Уровень финансовой грамотности в Казахстане, как показывают опросы населения, достиг 80%. Это значит, что львиная доля казахстанцев не только пользуется вершиной технологического развития в области финтеха, как называют банкомат, им не чужды и другие доступные виды финансовых услуг – кредиты, депозиты, ценные бумаги. Умение соотечественников распоряжаться деньгами не может не радовать. Как известно, в 2011 году Всемирный банк определил финансовую инклюзивность, то есть доступ физических и юридических лиц к банковскому счету, денежным переводам, депозитам, кредитам, страхованию, ключевым факторам в борьбе с крайней нищетой и в повышении общего благосостояния. По данным того же ВБ, еще 3 года назад порядка 1,7 млрд людей не имели доступа к банковским услугам.
Сегодня, на фоне пандемии и связанных с ней шоков на рынках, многих волнуют вопросы продвижения продуктов и услуг, в том числе финансовых, через цифровые платформы. Такие же вопросы рассматривали в ходе конференции Astana Finance Days, которую Международный финансовый центр «Астана» проводит ежегодно. В этот раз по понятным причинам дискуссии на тему «Рынки в меняющемся мире» проходили в online-формате. Участники Online AFD 2020 обсуждали пути решения проблем, возникающих перед развивающимися рынками, и придания экономикам развивающихся стран устойчивости к внешним шокам.
Скажем, специалисты по исламским финансам говорили о развитии человеческого капитала в области индустрии исламского финтеха. Оказалось, что экспертов в сфере финансовых услуг, основанных на толковании Корана, волнуют не только технологические решения, но и такие приземленные вопросы, как сектор микро-, малого и среднего бизнеса, включая социальное предпринимательство, и сложности в переходе на цифровые технологии в рамках парадигмы соблюдения шариата.
Между тем руководитель Центра исламских финансов Бахрейнского института банковского дела и финансов Мужтаба Халид обмолвился, что исламские сообщества сталкиваются с определенными сложностями. Кроме того, в большей части исламских государств уровень финансовой инклюзивности очень низкий. Он напомнил, что мусульманское население сегодня представляет собой самую молодую часть мира, и возникает вопрос, что исламские банки делают, чтобы привлечь потенциально активную категорию населения.
Участники конференции сетовали, что пока не удалось заложить философскую основу концепции исламского банкинга, при этом подчеркивая, что исламские финансы – это прежде всего справедливость. На основе интерпретации коранических изречений современные исламские авторитеты выводят целый набор правил, определяющих допустимость, то есть халяльность, финансовых операций, ключевое значение которых – деньги не могут порождать деньги. В основе представлений исламских финансов лежит содержащийся в Коране запрет на так называемую рибу, трактуемую как необоснованное обогащение. В мире ожидается, что через полтора десятка лет исламский банкинг преобразится в глобальную систему, конкурируя и дополняя привычные всем банки. Ведь главное предназначение института исламских банков – дать возможность мусульманину получить современные финансовые услуги без ущерба его конфессиональным установкам.
Однако вернемся в родные пенаты. В нашей стране уже прописались исламские банки. Правда, их не много, и вовлеченность казахстанцев в их структуру не назовешь массовой. Тем не менее популяризируемые в этой среде этические стандарты, заявляемая забота о социальной справедливости вкупе со стремлением избегать излишней сложности и чрезмерных рисков привлекают внимание все большего числа граждан.