Эпидемиологическая ситуация
Как доложил министр здравоохранения Алексей Цой, тенденция роста заболеваемости коронавирусом наблюдается практически во всех странах Европы, Южной и Северной Америки. В Казахстане, согласно матрице оценки эпидемиологической ситуации, в «красной» зоне находятся 7 регионов страны: города Нур-Султан и Алматы, Атырауская, Западно-Казахстанская, Алматинская, Акмолинская и Актюбинская области.
Причем Алматы и Нур-Султан в «красной» зоне находятся на протяжении 28 дней, Западно-Казахстанская область – 20, Атырауская область – в течение последних двух недель, Актюбинская и Алматинская – последнюю неделю, Акмолинская – сутки.
В «желтой» зоне сейчас два региона: Шымкент и Карагандинская область, остальные 8 областей – в «зеленой».
– В марте по сравнению с февралем отмечается рост заболеваемости на 30%, регистрируется до 1 800 случаев в сутки, – отметил Алексей Цой.
Министр также сообщил, что рост заболеваемости в стране связан с циркуляцией «британского» и «южноафриканского» штаммов коронавируса. Кроме того, в апреле отмечено повышение суточного числа тестирований до 57 тыс. в сутки, что составляет 50% от имеющейся мощности лабораторий.
По состоянию на 6 апреля текущего года для оказания медицинской помощи больным с КВИ в республике задействовано 275 инфекционных стационаров с фондом в 28 тыс. 730 коек. Наибольшая загруженность инфекционных коек наблюдается в Нур-Султане и Алматы, Алматинской и Западно-Казахстанской областях.
По данным Всемирной организации здравоохранения, «британский» штамм выявлен в 130 странах мира, «южноафриканский» – в 80, «бразильский» – в 45 государствах.
– Для определения новых мутаций на постоянной основе проводится генетическое изучение штаммов КВИ, циркулирующих по территории республики. Так, в марте в Казахстане выявлена циркуляция «британского» и «южноафриканского» штаммов. При этом недавние исследования показывают, что «британский» вариант коронавируса связан с более высокой вероятностью госпитализации и смерти, чем исходный штамм, – проинформировал глава Минздрава.
«Бразильский» штамм не считается более смертоносным, но он распространяется легче, чем исходный штамм COVID-19. Также установлено, что «британская» разновидность коронавируса распространяется быстрее по сравнению со штаммом прошлого года в 1,7 раза, «южноафриканская» – в 1,5 раза и «бразильская» – в 2 раза.
Рост репродуктивного числа может увеличиться с 1,1 до 1,9 раза, что постепенно приведет к доминированию этих штаммов.
С 1 февраля текущего года в стране активизировалась кампания вакцинации против КВИ. С 1 апреля категории лиц, подлежащих вакцинации, расширены. Графики составляются местными исполнительными органами. На сегодня первым компонентом привиты около 195 тыс., вторым – более 72 тыс. граждан страны. Показатель уровня вакцинации составил на 1 000 человек населения 10,3.
– В текущем месяце ожидается поставка 2 миллионов доз вакцины, что позволит охватить 23,4% от подлежащего вакцинации контингента в Казахстане. В первом полугодии планируется поступление более 6 миллионов доз препарата отечественного производства, что позволит охватить вакцинацией 64% граждан, – сообщил министр.
Иммунизация населения
В феврале текущего года решением МВК утвержден Комплексный план по иммунизации населения против COVID-19. Как доложил глава Минздрава, на сегодня производство и поставка вакцины осуществляются с соблюдением всех стандартов GMP и GDP, а также «холодовой цепи».
В рамках мер вакцинации против КВИ прошли спецподготовку более 9 тыс. медработников. Подготовлено свыше 600 кабинетов вакцинации, 800 единиц морозильного оборудования и 3 тыс. термоконтейнеров, закуплено 11,3 млн шприцев. При этом обеспечена доступность вакцинации около 300 тыс. граждан.
В целях соблюдения баланса между борьбой с эпидемией и сохранением деловой активности в стране будут широко внедряться цифровые технологии: «антиковидный паспорт» – для учета и проведения мониторинга вакцинированных лиц, «тепловые карты» на основе обезличенных данных сотовых операторов – для повышения эффективности и прозрачности работы мониторинговых групп.
Планируются также меры по масштабированию проекта «Ashyq» и его интеграции с «Антиковидным паспортом», что необходимо для обеспечения дальнейшей работы действующих и приостановленных в условиях карантина субъектов бизнеса.
– Медучреждения полностью обеспечены необходимым объемом лекарственных средств и медицинских изделий. В больницах сформирован месячный запас лекарств для лечения КВИ, на складах СК «Фармация» и в аптеках имеется двухмесячный запас. Во всех регионах созданы стабилизационные фонды лекарственных средств на 18 миллиардов тенге, – отметил министр.
О текущей ситуации на местах, ходе вакцинации населения и принимаемых мерах по исполнению поручений Главы государства также доложили акимы Алматинской, Атырауской и Актюбинской областей.
Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, Премьер-министр Аскар Мамин подчеркнул, что Правительство принимает оперативные меры для снижения уровня заболеваемости и увеличения числа вакцинируемых. С апреля текущего года в регионах будет обеспечена вакцинация 2 млн человек ежемесячно. Министерством здравоохранения составлен четкий план.
– В сентябре планируется завершить вакцинацию 10 миллионов человек. В результате мы ожидаем получить эффект коллективного иммунитета, – подчеркнул глава Правительства.
Министерству здравоохранения и акиматам областей поручено принять все необходимые меры по увеличению вакцинируемого населения регионов «красной» зоны, обеспечив поставку вакцин согласно принятому плану.
Министерству информации и общественного развития совместно с Министерством здравоохранения и акиматами необходимо провести широкую информационно-разъяснительную работу о важности вакцинации.
Министерствам здравоохранения, цифровизации, внутренних дел, НПП «Атамекен», а также акиматам областей надлежит до конца апреля внедрить проект «Ashyq» во всех регионах с целью возобновления деятельности субъектов бизнеса и внедрения «тепловых карт» для проведения противоэпидемических мер и улучшения эффективности мобильных мониторинговых групп.
Проекты дорожно-транспортной инфраструктуры
Как доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, на сегодня протяженность автострад общего пользования в РК составляет 96 тыс. км. Из них республиканская сеть – 25 тыс., местная – 71 тыс. км.
В период с 2021 по 2025 год в автодорожной отрасли планируется построить и реконструировать 12 тыс. км дорог республиканской сети.
До 2020-го проведена реконструкция 13 тыс. км автодорог. В текущем году дорожно-строительными работами охвачено 4,7 тыс. км.
– По итогам года планируется сдать в эксплуатацию 2,2 тысячи километров обновленных дорог, открыть движение на 1,2 тысячи, – сказал министр.
Капитальным и средним ремонтом охвачено 1,1 тыс. км дорог. В рамках этих мер осуществляется 15 автодорожных проектов. В текущем году дорожные строители намерены полностью завершить реконструкцию участка Талдыкорган – Усть-Каменогорск протяженностью 768 км. Это международный транзитный коридор, связывающий среднеазиатские республики с Восточной Сибирью Российской Федерации, а также южные регионы Казахстана с промышленным востоком республики.
Наряду с этим будет продолжено строительство четырехполосных скоростных автомагистралей, связывающих столицу с регионами по лучевому принципу. В настоящее время завершены участки автодорог в направлении Кокшетау, Павлодара и до Караганды. Строительные работы ведутся на участке от Караганды до Капшагая. К концу года планируется сдача в эксплуатацию участка этой трассы до Балхаша, на следующий год – до Капшагая.
Глава МИИР РК особо отметил маршрут автодороги Актобе – Атырау – Астрахань, где строительные работы ведутся на всем протяжении трассы. В текущем году планируется завершение участка Кандагаш – Макат с открытием движения на всем протяжении коридора с последующей сдачей в эксплуатацию в следующем году.
В настоящее время транспортный поток с Туркестанской и Жамбылской областей из соседних республик в направлении центра вынужденно идет через Алматы с перепробегом на 250 км. Автодорога Мерке – Бурылбайтал имеет высокое социальное значение и влияет на транзит из стран Средней Азии. В этом году планируется завершение основных работ и открытие проезда.
В октябре завершится строительство транспортной развязки на железнодорожном переезде на станции Шамалган, что повысит безопасность движения на пересечении с железной дорогой. Также поэтапно в 2021–2022 годах будет завершена реконструкция и других транзитных и социально значимых автодорог: Ушарал – Достык, Калбатау – Майкапшагай, Костанай – Денисовка, Петропавловск – граница РФ на Курган.
До конца текущего года планируется начало исполнения четырех новых автодорожных проектов общей протяженностью 607 км: реконструкция автотрассы Кызылорда – Жезказган, строительство объездных дорог в Туркестане, Шымкенте и Сары-Агаше.
– Согласно поручению Главы государства, до 2025 года все дороги будут обеспечены придорожным сервисом, соответствующим Национальному стандарту. Требования к объектам утверждены, – доложил министр.
На сегодня вдоль республиканской сети дорог функционируют свыше 1 850 объектов сервиса, из которых 1 070 отвечают требованиям установленных стандартов. До конца года начнут работу еще 125, в том числе за счет «якорных» инвесторов – 38 АЗС с санитарными узлами и пунктами питания, 87 единиц санитарно-гигиенических узлов – за счет частных инвестиций и в рамках реконструкции.
Доля объектов, отвечающих нормативным требованиям, в этом году будет доведена до 66% (1 322). Для обеспечения сервисом всей сети дорог до 2025 года дополнительно будут построены свыше 400 современных объектов. При этом все имеющиеся структуры придорожного сервиса намечено привести в соответствие с требуемыми нормативами качества.
Для своевременного завершения
Говоря о развитии местных дорог, глава МИИР отметил, что их общая протяженность составляет 71 тыс. км. В предыдущий период две трети (75%) сети приведены в нормативное состояние. При этом на сегодня в разрезе регионов по состоянию областных и районных дорог складывается неравномерная ситуация.
В этом году на развитие местной сети дорог предусмотрено 119 млрд тенге. За счет этих средств дорожно-строительными работами будет охвачено 1,3 тыс. км. В целом до 2025 года планируется охватить до 27 тыс. км местных дорог и довести 95% их в состояние, соответствующее нормативному.
В свою очередь о развитии дорожно-транспортной инфраструктуры на местах доложили акимы Кызылординской, Карагандинской, Мангистауской и Павлодарской областей.
По словам заместителя Премьер-министра Романа Скляра, в ходе подготовки к предстоящему строительному сезону была налажена тесная взаимосвязь между заинтересованными государственными и местными исполнительными органами и другими участниками процесса. Предложения ведомства по развитию и содержанию сети автодорог республиканского и местного значения, контролю качества строительства и реконструкции будут учтены при разработке национального проекта «Развитие территорий».
Глава Правительства поручил Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с акиматами и АО «НК «КазАвтоЖол» обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию запланированных объектов и до конца текущего года обеспечить полное освоение выделенных средств.
– В текущем году необходимо завершить крупные проекты по реконструкции, ремонту и строительству автодорог общей протяженностью 6 тысяч километров с открытием движения на 1,2 тысячи километров. В числе крупных проектов – автодороги Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км), Караганда – Балхаш – Капшагай (645 км), Калбатау – Майкапшагай (415 км) и другие. Начнется реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган. В регионах запланированы работы на 2,6 тысячи километров местных автодорог. При этом планируется построить 125 новых объектов придорожного сервиса, – отметил Аскар Мамин.
Министерству энергетики необходимо обеспечить заявленную потребность в битуме для всех автодорожных проектов и не допустить на него роста цен в разгар строительного сезона.
Аскар Мамин также поручил до конца текущего года завершить перевод реконструированных участков автодорог на принцип платности, что позволит содержать их в нормальном состоянии.
Акиматам областей совместно с НПП «Атамекен» поручено активизировать работу по модернизации объектов придорожного сервиса и приведению их в соответствие с Национальным стандартом. При этом все запланированные мероприятия должны быть завершены в установленные сроки.