На неделе заглянула в свой Instagram и обалдела: бывшая одногруппница опубликовала пост-просьбу о помощи. Дословно: на трассе произошло ДТП, дядя погиб на месте, мама с мизерными шансами – в реанимации, нужно в кратчайшие сроки собрать почти 3 млн тенге на пластину для реконструкции черепа.
Новость – страшная. Но сразу же показалась сомнительной. Во-первых, автор закрыла комментарии к публикации. Ну как-то, согласитесь, нелогично: просит человек помощи, должен же как-то поддерживать связь с интересующимися, как и что. Во-вторых, из профиля внезапно исчезли все предыдущие фото. В-третьих, необходимая сумма указана в рублях.
Последнее окончательно убедило, что страницу взломали. Заподозрили это и остальные однокурсники: в общий чат стали скидывать скрины профиля: «Вы видели? Как думаете, правда или нет?»
Скинули, к слову, очень вовремя: одна из одногруппниц уже набирала в банковском приложении реквизиты карты, на которую предлагалось отправить матпомощь. А мне, говорит, даже и в голову не пришло написать сообщение или еще как-то проверить информацию. Переводить, кстати, она собиралась вполне приличную сумму.
В общем, в течение часа тревогу забили человек 8. Те, кто стал активно выяснять, правда ли написана. Телефонного номера «взломанной» подруги у нас не было, но и так все было ясно: надо уже не выяснять, а предотвращать.
Мы дружно нажаловались на подозрительную страничку и на саму публикацию, и на хозяйку профиля. Но мошенники никак не хотели угомониться – стали написывать в личку: деньги поступают, но все равно недобор еще большой, поднажмите. Ну наглость! Я бы не удивилась, если вместо на коленке нарисованной картинки с якобы уже собранными средствами злоумышленники прислали бы фото неизвестного человека под капельницами.
Когда вот так нагло обманывают, хочется пощупать, насколько вообще беспринципны люди. Ну то есть одно дело – вбрасывать в массы подписчиков ложную информацию и при этом закрыть комментарии, и другое – вести переписку.
Взломщики оказались людьми общительными. На мой вопрос, почему требуемая сумма в рублях, а пострадавшая – в отечественной больнице, «подруга» ответила, то пластину будут заказывать в соседнем государстве, оттуда и валюта. На просьбу дать номер, чтобы связаться напрямую – «сейчас в больнице, не могу говорить».
– Тогда напиши подробно, как скидывать, куда скидывать, как вообще дела, – продолжаю писать непонятно кому.
– Нет времени объяснять, голова кругом идет, телефон разрывается, – выдавал мне собеседник, тем не менее пообещав вскорости отписаться.
На мои последующие сообщения с вопросами «как дела?» уже никто не отвечал. Но, удивительное дело, страничка до сих пор активна – ее так и не заблокировала служба безопасности соцсети. Хотя жалоб было вагон и маленькая тележка.
Порадовало в этой ситуации одно: люди наши очень отзывчивы. Прошло уже больше 10 лет, как окончили институт, и далеко не со всеми поддерживаю отношения. Но написали даже те, кто годами не подавал признаков дружбы. Все искренне волновались: как помочь, куда звонить, может, что-то привезти? Ну разве это не замечательно – даже через десяток лет быть готовым протянуть руку помощи, проявить человеческую доброту?!
Все колонки автора