Свежий выпуск

Онлайн-голосование на праймериз – свидетельство высокого доверия между властью и обществом

Фото: Kazpravda.kz/Талгат Аханов
Решение руководства правящей партии «Нур Отан» о проведении праймериз (т.е. предварительного отбора) среди своих наиболее активных и деятельных представителей в преддверии парламентских выборов является очень важным для обновления политической элиты страны. Не секрет, что в обществе на фоне тяжелейших последствий пандемии коронавируса, существует актуальный социальный запрос не только на системные реформы государственного управления, но и на новые яркие личности во власти, способные профессионально решать непростые вопросы сегодняшнего дня, взяв ответственность за дальнейшее развитие ситуации в стране в свои руки. Возможности, которые открыл для ротации кадров государственных служащих в Казахстане, наш Лидер Нации своим решением весной 2019 года, действительно открывает хорошие перспективы для постепенной эволюции вертикали власти в стране как по персоналиям, формату, так и по содержанию в сторону большей открытости и соответствия общественным ожиданиям.

Очень важным и показательным в этом отношении является гуманный смысл решения руководства партии, которое озвучил в своем выступлении первый заместитель председателя партии «Нур Отан», Бауыржан Байбек. Это забота партии, прежде всего, о здоровье партийцев, - проведение праймериз в формате онлайн-голосования. Это, безусловно, не только технологическая, но и гуманитарная новация. Она отвечает насущной потребности народа в заботе и внимании со стороны политической элиты. Находящееся в состоянии шока от трагических последствий распространения COVID-19 в Казахстане, когда практически у каждого жителя страны в своем близком и дальнем кругу есть люди, в той или иной степени пострадавшие от этого бедствия, когда люди в силу слабой готовности уполномоченных структур здравоохранения оказались в затруднительном положении, а экономика государства испытывает на себе достаточно болезненные «афтершоки» от первой волны пандемии и правительство пока внятно не определило принципы и параметры нового экономического курса, способного стабилизировать ситуацию в стране, население сегодня с надеждой смотрит на реальное обновление структур власти как в центре, так и на местах.

Курс президента Токаева на формирование «слышащего государства», с нашей точки зрения, должен быть подкреплен «деятельным государством», в котором новые молодые кадры примут на себя всю полноту ответственности за судьбу страны, как когда-то на заре Независимости сумела взять на себя ответственность за судьбу молодого государства «Команда Назарбаева». Как известно, в тот момент сам Первый Президент Казахстана едва вступил в пору политической зрелости, однако своими решительными и проницательными шагами сумел доказать свой высокий профессионализм в качестве политика мирового уровня, как человека заложившего основательный фундамент нашей современной государственности. Надо отдать должное умению Лидера Нации собирать вокруг себя талантливых и деятельных руководителей, консолидировать власть и народ для решения насущных задач развития. Достаточно вспомнить имена таких деятелей как Даулет Сембаев, Нагашыбай Шайкенов, Марат Оспанов, Нурлан Балгимбаев, Виталий Метте и других, которые оказались настоящими кризис-менеджерами молодого суверенного Казахстана, сумевшими под руководством Нурсултана Абишевича поднять его из руин после распада Советского Союза. Ведь это были совершенно незаурядные личности, «сделавшие себя сами» («self made man» - это классическая фраза, придуманная Генри Клеем в Сенате США 2 февраля 1832 года для описания людей, чей успех зависит от самих людей, а не от внешних условий - прим. авт.).

По-большому счету сегодня наша страна стоит перед достаточно серьезным вызовом, когда в управление государством должны снова прийти не «мальчики-зайчики» и «киндер сюрпризы», по-меткому выражению Касым-Жомарта Кемелевича, которое он высказал когда-то будучи на посту премьер-министра, а люди с опытом управления предприятиями, городами и областями, «нюхавшими порох» не раз, испытывавших как взлеты, так и падения на своем жизненном пути, которые делали государственную карьеру не в уютных чиновничьих кабинетах, а у горнила реальной жизни, «кожей воспринимая» нужды и чаяния людей.

Я абсолютно убежден в том, что открытые и доступные «социальные лифты» способны сегодня совершить настоящую революцию в подходе к подбору кадров, восприятию и реализации передовых идей, повсеместному внедрению в сознание госслужащих патриотической миссии служения народу и беззаветной преданности интересам нашей любимой Родины. В этом отношении идея проведения «праймериз» как никакая другая способна вдохнуть новую свежую струю в процедуру отбора достойных во власть. Вспоминается система подбора кадров, принятая в советский период, особенно в наиболее трудные периоды, когда особо ценились деловые качества управленцев, которые были обязаны пройти трудовой путь от рабочего у станка до директора завода, чтобы дойти до статуса отраслевого министра. Они также проходили закалку высшей партийной школы, где получали навыки «государственничества», преданности порученному делу и способности объяснять людям каждое решение партии, воспринимать людские чаяния и надежды как свои, а не унижать достоинство простых людей обвинениями «в хайпе» или раздражать общественность кичливостью и нарочитым «гламурным поведением» новых «хозяев жизни»…

Проект проведения «праймериз» посредством онлайн-голосования демонстрирует настроенность партии на использование и внедрение в политическую практику Казахстана современных технологических решений на основе информатизации. Полагаю в этой связи, что переход Казахстана в постиндустриальную эру должен сопровождаться также новыми методами политической социализации. Кстати говоря, сегодня использование онлайн форматов, в том числе для политической коммуникации, широко используется в мире и является перспективным трендом современной политической культуры в наиболее передовых странах мира.

Вообще, согласно мировому опыту, существуют разнообразные способы электронного голосования:

1. Электронное голосование, которое физически контролируется представителями государственных или независимых избирательных органов (например, электронными машинами для голосования, расположенными на избирательных участках);

2. Дистанционное электронное голосование через Интернет (также называемое І-голосование), когда избиратель передает свои голоса в электронном виде избирательным органам из любого места.

Первая модель была уже не раз апробирована в Казахстане на избирательных участках, но вторая форма рассматривается у нас впервые. По-большому счету, это является свидетельством не только технической «продвинутости», но и определенной степени взаимного доверия между государством и электоратом. В этом плане, это логическое продолжение государственной стратегии на формирование «слышащего государства» с высокой степенью общественного доверия. Ведь в условиях онлайн-голосования использование административного ресурса сведено к минимуму и предполагает свободное и ответственное отношение избирателя к своему голосу. Интересно, что на постсоветском пространстве наибольшую «продвинутость» в плане признания и реализации принципа персональной автономности и ответственности за свое социальное поведение продемонстрировала Эстония.

Эстония является первой в мире страной, создавшей общенациональную систему голосования через интернет. Идея проведения Интернет-выборов в Эстонии возникла в начале 2001 года. Реализация проекта пришлась на местные выборы в октябре 2005 года, когда Эстония стала первой страной, которая легально провела голосование через Интернет как одно из средств подачи голосов. При этом, именно эстонский опыт оказался «пилотным» для распространения данной практики в других европейских странах.

На постсоветском пространстве примечательно также применение онлайн-голосования в Украине и Российской Федерации. Так, в ближайшее время в правящей партии Украины «Слуга народа» праймериз кандидата в мэры города Херсон будут проводить на специальной онлайн-платформе «Зе!команда-регион». Также партия «Единая Россия» планирует провести предварительное голосование только в формате онлайн. До этого в России электронное голосование проводилось в трех избирательных округах на выборах депутатов в Московскую городскую Думу 8 сентября 2019 года. Участие в нем было добровольным и доступным наряду с традиционным способом. Каждый избиратель в экспериментальном округе смог сам выбрать, как ему удобнее голосовать. В нём приняли участие 10 369 избирателей. Это 92,3 процента от тех, кто заранее заявил о желании проголосовать удалённо.

И это не говоря о том, что онлайн-голосование уже достаточно широко распространено в развитых странах мира. В Швейцарии первое интернет-голосование прошло в 2004 году на федеральных выборах. В этой стране периодически проходят референдумы, для голосования на которых можно воспользоваться Интернетом. Разработана электронная система персональной идентификации избирателя «Blockchain e-ID-System».

По мнению швейцарских экспертов технология блокчейн способна гарантировать качественно более высокую степень безопасности, включая эффективную защиту от хакерских атак и злоупотребления персональными данными. Архитектура технологии блокчейн построена на принципе децентрализованного управления потоками информации и «складирования» данных. В рамках этой системы нет какого-то «руководящего» центра (единого или одного сервера), взломав который хакеры могли бы, например, сфальсифицировать итоги голосования или результаты выборов, референдумов, опросов.

В Великобритании специалисты утверждают, что даже при достаточно высоком развитии информационных систем интернет-выборы не стали приоритетом государственной политики, хотя и проводятся массовые эксперименты по внедрению подобных технологий. Еще в 2002 году в ряде районов было разрешено голосование с домашних компьютеров и посредством SMS-сообщений. 14 муниципальных выборов в стране уже прошли по этой схеме. Самое известное интернет-голосование прошло на муниципальных выборах в Ливерпуле, где в порядке эксперимента разрешили голосовать через Интернет по мобильным телефонам.

В Соединенных Штатах Америки на некоторых избирательных участках электронный метод впервые апробировали еще в 2000 году, а в 2002 году был принят закон «Помоги проголосовать Америке», предусматривающий централизованное внедрение новых технологий в избирательную систему. В округе Колумбия попытались внедрить систему Digital Vote by Mail, призванную обеспечить возможность голосования для граждан США, находящихся за границей. Однако эта технология не была принята на вооружение, поскольку в ее основе использовалось программное обеспечение с открытым кодом, и специалисты предупредили об уязвимости некоторых элементов системы и о возможности сфальсифицировать сохраненный бюллетень.

В Канаде первые интернет-выборы прошли в 2003 году, они носили достаточно локальный характер, поскольку относились лишь к кандидатуре лидера Новой демократической партии NDP. С 2006 года частная компания CanVote проводит голосование для 12 муниципалитетов провинции Онтарио, в которых зарегистрировано 100 тысяч избирателей. CanVote комбинирует онлайн-выборы с голосованием по телефону. Услугами I-Voting также активно пользуются местные университеты.

В Австралии при проведении в 2007 году федеральных парламентских выборов в экспериментальном порядке было организовано пилотное Интернет-голосование (по защищенному каналу связи) для отдельных категорий зарубежных австралийских избирателей (военнослужащих).

В Индии в сентябре 2010 года в штате Гуджарат при проведении муниципальных выборов правительством штата было принято решение о проведении экспериментального интернет-голосования избирателей.

В Испании в начале октября 2018 года правительство Каталонии одобрило подготовленный законопроект о применении модели электронного голосования, в том числе технологии блокчейн, для голосования избирателей – жителей Каталонии, находящихся за пределами территории Испании, в региональных и муниципальных выборах, в том числе мэров муниципалитетов.

В Финляндии 24 октября 2016 года правительство приняло решение о возможном применении интернет-голосования в качестве одной из современных цифровых альтернативных технологий традиционному голосованию избирателей.

В Республике Корея правительством было принято решение о проведении пилотного применения технологии блокчейн – голосования избирателей в декабре 2018 года. В рамках пилотного применения предполагалось протестировать механизмы безопасной обработки и хранения персональных данных об избирателях, а также итогов голосования (результатов выборов). В декабре 2018 года Агентством по вопросам Интернета и кибербезопасности Южной Кореи совместно с Сеульским национальным университетом блокчейна были проведены соответствующие мероприятия пилотного проекта.

Таким образом, использование онлайн-голосования в Казахстане на праймериз правящей партии «Нур Отан» является вполне закономерным и прогрессивным шагом, определяющим перспективу развития избирательных технологий в нашей стране. Вполне возможно, что в дальнейшем общенациональные выборы или праймериз других партий могут быть осуществлены через онлайн-голосование, если «пилотный проект» партии власти «Нур Отан» покажет свою эффективность.

Здесь следует особо подчеркнуть, что партия Елбасы на практике демонстрирует свои лидерские качества, инициируя самые передовые социальные инновации.

Особо следует отметить и вопрос, который волнует потенциальных избирателей и участников праймериз. Это вопрос транспарентности процедуры и сохранения тайны голосования. В этой связи, думается, для партии власти вопрос использования самых передовых информационных избирательных технологий - это не столько вопрос престижа, но имиджа партии, как политической организации выражающей интересы активного общественного большинства в Казахстане.

Разработанные положения об организации онлайн-голосования праймериз партии свидетельствуют о том, что будут соблюдены все нормы сохранности и конфиденциальности как личных данных всех участников процесса голосования на праймериз, так и самой процедуры голосования, которые будут находится под самым неусыпным контролем как самих партийцев, так и широким общественным обозрением.

Сегодня кредит социального доверия - ценный капитал как для партий, скептицизм по отношению к которым со стороны общества мы сегодня наблюдаем повсеместно во многих странах, так и для отдельных политиков, кто ставит «на кон» свою персональную репутацию и свое политическое будущее.
Автор:
Айдар Амребаев, политический аналитик
19:20 , 29 Июля 2020
0
276
Подписка

Популярное