– Берик Шолпанкулович, как идет реализация плана в настоящее время?
– Приватизация стала одним из эффективных инструментов экономического развития страны, и в настоящее время продолжается ее активная реализация. К примеру, из 898 объектов, значащихся в плане, выставлено на продажу 552, из них продано 492. При этом в бюджет поступило 495 миллиардов тенге.
Кроме того, 282 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию, из них 185 уже реорганизовано – они были укрупнены с целью повышения интереса со стороны бизнеса. Еще 64 объекта проходят предпродажную подготовку.
Исполнение Комплексного плана приватизации, включая реорганизуемые и ликвидируемые объекты, на сегодня составляет 86%. Ключевая цель заключается в снижении госучастия в конкурентной среде. Государство не должно конкурировать с частным сектором, а стараться предоставить бизнесу больше возможности участвовать в развитии экономики.
Результаты проведенной работы весьма показательны: от продажи объектов получена дополнительная прибыль, а это создает новые возможности и по увеличению зарплаты, и по улучшению кадровой работы, и по повышению объема налоговых отчислений. Главное же состоит в том, что эти структуры продолжают функционировать и конкурировать на рынке.
– Текущий год – завершающий по исполнению Комплексного плана приватизации. Что будет в последующем с проданными объектами? В их отношении предусмотрен ли какой-либо контроль?
– В соответствии с Законом РК «О государственном имуществе» по объектам, проданным на условиях исполнения определенных обязательств, а это сохранение профиля деятельности и рабочих мест, вложение инвестиций, погашение задолженности, последующий контроль остается за продавцом.
Если покупатель не исполняет обязательства должным образом, то договор купли-продажи расторгается, и структура возвращается в государственную собственность. Каждый такой объект находится на контроле государства, и условия продажи инвестор должен соблюдать в течение всего периода договора.
Например, мы до сих пор ведем мониторинг соответствия условиям приватизации Университета народного хозяйства, переданного в конкурентную среду уже много лет назад.
– Можно ли после приватизации контролировать деятельность объектов социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования?
– Социальных объектов в перечнях объектов, передаваемых в конкурентную среду, не так много. Они сохранят свое назначение. По структурам, выполняющим социальные функции, предусматривается либо проведение коммерческих тендеров, либо их передача в доверительное управление. При этом одним из условий может быть сохранение профиля деятельности и штата сотрудников.
Для социальных объектов будет доводиться государственный заказ. То есть у бизнеса появится возможность сочетать обслуживание по госзаказу и привлекать клиентов на частной основе. Это стимулирует владельцев, соответственно, повлечет за собой рост конкурентоспособности, улучшение показателей хозяйственной деятельности.
– По результатам исполнения Комплексного плана приватизации за 2018 год 280 объектов находятся на реорганизации и ликвидации. Исходя из каких параметров принимается такое решение?
– Перечень объектов приватизации формируется с учетом принципов Yellow Pages Rule, то есть там, где может работать частный сектор, должно быть ограничено функционирование сектора госпредприятий.
Данный принцип предполагает выход государства из секторов экономики, в которых есть хотя бы один конкурент из числа бизнес-структур.
Реорганизация или ликвидация объекта стала одним из способов выхода государства из какой-либо сферы деятельности. Поэтому Комплексным планом предусмотрено, что местные исполнительные органы, национальные управляющие холдинги и компании могут при необходимости, исходя из экономической целесообразности, реорганизовать или ликвидировать без проведения торгов соответствующие юридические лица.
К примеру, из 280 объектов коммунальной собственности и активов нацхолдингов и нацкомпаний по 219 принято решение о ликвидации ввиду передачи их функций другим подведомственным структурам. На стадии реорганизации находится 61 структура. Кроме того, есть норма Закона РК «О государственном имуществе», согласно которой объекты, не реализованные по результатам трех проведенных торгов, подлежат ликвидации.
Так, трижды выставлялись на торги и не были проданы 65 объектов, из которых 4 – республиканской и 61 – коммунальной собственности. В настоящее время они тоже находятся на стадии ликвидации.
– Какова доля активов иностранных инвесторов?
– Напомню, что законодательство Республики Казахстан о приватизации не ограничивает участие иностранцев в торгах. Из 492 проданных объектов иностранными участниками приобретено 27 дочерних организаций ФНБ «Самрук-Казына» и СПК «Тобол» на 185 миллиардов тенге, то есть 5% от общего количества продаж.
Очевидно и то, что интерес со стороны частного бизнеса и населения к процессу приватизации неуклонно растет. Мониторинг показывает вовлеченность в процесс приватизации во всех регионах страны, но наибольший интерес проявляется в городах Алматы и Нур-Султане, где сконцентрировано основное количество привлекательных объектов. К их числу относятся активы ФНБ «Самрук-Казына», представляющие обрабатывающую, горнодобывающую промышленность, а также объекты здравоохранения, образования и другие производственные отрасли.
Среди уже проданных есть крупные, интересные объекты. Наиболее дорого продаются структуры квазигосударственного сектора. Так, TOO «KTZE-Khorgos Gateway» (49%, АО «НК «Қазақстан темір жолы») продан за 24,1 миллиарда тенге, АО «Локомотив құрастыру зауыты» (100%, АО «НК «Қазақстан темір жолы» – за 15,7 миллиарда тенге, ООО «Казтрансгаз-Тбилиси» (100%, АО «НК«КазМунайГаз») – за 14,4 миллиарда тенге.
Кроме того, в ноябре 2018 года было проведено IPO по размещению 15% акций АО «НАК «Казатомпром» на Лондонской фондовой бирже и бирже Международного финансового центра «Астана». По результатам IPO акции приобрели 49 иностранных и 17 отечественных юридических лиц, а также 2 700 граждан РК. Общая сумма сделок составила 168 миллиардов тенге, или 451 миллион долларов.
Среди реализованных государственных объектов самыми дорогими стали ТОО «Казахавтодор» с ценой продажи 18,6 миллиарда тенге, РГП «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК с ценой продажи 5,3 миллиарда тенге, ГКП «Городская поликлиника № 2 управления здравоохранения акимата Жамбылской области» (7,8 миллиарда тенге), АО «Таразэнергоцентр» (6,2 миллиарда тенге).
– Объем проводимых торгов на веб-портале реестра государственного имущества постоянно растет. Соответственно, увеличилось количество выставленных объектов, к которым добавились крупные топовые объекты республиканской собственности, нацхолдингов и компаний. Каким образом обеспечивается безопасность интернет-процессов?
– Обеспечению информационной безопасности веб-портала уделяется особое внимание. Прежде всего ведется учет всех действий пользователей (логирование). В базу данных и специальную программу сбора логов записывается информация обо всех действиях пользователя, то есть остается его «след».
Для гарантии того, что хранимые записи (логи) не были изменены, непрерывно передаются сведения о них на «Шлюз электронного правительства (ШЭП)». Кроме того, для защиты от несанкционированного перехвата данных, передаваемых между пользователем (участником торгов) и сервером, применяется защищенное соединение, обеспечивающее защиту от атак, основанных на прослушивании сетевого соединения.
Наряду с этим веб-портал к сети Интернет подключается через единый шлюз доступа (ЕШДИ), который контролируется органами национальной безопасности. Необходимо отметить, что информационная система «Реестр государственного имущества» успешно прошла испытания в испытательной лаборатории РГП «Государственная техническая служба» КНБ РК и аттестована на соответствие требованиям информационной безопасности.
Информационная система, в том числе веб-портал и серверное оборудование, периодически проходят проверку уполномоченными госорганами на предмет соблюдения требований информационной безопасности РГП «ГТС». Также проводится инструментальное обследование системы для выявления уязвимостей.
В общем, для защиты веб-портала и данных пользователей применяется весь спектр средств электронной защиты.