Заплатит потребитель
С марта в стране стартовали продажи ГСМ на товарных биржах. На первых порах – 10% от произведенного объема. Планировалось, что данный шаг ослабит монополизацию рынка, повысит конкуренцию и, соответственно, сбалансирует цены на бензин и дизтопливо.
Сегодня все в курсе, какую реальную ситуацию с ГСМ получила страна. В Усть-Каменогорске в апреле дизтопливо на автозаправках стоило 185 тенге, сегодня на многих АЗС его нет совсем либо указана цена 310 тенге. Цена на зимнюю солярку – 360–370 тенге.
По данным Бюро национальной статистики, с января по октябрь в областном центре Восточного Казахстана бензин АИ-92 подорожал на 12%, ДТ – на 36,7%. Водители, которые больше верят своим глазам, говорят о росте цены на солярку минимум на 67%! Как заключил в ходе совещания 4 ноября Глава государства Касым-Жомарт Токаев, рынок ГСМ работает только для себя, а не для граждан.
На днях в региональной палате предпринимателей Восточного Казахстана привели конкретный пример искусственного «разогрева» цены. И не где-нибудь – на самых, казалось бы, рыночных площадках, на товарных биржах. По словам заместителя директора палаты Алии Мукашевой, все дело в гарантийном взносе, точнее, в его размере.
– Подкомитет по нефтепродуктам Биржевого комитета утверждает торговые сессии, – пояснила замдиректора. – Покупатель за 2–3 дня до торгов отправляет заявку на желаемый объем, за день до сессии вносит гарантийное обеспечение. Но при этом сами лоты он видит только с началом торгов.
Чтобы представить, о каких объемах идет речь, приведем немного статистики. Только в стартовую пятидневную торговую сессию (31 марта – 6 апреля) было реализовано больше 17 тыс. тонн бензина АИ-92 и АИ-95. Оборот составил 3,63 млрд тенге! Причем первые торги они и есть первые, последующие сделки, понятно, только набирали обороты.
До лета на бирже действовало условие: желающие прикупить топливо вносили обязательный гарантийный взнос в 5%. С июня 2021 года планку взноса подняли до 50%. Как с возмущением отметили в палате предпринимателей, компании понятия не имеют, какой объем ГСМ предложат им на бирже, сколько они смогут купить и смогут ли вообще. Но при этом с них требуют огромную предоплату. Более того – в случае, если сумма окажется хоть на 100 тенге меньше пресловутых 50%, поставщик, скорее всего, откажет в отгрузке всей партии.
– По итогам торгов поставщик должен заключить договор с покупателем в течение одного дня, – пояснила замдиректора. – Это в идеале. А жизнь есть жизнь, всегда возникает масса обстоятельств.
Как пример в палате привели рядовую в условиях пандемии ситуацию, когда руководители компании оказались на больничном или ушли на самоизоляцию. В летний период люди уезжают на отдых. Может быть и так, что ТОО выиграло только часть партии ГСМ, а не весь объем, указанный в заявке. Или в ходе текущей сессии вообще осталось ни с чем и приняло решение участвовать в следующих торгах, назначенных через неделю. В каждом из таких случаев гарантийное обеспечение, перечисленное в клиринговый центр, зависнет на некоторое время. Для бизнеса этот «простой» ежесуточно будет означать накладные расходы, причем значительные.
В ТОО «Штиф», располагающем сетью автозаправок в Усть-Каменогорске, поделились расчетами, которые, собственно, характерны для любой АЗС. Скажем, компания решила приобрести на бирже 1 тыс. тонн бензина АИ-92. Гарантийный взнос в 50% составит 102,5 млн тенге. Такие суммы предприятия заимствуют, как правило, в банках второго уровня на коммерческих условиях.
Каждый день обслуживания кредита – это 103 тыс. тенге. Если средства зависли на 3 дня, непроизводственные расходы составят 309 тыс. тенге, на неделю – соответственно 721 тыс. тенге. Работать себе в убыток бизнес не может, все траты учитываются, вносятся в калькуляцию. И отражаются в виде подросших ценников на моторное топливо на заправках. Другими словами, за все биржевые нестыковки в конечном счете приходится платить рядовому покупателю.
Кому выгодно?
Само наименование взноса – гарантийное обеспечение – объясняет его назначение. Предоплата – это свидетельство платежеспособности покупателя. «Казахстанская правда» попросила Министерство энергетики РК прокомментировать причины десятикратного увеличения размера взноса. Ведь ясно, что мера «драконовская», для ее введения требовались веские основания. Однако в пресс-службе ведомства вместо оперативного ответа, к сожалению, предложили направить официальный запрос.
– Дело в том, что у биржи нет полной уверенности в том, что одна из сторон не нарушит своих обязательств, – согласился дать комментарий финансовый эксперт Адил Рахимбаев. – Взаиморасчеты между субъектами бизнеса – такая сфера, где финансовая дисциплина не всегда на высоте. В случае с товарной биржей, если возникает задолженность, ее обязана погасить торговая площадка как посредник. Из средств своего фонда. Чем выше стоимость сделки и, соответственно, риски, тем выше размер гарантийного обеспечения. Это общемировая практика.
Как пояснил эксперт, рынок нефтепродуктов состоит из крупного опта, или продажи топлива заводами оптовым поставщикам. И мелкого опта – продажи партий бензина и ДТ розничным сетям, то есть автозаправкам. На каждом из этих этапов свой процесс ценообразования. Биржевая торговля за счет объединения всех оптовых предложений – от самых дешевых до самых дорогих – призвана сгладить ценовые колебания. Порядок определения гарантийного взноса закреплен в законодательстве о товарных биржах. Для его расчета используют специальную программу.
В апреле текущего года, когда фракция партии «Nur Otan» в Мажилисе Парламента заявила о возможном ценовом сговоре на рынке горюче-смазочных материалов, в Минэнерго парировали: практика государственного регулирования цен негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли в целом. Нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений.
Вместе с тем у специалистов такой «рынок» вызывает удивление. Например, газ отгружают практически те же поставщики, что и нефтепродукты, с тех же заводов и в аналогичных специализированных вагонах-цистернах. Тем не менее ставка гарантийного обеспечения при сделках на газ составляет 15%.
– Мы рассмотрели ситуацию на совете при областном департаменте Агентства по защите и развитию конкуренции, – пояснила Алия Мукашева. – Само требование 50% взноса, а также жесткая привязка перечисления предоплаты через клиринговый центр приводят к дополнительной финансовой нагрузке на бизнес. Малому и среднему бизнесу такие расчеты не по силам. И мы еще удивляемся, почему цены растут, почему на заправках нет топлива!
По мнению представителей восточноказахстанского бизнеса, размер гарантийного обеспечения на бензин и механизм его оплаты являются серьезным административным барьером. Планку взноса необходимо снизить до 15%. Это позволило бы владельцам АЗС высвободить огромные средства и направить их на приобретение товара, особенно в периоды его повышенного спроса.
К слову, в Биржевом комитете Агентства по защите и развитию конкуренции РК заявили, что в курсе проблемы. Вопрос планируется рассмотреть на республиканском совете по барьерам.