На исходе вторая школьная неделя, а в Шымкенте не утихают страсти, связанные с организацией учебного процесса. Дело в том, что далеко не все городские школы смогли обеспечить учеников самым элементарным – классом и партой. Здания настолько перегружены, что сажать детей просто некуда. Вместить всех школяров не позволяет даже обучение в 3 смены.
– Детей гоняют из класса в класс, перекидывают из смены в смену, то во вторую уроки поставят, то в третью. Да сколько ж это будет продолжаться? – возмущается по телефону родительница ученика одной из школ, расположенных в самом центре города. Допускаю, что подобная ситуация во всех 19 школах, в которых занятия организованы в 3 смены.
Накануне Дня знаний родители учеников одной из школ организовали стихийный митинг, потребовав создать в школе элементарные условия для обучения. Активисты заявили не только решительное «нет» урокам в спортивном зале, но и обратились с заявлением в городской акимат и прокуратуру с просьбой защитить права их детей.
Видимо, и в самом деле накипело. Хотя, как сказать, мирятся же родители с тем, что их первоклассников отправляют на уроки в подсобные помещения, расположенные на задворках соседнего со школой колледжа. Раньше там хранили сломанную мебель и всякий хлам, а теперь переоборудовали под классы. Ну и ладно, что света маловато и душно, зато почти полсотня первоклашек вмещается! Вот только поможет ли учеба в сарае на задворках выработать пиетет к знаниям и желание учиться в школе?!
А вот аренда бывшего здания бани, расположенного по соседству со школой, в которой даже введение трехсменки не решило проблему размещения детей, обернулось громким скандалом. Более одной тысячи учеников отправили на уроки в... баню. Родителей возмутило, что собственник не потрудился приспособить помещение под требования школы при том, что ежемесячная сумма аренды исчисляется несколькими миллионами тенге.
Руководство городского отдела образования тут же поспешило заявить, что к аренде здания бани не имеет никакого отношения. Якобы это исключительно инициатива директора школы и родителей. Хотя, казалось бы, кому, как не сотрудникам этого ведомства радеть за создание условий для школьников, обивать пороги акимата и даже министерства, трубя о невыносимых условиях обучения детей.
Парадокс, но с каждым годом трехсменных школ в Шымкенте становится только больше. Хотя, казалось бы, после того, как областной центр переехал в Туркестан, освободились здания, которые можно при желании переоборудовать под школы. Навскидку на ум пришло четырехэтажное здание по улице Казыбека, в котором располагались некоторые управления областного акимата.
После того, как они переехали, здание больше года стоит бесхозным, как водится, оказавшись во власти мародеров. Постепенно они демонтируют и выносят из него все, что только можно вынести: от дверей до унитазов.
Такое ощущение, что сфера образования в городе пущена на самотек. Акимат собирается решить проблему трехсменных школ не ранее, чем через 5 лет, обещая построить за это время 49 новых школ и дополнительных корпусов к существующим зданиям. А где были все это время? Чего ждали и на что надеялись? Почему никто не учитывал демографический фактор при планировании на перспективу?
Без внятного ответа остается и вопрос о том, как за 5 минут между сменами провести положенную по санитарным нормам влажную уборку класса и проветрить помещение. Да и давайте будем честными перед собой: чему может научить педагог, у которого в классе 45 детей?
Не поэтому ли в Шымкенте давно уже самым успешным и беспроигрышным бизнесом стало создание репетиторских центров. Они в буквальном смысле слова на каждом углу.
– Мама, зачем я хожу в школу, если потом все равно все это учим с репетитором? – спросил как-то сын моей знакомой, одним предложением с детской непосредственностью обнажив всю глубину проблемы.