Этикетки со специальным кодом Data Matrix бесшумно вылетают из небольшого принтера, подключенного через компьютер к информационной системе markirovka.kz, и отправляются на финишную прямую – в обувной цех, где их приклеивают на упаковочные коробки. Вот так, по-рабочему обыденно и тихо, стартовала обязательная маркировка на отечественном обувном производстве «Казлегпром-Алматы», которое одним из первых зарегистрировало свою продукцию в Национальном каталоге товаров.
За этим событием стоят большие цифры: 48,5% теневого рынка обуви (от всего объема отечественного рынка) должны будут легализоваться и таким образом защитить потребителей от контрафактной и зачастую некачественной продукции. И если ранее большая часть такого товара не облагалась налогами, то обязательная маркировка должна изменить ситуацию в пользу государственного бюджета.
Представитель «Казлегпром-Алматы» Дана Каражанова считает, что на повышение стоимости их продукции обязательная маркировка существенно не повлияет, поскольку один код маркировки на этикетке обойдется всего в 2,68 тенге (без НДС). Правда, производителю придется увеличить штат на одного работника для исполнения «этикеточных» обязанностей.
– Надеемся, что обязательная маркировка обуви станет защитой отечественного производителя, а единый код, в котором содержится вся информация о товаре, сделает рынок прозрачным, оздоровит конкуренцию и поможет увеличить производство, – продолжила она. – Вначале мы участвовали в пилотном проекте, затем занялись непосредственно маркировкой нашей обуви, первоначальный заказ был на 3 тысячи пар, то есть на 3 тысячи этикеток. Аппараты для маркировки на нашей фабрике были закуплены ранее.
Представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и Центра развития цифровой экономики, в свою очередь, рассказали, что цифровая маркировка товаров – это межгосударственный проект, реализуемый на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
– Согласно постановлению Правительства РК, с 1 ноября 2021 года производство и ввоз обуви без кода Data Matrix на территорию Казахстана как участника ЕАЭС запрещены, – уточнил руководитель проекта Центра развития цифровой экономики Мухаммедхайдар Сеит. – Немаркированную обувь, произведенную и импортированную до 1 ноября 2021 года, разрешено продавать до 1 апреля следующего года.
До этого же срока участникам обувного рынка необходимо будет промаркировать непроданный товар в качестве остатков по упрощенной процедуре. При этом ответственность возлагается на импортеров Казахстана, которые сами должны будут договариваться о маркировке товара либо с заводом-изготовителем, либо самим заниматься этой процедурой на территории уже таможенного склада. Потребителям остается проверить легальность и характеристики товара, отсканировав код Data Matrix с помощью мобильного приложения «Naqty Ónim».
На вопрос, зачем вообще нужна маркировка, спикеры вновь подчеркнули, что это масштабный проект стран ЕАЭС, где из-за «серых» игроков бюджеты всех уровней недополучают миллиардные суммы в виде налогов, так как доля контрафакта в обуви оценивается чуть ли не в половину от всего объема товаров на рынке (в Казахстане теневой рынок обуви занимает 48,5%).
Обязательная маркировка поможет государству видеть весь путь товара – от создания до его продажи. Мухаммедхайдар Сеит напомнил, что маркировка в нашей стране началась с сигарет, в дальнейшем планируется распространить этот опыт и на другие товары.
В среднем расходы, связанные с маркировкой для производителей и импортеров, по его словам, составят 0,1%–2,5% от стоимости одной пары обуви.
Судя по большому числу участников обувного рынка, старт обязательной маркировки стал в Казахстане, наверное, самым массовым обязательным событием. И вызвал неоднозначную реакцию, особенно среди импортеров. Это неудивительно, если вспомнить данные Комитета государственных доходов МФ РК о том, что «теневики» занимают едва ли не половину от всего рынка обуви.
И еще несколько цифр: в Национальном каталоге товаров системы маркировки уже зарегистрированы почти 700 пользователей и более 80 тыс. карточек товара, эмитировано более 2 млн кодов маркировки. Спикеры назвали такие данные неплохими, учитывая, что официальный объем импорта составляет 36 млн пар обуви в год.