Их обладателями стали председатель регионального этнокультурного объединения «Иран» Нурсбек Капар-Пур, глава тюркского ЭКО «Ахысқа» Сарманбай Сафаров и руководитель областного таджикского ЭКО Юлдаш Султанов.
– Я благодарен республике и ее жителям за то, что страна стала второй родиной для представителей разных национальностей, – отметил Нурсбек Капар-Пур. – Многие этносы оказались здесь не по своей воле, но за прошедшие годы Казахстан стал для них родным. Могу смело утверждать: казахстанские иранцы свое будущее связывают только с этой землей.
Этнокультурное объединение «Иран» было создано почти полтора десятилетия назад и является единственной подобной структурой в нашей многонациональной стране. На юге Казахстана иранцы оказались в разное время и по разным причинам.
Первые иранцы поселились еще до революции, приезжая сюда по работе. Вторая волна переселения пришлась на 30-е годы прошлого века. Самой многочисленной оказалась прослойка тех, кто осел в казахских степях не по своей воле уже после окончания Отечественной войны.
Их переселение – результат так называемого Иранского кризиса – международного конфликта между СССР с одной стороны, Ираном и западными странами – с другой. Более тысячи молодых солдат иранской армии оказались втянутыми в политические игры, став заложниками ситуации.
Среди них был и отец председателя туркестанского областного этнокультурного объединения «Иран» Нурсбека Капар-Пура – Курбан Гафар-Пур. Его многонациональная семья за прошедшие десятилетия пустила глубокие корни на казахской земле, получив возможность в независимом Казахстане учить и развивать родной язык – фарси, изучать культуру и искусство предков. Помощь в этом оказывают тесные контакты, налаженные с исторической родиной.
– Создание этнокультурного объединения «Иран» позволило собрать иранцев вместе, наладить контакты между ними, – считает Нурсбек Капар-Пур. – Они ведь специально были расселены по разным районам и аулам, чтобы не общались. Так легче было заставить людей забыть родной язык, сделать их манкуртами. На заре независимости Казахстана единицы иранцев знали фарси. Так что приходилось начинать с изучения алфавита.
Результатом политики вынужденного разобщения стало то, что большинство иранских семей интернациональны. Не стал исключением и Курбан Гафар-Пур. Бывший солдат иранской армии оказался в ауле Чалдар Алгабасского района. Там он создал свою семью, выбрав себе в жены местную татарскую девушку Зулийху. Здесь же родились все его 9 детей, включая старшего сына Нурсбека.
– Мы росли в казахском ауле, где все знали друг друга и поддерживали чем могли семьи переселенцев, – вспоминает Нурсбек Капар-Пур. – Отец побывал в Иране только один раз – в 1987 году, уже не застав в живых ни отца, ни мать. Он смог повидаться только с двумя младшими братьями и старшей сестрой.
Курбан и Зулийха воспитывали своих детей в интернациональных традициях. Чтобы дети знали свои корни, в семье соблюдали и чтили обычаи и традиции иранского и татарского народов. Дети понимали и легко разговаривали дома на двух языках, в школе – на русском.
Аул был многонациональным. Дети знакомились с обычаями других народов, на практике осваивали национальную кухню и учили языки. Неудивительно, что Нурсбек Капар-Пур владеет шестью языками, легко переходя с фарси на казахский, с русского на татарский, с азербайджанского на турецкий. Такими же полиглотами оказались его братья и сестры.
Когда дети выросли и пришло время строить свои семьи, родители совсем не возражали, когда старшая, Фатима, заявила о своем намерении выйти замуж за казаха Талгата.
Дочь Тахира связала свою жизнь с татарином Ильясом. Фируз выбрал себе в спутницы жизни азербайджанку Шарифу, Халил женился на узбечке Зухре. Узбекскую сноху по имени Гульбахор привел в дом Мухтар. Сестра Нурсбека Рахима остановила свой выбор на уйгуре Хидже. Сестры Насиба и Райхан вышли замуж за иранцев – Мирза-али и Ягуба. Нурсбек выбрал себе в жены красавицу персиянку Ханум. У всех детей сложились большие семьи, в укладе которых крепко укоренились традиции интернационализма.
В семье Нурсбека Капар-Пура, который после смерти отца стал главой большого рода, зятья разных национальностей. Так что исходя из опыта семьи родителей и своей собственной он может утверждать: представители разных культур и народов, объединенные в семью, всегда могут найти общий язык, воспитывая своих детей. Все, что для этого требуется, так это желание, а также терпение и уважение друг к другу.