Погружение в проблему Свежий выпуск 15 июня 2021 г. 7:51 642 Сауле Искандер Попечительский совет автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» изначально обозначил генеральную задачу – создать команду профессионалов, которой было бы под силу решение сложнейших задач, стоявших на тот момент перед отечественной системой образования.– Катастрофически нужны были педагоги, владеющие навыками разработки образовательных программ, готовые тесно сотрудничать в связке с учеными и экспертами. Погружение в проблему, обучение в режиме нон-стоп, сотрудничество с казахстанскими и зарубежными экспертами разных направлений, обмен мнениями, горячие споры, творческий разбор полетов – из всего этого складывалось профессиональное развитие пришедших в проект педагогов. Так появились команды профессионалов 20 Назарбаев Интеллектуальных школ и созданных при них центров образовательных программ, педагогических измерений и педагогического мастерства. Это был сложный процесс, обусловленный наличием «болевых» точек и проблем в системе образования, одной из которых стал дефицит учителей, отвечающих всем необходимым требованиям времени, – рассказала заместитель председателя правления АОО «НИШ» Светлана Испусинова. Были и другие проблемы. Необходимо было избавиться от существовавшего на тот момент вакуума между школой и научно-исследовательскими организациями. По словам Светланы Испусиновой, интересные практики или знания, создаваемые в школах на основе проводимых педагогами исследований, как правило, не доходили до ученых. Последние тоже часто работали в отрыве от среднего школьного звена, а их исследования, в свою очередь, оказывались недоступными для учителей, родителей, а также лиц, определяющих образовательную политику в стране. В 2010 году была создана специальная Система повышения квалификации (СПК), нацеленная на развитие профессиональных, языковых и инфокоммуникационных компетенций учителей Интеллектуальных школ. – Ее важной составляющей стало обучение внутри школы, когда, к примеру, учителя информатики приобщали своих коллег к информационным технологиям, учителя казахского и английского обучали языковым навыкам, а опытные педагоги – методикам преподавания. В среднем каждый учитель сегодня проходит не менее 4–5 курсов повышения квалификации в год, – поделилась заместитель председателя АОО «НИШ».Новые экспериментальные школы, вузы последнего поколения, обучение за рубежом – все это звенья одной цепи, которая приводит в движение маховик, двигающий развитие по формуле: образование – наука – инновации. В этом контексте идет тесное сотрудничество с Назарбаев Университетом, программой «Болашақ».– Целевая подготовка сотрудников на базе Назарбаев Университета по программе магистратуры «Управление в сфере образования» осуществляется в рамках работы по формированию лидерского корпуса, а обучение за рубежом организовано по программе «Болашақ», – отмечает Светлана Испусинова. – Это были стажировки учителей-предметников на базе университетов прикладных наук в Финляндии (HAMK, JAMK Universities of Applied sciences), университета SASSEX в Великобритании. Создание СПК позволило сформировать в каждой Интеллектуальной школе кластер сертифицированных тренеров, имеющих международную сертификацию (CELTA, DELTA, TKT, CLIL, робототехника, дизайн-мышление и другие). Сегодня здесь успешно функционирует система служебной оценки педагогов (аттестация), включающая 6 уровней горизонтального уровня педагогического мастерства: учитель-стажер, учитель, учитель-модератор, учитель-эксперт, учитель-исследователь, учитель-мастер, – перечислила она. С приходом пандемии перестал быть дополнительным инструментом профессионального развития онлайн-формат. Он стал основным.– Сегодня осуществляется фортифицированное обучение учителей глубокой цифровой грамотности и цифровой педагогике. Вместе с тем современные вызовы предполагают, что СПК должна приобрести преадаптивный характер обучения и развития учителя как личности-профессионала с компетенцией «мышления о будущем». Требуется активизировать оперативный характер профессионального взаимодействия на сетевом уровне с использованием информационно-коммуникационных платформ. Стратегия профессионального развития педагогов Интеллектуальных школ доказывает свою эффективность через результаты и достижения учащихся, которые сегодня обучаются в топовых университетах страны и мира, – утверждает Светлана Испусинова. Особым направлением в работе автономной организации стало формирование центров образовательных программ (ЦОП). – Сегодня это казахстанский бренд, сопоставимый со многими международными программами, такими как A⁄As-level (Великобритания), O-Level (Сингапур), Международный бакалавриат и другими. Сертификат выпускника 12-го класса Интеллектуальных школ признается международными организациями и системами по признанию свидетельств об образовании (NARIC, ANABIN, UCAS, NUFFIC) и ведущими зарубежными университетами для прямого поступления на программы бакалавриата, – сообщили в АОО «НИШ». Новые требования к образовательным ресурсам сегодня предъявляет и интенсивная цифровая трансформация. В 2019 году один из таких проектов – AR NIS – занял 1-е место в специальной номинации «Технологии – детям!» по итогам конкурса, проведенного в рамках международной конференции EdCrunch.Вызванный пандемией массовый переход учащихся на дистанционный формат обучения подвигнул педагогов Назарбаев Интеллектуальных школ в партнерстве с Bilim Media Group к созданию образовательного онлайн-ресурса – Online Mektep. Трудоемкий процесс создания цифровых уроков способствовал развитию новых компетенций у педагогов и, соответственно, их профессиональному росту. Вместе с тем устойчивая система повышения квалификации и сотрудничество с международными организациями, такими как Совет оценивания Кембриджа, Институт педагогических измерений Cito, Центр талантливой молодежи Университет Джонса Хопкинса, положили начало становлению нового казахстанского опыта оценивания, отвечающего международным стандартам. Как отмечает Светлана Испусинова, созданный командой профессионалов Назарбаев Интеллектуальных школ Центр педагогического мастерства (ЦПМ) был создан по поручению Правительства в 2011 году. Разработанные на его базе 10 программ повышения квалификации прошли безусловную сертификацию на соответствие международным стандартам качества в Институте аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия). Это позволило выйти на мировой уровень и осуществлять экспорт образовательных услуг, как, например, в рамках проекта Европейского союза «Содействие развитию сектора образования Туркменистана», содействия в повышении потенциала педагогов России (Ханты-Мансийский автономный округ ЮГРА) и других. С 2015 года ЦПМ является членом Всемирной ассоциации исследования уроков (WALS). Каждые 2 года его тренеры проходят процедуру ресертификации. Валидность своих профессиональных навыков они доказывают в Совете по международному оцениванию и образованию при Кембриджском университете.В 2018 году Центр педагогического мастерства запустил систему дистанционного обучения (sdo.cpm.kz), разместив на платформе комплекс онлайн-курсов. Благодаря этому в условиях пандемии за очень короткое время на онлайн-формат было переложено большинство образовательных программ. – В 2020 году Казахстан впервые принял участие в конкурсе UNESCO-Hamdan 2019–2020, объединившем 190 международных организаций, работающих в направлении улучшения практики преподавания. Именно тогда ЦПМ вошел в топ-10 лучших мировых проектов в образовании за выдающиеся практики и достижения в повышении эффективности учителей, – подытожила свой рассказ Светлана Испусинова.
00:26 Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
17 апреля 2024 г. 5:30 Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
17 апреля 2024 г. 17:17 «10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
17 апреля 2024 г. 0:00 Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
25 марта 2024 г. 0:19 Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»