Ну, признайтесь, было же – в наличии пятнадцать черных брюк, но вам непременно нужны шестнадцатые. Потому что такого оттенка черного в предыдущих пятнадцати нет.
И не важно, что никто разницы не замечает.
У меня так было. И лежат эти пятнадцать черных брюк сто лет в шкафу мертвым грузом, потому что по факту вы носите одни. А те, остальные, они как бы греют душу. Как бы свидетельствуют – я платежеспособна, я могу (хочу) иметь, я могу (хочу) потреблять.
А после эти штаны отправляются в утиль. А вместе с ними и куча потраченных денег.
…У моих друзей есть бизнес – химчистка. Двадцать лет назад открыли. Повидали всяких клиентов. И «випов», и «средних», и тех, кто старается экономить. Многие стали постоянными клиентами.
Естественно, «статус» приносимых на чистку вещей был прямо пропорционален статусу клиентов. «Випы» часто приносили вещи, которые после чистки они (какие ответственные!) с барского плеча собирались отправлять на склады для раздачи малоимущим.
Друзья, владельцы химчистки, часто удивлялись – вещи были почти новые, их можно еще носить и носить. Да и цены на них кусачие. Представляю, как порадовался кто-то, обнаружив на складе пуховик Canada Goose, да еще и ориджинал.
И тут я вспомнила про свои шестнадцать штанов. Если я, далеко не «вип», могла себе позволить «шестнадцать оттенков черного», то уж у богатых подавно свои причуды.
И вот грянула пандемия. И мы засели в своих домах. И стало некуда выгуливать свои Valentinы и свои Chanelи. И вдруг появились вопросы – а в них ли счастье? А нужна ли эта иллюзия обладания?
Вдруг стало понятно, что ковер или одеяла, которые ты собирался отдать на нужды приюта для бездомных животных, вполне еще пригодны для использования. Что кожаная сумка, если ее покрасить, смотрится очень даже неплохо, а пиджак, который планировал отдать на склад, можно обновить, просто подвергнув его чистке.
По наблюдениям друзей, «вещевое» сознание клиентов за эти пару месяцев изменилось кардинально. Люди просят тщательно и бережно чистить вещи, так как намерены еще долго их использовать.
До нас вдруг дошло, к какой экологической катастрофе может привести то, что ежегодно 92 млн тонны одежды становятся отходами. Это по данным «Гринпис». Мы вдруг задумались об «экологичном сознании». Мы поняли, как это безответственно, нецивилизованно и, если хотите, мещански тратить столько на тряпки.
Теперь очередь за продуктами питания. Каждый раз, когда вижу на мусорке хлеб, становится больно. Почему люди не покупают ровно столько, сколько могут съесть? Мы, желая, алча и потребляя, потеряли способность ценить то, что дают нам земля и чужой труд. Человечество превратилось в прорву.
Неудивительно, что случился этот COVID-19. Пассионарные силы природы включили режим самосохранения. Чтобы мы одумались.
Есть надежда, что новое сознание проберется в умы тех, кто находится на уровне принятия решений. И что также бережливо они будут относиться к финансовым ресурсам государства. И не тратить на прожекты. А тратить по-государственному. Доводить начатое до логического конца. Делать, а не делать вид. Быть, а не казаться. Ценить…
…Пойду отдам сумочку на покраску. Вполне еще сгодится.