовых потребностей. Прилавки разом стали свободны от продуктов, а кошельки – от денег. Телевизионная хроника того времени – плохо одетые люди в убогих магазинах. Если что-то появлялось и продавалось, то сдачу тиынами заменяли спичками, которые тоже были в дефиците. В городах не было отопления, горячей воды, газа. В те годы едва ли не половина информационного контента КТК была про нехватку, задержку и отсутствие – отопления, горячей воды, газа, электричества...

Больше всего страдали от этого старики, они же самая активная и протестно настроенная часть населения. Если бюджетники боялись за работу, коммерсанты были заняты зарабатыванием денег, то им, кроме голода, терять было нечего. Свои претензии властям они высказывали на Старой площади Алматы.

Впрочем, так было везде. Промышленные городки разом остались без снабжения, сельское хозяйство тоже погрузилось в глубокую кому. От безысходнос­ти люди начинают практиковать бартер.

– Денег у людей не было, – вспоминает народная артистка респуб­лики Роза Рымбаева. – Помню, как мы поехали в Баканас, и нам оплатили гонорар вагоном риса, а в другом ауле дали корову. Мы прошли через это, и ту жизнь не сравнишь с тем, что есть сегодня.

Самых бедных, пенсионеров и многодетные семьи, государство подкармливало, адресно выдавая продуктовые наборы. Его протестующие на площадях обвиняли в круговой социальной безответственности, а государство пыталось определить предельно допустимые нормы, то есть минимум белков, жиров и углеводов, которые позволят среднестатисти­ческому пенсио­неру дотянуть до следующего месяца.

Корреспондент-ведущая телевизионных неофициальных новостей (ТНН) на КТК Евгения Сакенова передавала в начале 90-х:

– В феврале ассортимент продуктового пособия был следую­щий: 2 килограмма мяса и 250 граммов сливочного мас­ла, в марте 4 килограмма мяса и полкило масла. Пособие будет выдаваться по индивидуальным чековым книжкам с отрывными талонами.

Первый Президент Казахстана 31 декабря сурового 1994 года, обращаясь к населению, воодушевлял: «Главное, найти общий язык друг с другом, а все остальное преодолеем. Все будет, я вам обещаю».

Эти обещания сбывались. Не сразу, но страну удается хоть не досыта, но накормить. Для этого Нурсултан Назарбаев подпишет с американцами сделку века: Договор о большой каспийской неф­ти, которая обеспечит будущее нефтяное благополучие страны.

До моды на правильное питание еще добрых лет десять, но ближе к нулевым страна наконец прекращает свое отнюдь не лечебное голодание.

Столичные штучки

Новая столица – главный проект новейшего Казахстана и ее Первого Президента. В первые годы в Акмолу чиновники ездили работать вахтовым методом, сменами по несколько месяцев. В конце 1997-го состоялся нас­тоящий переезд.

– 10 декабря новая столица окончательно начинает работать в Акмоле, – сообщил на встрече с алматинским истеб­лишментом и журналистами Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. – Прак­тически весь аппарат уже вы­ехал, 9-го выезжаю я. Это окончательно, никаких челночных поездок уже не будет, все высшие органы будут постоянно работать в Акмоле.

Признаваясь в том, насколько нелегко далось ему решение о стратегически необходимом переезде, Президент сказал тогда:

– Для меня Алматы – родной город, здесь родились и я сам, и мой отец, и мой дед, поэтому с человеческой точки зрения я вас понимаю. Такое решение (о переезде) принимать было непросто.

Столица встречала пересе­ляющихся совсем не по-столичному. Это сейчас от тех времен в столичном аэропорту остался лишь пронзительный северный ветер, а тогда люди добирались оттуда до неуютного временного жилья чуть ли не пешком.

...Теперь, когда прошло без малого 24 года, никому не надо доказывать необходимость переезда, а тогда сама мысль о нем казалась возмутительной. Понять, для чего это надо, не мог­ли ни народ, ни элита. Еще бы! Слишком много было неприятных вопросов.

Где жить? Ведь на боло­тистой местности сложно ­забивать сваи для будущих домов. ­Климат пугал вынужденных переселенцев еще больше, чем бытовая неус­троенность. Дома и министерства можно отстроить, но погоду ведь не переделаешь. Летом – нашествие саранчи и комаров, зимой – морозы.

Большинство людей не ­ве­рили, что новая столица ­состоится, думали, что временно. О том, что Астана – это уже столица, напоминала ­лишь гигантская стройплощадка, в которую превратился город. Строительство стало в те годы локомотивом казахстанской экономики, но в «вагонах» ­бы­ли пока еще одни ино­стран­цы – ­новую казахскую сто­лицу строили турки, югославы, ­албанцы… Через несколько ­лет и наши тоже научатся строить по ­международным стан­дартам, и тогда в столицу со всей страны потянутся не только чиновники, но и те, кто ­умеет работать руками.

Куаныш Султанов – один из самых верных и надежных соратников Нурсултана ­Назарбаева. Он всегда знал, для чего этот переезд.

– Если бы просто понастрои­ли красивых зданий, назвав это столицей, здесь сейчас не было бы ни души. Но сейчас это город перспективной молодежи из разных концов страны. Значит, у города есть душа, – говорит сегодня Куаныш Султанов.

Звезды – в каждом доме

Один из соавторов и ведущих проекта «В формате VHS», продюсер КТК Евгения Сакенова не просто вместе со страной пережила эти 30 лет, но и, будучи одной из первых корреспондентов, ведущих телевизионных неофициальных «новостей», стала летописцем событий.

– Сегодня я могу сказать: как же мы быстро забыли все это, хотя прошло всего 30 лет! – говорит она. – В масштабах истории это всего ничего, но нынешнюю нашу жизнь даже близко нельзя сравнивать с тем, что было тогда. Поэтому я считаю, что кадры, которые ­запечатлены на пленке в ­формате VHS, сегодня нужно использовать в качестве идеологического инструмента, чтобы люди, глядя на них, оглянулись назад. То, что они увидят там, – тоже наша страна. Чтобы показать их современному зрителю, мы оцифровали кадры, снятые на несуществующую сегодня пленку на больших квадратных кассетах. Поэтому телесериал и называется «В формате VHS».

Являясь соавтром и ведущей проекта «В формате VHS», Евгения призналась, что самой любимой из пяти серий является та, что называется «Культурный шок». Она ярче всего характеризует состояние людей, которые внезапно попали в совершенно другую жизнь.

Увидев, по ее словам, микс из откровенности, искренности и… вседозволенности, страна испытала культурный шок и… приняла это.

– Да, порой людям нечего было есть, но очень хотелось веселиться, – вспоминает она.

Клип Макпал Жунусовой с кричащим беркутом и двумя студентами-иностранцами, танцующими под казахскую песню, лучше всего рассказывает о казахстанском шоу-бизнесе первых лет независимости. Съемки того клипа абсолютная звезда 90-х, обладавшая тембром и внешнос­тью, которые сделали ее поистине народной, помнит до сих пор.

– Клип на песню «Кетсең де шалғай» сняли Александр Пономарев и Мурат Иргалиев, – рассказывает певица. – Они нашли для него афроамериканцев, которые учились в Алматы, сделали большую декорацию в студии КТК, чтобы все выглядело так, будто это происходит за границей, и все подумали, что я куда-то съездила для записи клипа.

Пономарев и Иргалиев – те самые телевизионщики, которых называют сейчас первыми настоящими продюсерами независимого Казахстана. Это они придумали в начале 90-х международный конкурс «Азия дауысы», с которого в алматинских горах и начинался казахстанский шоу-бизнес.

Где надо – эпатаж, где надо – стиль, а главное – четкое понимание того, что Казахстан может предложить остальному миру. И республика разом перестала быть не только политической, но и культурной периферией. Оказалось, что у нас полно национальной самобытности, которую грех не показать другим. Для этого в стране стали проводить меж­дународные конкурсы пес­ни, кинофестивали и даже меж­дународные конкурсы красоты.

– Мероприятия с участием иностранных гостей вызывали такой ажиотаж, что, естест­венно, не все на них могли попасть, – вспоминает Евгения Сакенова. – Выручал телевизор. О том, что к нам при­ехали Пат­рисия Каас, поп-группа «Арабес­ки» или сама Пугачева, люди узнавали из вечерних выпусков ТНН. Но самым удачным проектом в плане мультикультурного позиционирования страны на международном уровне оказался, конечно, музыкальный фестиваль «Азия дауысы», который на целых 10 лет стал главным музыкальным событием и города, и страны. Зрителей не пугали ни дождь, ни холод, когда они собирались на стадионе высокогорного катка «Медеу», чтобы послушать музыку.

Этот фестиваль, зажигая новые звезды, организовывал живые встречи со старыми кумирами, а главное – ставил планку в сфере культурного отдыха. Здесь все было по-взрос­лому: охрана гостей от особо буйных фанатов, ВИП-места для тех, кто мог раскошелиться, и пресс-конференции с заезжими артистами.

Один из героев «Культурного шока» – музыкальный продюсер Нурберген Махамбетов, вспоминая атмосферу грандиозного сейшна под открытым небом Заилийского Алатау, считает, что первый «Азия дауысы», на который он сам привозил артистов, был фантастическим по составу гостей. При этом с музыкантами высочайшего уровня, по его словам, удавалось договориться без Интернета и сотовых телефонов.

Позже Александр Пономарев и Мурат Иргалиев придумают фес­тиваль «Жас қанат», на котором загорится еще с десяток звезд.

Но к середине 2000-х фестивальная история стала сходить на нет. Грандиозные музыкальные события с участием западных звезд и ковровыми дорожками переедут в Астану, где едва ли не каждую неделю что-то открывалось и праздновалось, а шоу-бизнес ускоренными темпами начал превращаться в той-бизнес, хотя многие так и останутся душой в бесконечно интерес­ных 90-х.

...Кадры прошлых лет, запечатленные на пленке уже ушедшего формата VHS, кажутся сейчас наивными, но от этого еще более искренними. Это те самые «ламповые воспоминания», а еще из расхожих фраз тех лет – «тотальная нищета», «бандитский беспредел», «становление страны», «дух свободы», другое клише из 90-х – «не мы такие, жизнь такая».

– Но это была молодость нашей страны, а молодость имеет право на ошибки, – говорит Евгения Сакенова. – Сейчас, ­отматывая старые пленки, трудно не признать, что за 30 лет поменялось практи­чески все вокруг. Теперь бы нам самим еще поменяться, чтобы смотреть в будущее уверенно, а в прошлое – просто с грустной улыбкой. А мы, телевизион­щики, безусловно, будем и дальше показывать, вспоминать и рассказывать об истории ­нашей страны. Потому что это не просто интересно, а важно. А материалов у нас еще много...

Популярное

Все
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Наши гребцы завоевали еще три лицензина летние Олимпийские игры
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
Мы все преодолеем!
Одни и те же грабли
Любящим родителям нечего бояться
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Помощь для пострадавших идет со всех уголков Казахстана
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Новейшую историю пишут наши современники
Десантник десантнику – брат
Закон республики Казахстан
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

О мужестве молодежи свидетельствуют документы
Желтоксан – это независимость
Общая победа всех казахстанцев
За вклад в процветание Казахстана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]