На первом месте – защита прав граждан

1895
Галина Вологодская
– Кусаин Абзалбекович, Президент поручил внедрять в правоохранительных органах передовой опыт развитых стран. Что делается в этом направлении?

– По поручению Генерального прокурора Гизата Нурдаулетова в нашей области реализуется пилотный проект по согласованию ключевых решений на стадии досудебного расследования. Суть в том, что ряд важных решений следователь формирует в едином реестре досудебных расследований в электронном виде. Прокурор в краткие сроки в режиме онлайн проверяет их законность, в случае выявления нарушений в этом же формате принимает меры реагирования. Новшество обеспечивает возможность незамедлительного пресечения нарушений и исключает вовлечение добросовестных граждан в орбиту уголовного процесса.
Сегодня можно с уверен­ностью сказать, что проект доказывает свою востребованность. За 2 месяца апробирования мы проверили и согласовали в электронном формате свыше 4 тысяч процессуальных документов. Привели в соответствие с законом около 60 решений органов о квалификации и переквалификации деяния, не допустив на ранней стадии уголовного процесса нарушений прав десятков граждан. Обеспечили своевременность выставления статкарточек, повысили учетную и отчетную дисциплину, качество расследования дел.

– Три года назад именно в Восточном Казахстане был внед­рен пилот электронных уголовных дел. Расскажите о нем.
– Проект реализовывался в рамках государственной прог­раммы «Цифровой Казахстан». Современные технологии поз­волили цифровизировать все стадии судопроизводства – от регистрации до вынесения приговора. За это время проделана значительная работа. В электронном формате уже расследовано более 5 тысяч уголовных дел, и сегодня это обычная прак­тика. Эта форма расследования обеспечивает его прозрачность и серьезно сокращает временные затраты. К примеру, ранее для получения санкции суда на производство выемки следователь мог потратить целый день. Сейчас же есть возможность направить ходатайство, не выходя из кабинета. Готовое постановление поступает в течение нескольких часов. В перспективе стоит задача полностью заменить бумажный вариант ведения досудебного производства цифровым.

– В своем Послании Глава государства поручил ввести сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях. Что представляют собой инициированные в прошлом году проекты «Облачное хранение» и «Биометрические терминалы»?

– В регионе расположено самое большое число исправительных учреждений, функционируют один следственный изолятор и 11 колоний, где содержатся около 4 тысяч заключенных. В 2019 году мы совместно со службой уголовно-исполнительной системы и национальным оператором связи установили дополнительные камеры видеонаблюдения в колониях. При этом предложили запись видеоданных одновременно сохра­нять не только на серверах исправительных учреждений, но и на платформе «облачное хранение». Видеокамеры были установлены без дополнительных затрат, за счет средств акцио­нерного общества. Учреждения оплачивают только абонентское обслуживание.
Новшество позволяет одновременно копировать и сохранять все записи по защищенным каналам, что исключает возможность их уничтожения и увеличивает срок хранения. Данные хранятся в «облаке», без доступа к сети Интернет. Утечка исключена. В настоящее время нововведение в пилотном режиме внедрили в одном из учреждений, где проведено оптоволокно, и инженерно-техническое оснащение соответствует всем необходимым характеристикам. Сейчас здесь установлено 192 видеокамеры наблюдения, они адаптированы к новому серверу. Планируется подключить еще 517 камер, чтобы убрать все «слепые» зоны. Данный совместный с Генеральной прокуратурой проект направлен на искоренение фактов пыток и любых других нарушений законности в колониях. Если все пойдет благополучно, похожие системы внедрят во всех исправительных учреждениях страны.

Биометрические терминалы предназначены для регистрации лиц, состоящих на учете служб пробации, с помощью идентификации по отпечатку пальцев и лицу. В настоящее время они установлены в Семее и Усть-Каменогорске. Для чего? Во-первых, система автоматичес­ки фиксирует явку подучетных и снимает возможные споры, когда речь идет о замене наказания. Во-вторых, дисциплинирует подучетных – они сами заинтересованы зафиксировать явку. В-третьих, это придает работе инспекторов прозрачность и минимизирует лишние контакты с осужденными. То есть снижает коррупционные риски.

– Усилить прокурорский надзор в сфере предпринимательства – это еще одно поручение Президента страны. Как прокуратура Восточно-Казах­станской области защищает конституционные права бизнесменов?

– Поставлена конкретная задача: рассматривать любое воспрепятствование законному бизнесу в качестве тягчайшего государственного преступления. В этом плане мы не просто сотрудничаем с региональной палатой предпринимателей – мы создали Экспертный совет по вопросам защиты прав предпринимателей. На нем рассмат­риваются вопросы, касающиеся административных барьеров, механизмов господдержки, развития предприятий.

В целях оперативного реагирования на каждый факт нарушения законности при прокуратурах всех уровней действуют мобильные группы по защите прав бизнесменов. Хочу сказать, что с начала года защищены права более 100 представителей бизнеса. Каждое обращение такого рода у меня на личном контроле.

– Можно привести примеры?


– В Абайском районе главы крестьянских хозяйств более 4 месяцев ждали рассмот­рения поданных ими заявок на инвестиционное субсидирование, хотя в соответствии со стандартом оказания госуслуг срок ответа составляет всего 14 рабочих дней. Мы увидели такую картину, когда анализировали, как реализуется госпрограмма развития агропромышленного комплекса. Предприниматели подали заявки в период с марта по апрель текущего года, а решения по ним в итоге получили только после нашего вмешательства.
Одной из причин стало отсутствие актов осмотра приобретенного сельхозпроизводителями оборудования. Объезд по крестьянским хозяйствам осуществляет специально созданная группа из представителей общественных и неправительственных организаций. Каждый объект проверить должны не менее 2 членов группы, однако в актах стоит подпись только одного.

В итоге заявки крестьянских хозяйств не приняли. Прокуратура внесла представление в адрес областного управления сельского хозяйства и акима района. Все 57 заявок сельских предпринимателей были рассмотрены, субсидии выданы, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

– Еще один резонанс­ный вопрос, поднятый Президентом, – браконьер­ство. Какую работу ведет прокуратура области в борьбе с этим злом?

– Действительно, проблема браконьерства актуальна для нашего региона. Мы провели тщательный анализ и установили немало недочетов в деятельности ответственных ведомств, в том числе областной территориальной инспекции и природоохранной полиции. Последние зачастую фиксируют лишь мелкие правонарушения, сотрудники выявляют по два-три рыбака с незаконным уловом в 2–5 килограммов. Зато преступные схемы не выявляются.
За последние 2 года территориальная инспекция выявила 2 087 административных нарушений, но только 362 относятся к грубым. Что касается Маркакольского заповедника, прозвучавшего на всю страну, по итогам проверки мы поручили его руководству принять конкретные меры по наведению порядка. Правоохранительные органы обязали активизировать выявление и качественное расследование, особенно в период нереста.
Комитетом лесного хозяйства и животного мира также во многом поддержаны наши предложения. Например, в последние годы угрозой для заповедного озера стали многочисленные стаи бакланов, теперь этот вид внесли в перечень регулируемых. Кроме того, в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов одобрили изменения в Правила любительского рыболовства.

В частности, на Маркаколе из числа участков, где разрешена любительская рыбалка, исключены акватории, примыкающие к селам Матабай, Карагайлыбулак и Верхняя Еловка. Остался только один участок площадью 615 гектаров возле села Урунхайка. Он под постоянным контролем, здесь расположена администрация заповедника. Помимо этого, улучшилась материально-техническая база природоохранного учреждения, приобретены снегоходы, фотоловушки, моторные лодки.
В целях пресечения незаконного оборота рыбных ресурсов в районе Алтай, а также в Зайсанском, Тарбагатайском, Кокпектинском и Курчумском районах активизирована работа мобильных групп. Проведено более 50 рейдовых мероприятий, выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства.
На территории того же Маркакольского заповедника выявлено 16 административных нарушений природоохранного законодательства. В Зайсане из водоемов изъято 6 километров запрещенных сетей, в Курчумском районе – почти 2 километ­ра. В Тарбагатайском районе задержана машина с 11 тоннами судака на сумму 19 миллионов тенге и выявлено 5 холодильных установок с 22 тоннами рыбы, на которые у владельцев не было документов. Всего с начала года зарегистрировано 8 уголовных дел, по шести состоялись обвинительные приговоры, в производстве – 2.
В нынешнем году инициировали заключение договора с АО «Казавиаспас» для вертолетного патрулирования. Первые вылеты прошли в нерестовый период. И хочу сказать, что в текущем году фактов незаконного вылова рыбы на Маркаколе нет. Ситуация стабилизировалась, этот вопрос у меня на личном контроле.

– У руководства государства всегда в прио­ритете защита прав детей, особенно воспитанников детских домов и интернатов. Расскажите, какие меры здесь принимает прокуратура области?

– Восточный Казахстан находится на 2-м месте в стране по числу детских домов и количест­ву детей-сирот. На данный
момент в учреждениях не хватает медработников и педагогов по работе с воспитанниками с особыми потребностями. Стационарная помощь зачастую оказывается ненадлежащим образом, здания учреждений не адаптированы, у них слабое материальное оснащение.
Мы создали межведомственную рабочую группу, чтобы изу­чить весь комплекс проблем, разработали план мероприятий. Сейчас группа готовит предложения по пересмотру подведомственности детских специальных учреждений и устранению проблем, влияющих на качество услуг в таких учреждениях. Изучается целесообразность их перевода из сел в Усть-Каменогорск и Семей.

– Недавно появились новости об инициативе прокуратуры облас­ти по установке в детских учреж­дениях «облачного видеонаб­людения». В чем его смысл?

– Действительно, в детских домах и интернатах начали устанавливать системы видео­наблюдения с «облачным» хранением записей на примере проекта, о котором я говорил выше. Это должно исключить противоправные действия в отношении детей. «Облачное видеонаблюдение» уже действует в Аягозском детском центре оказания специальных социальных услуг.
Там установили 62 камеры, доступ к записям имеет ограниченный круг. В ближайшее время такие же системы установят в интернате Семея и в Доме ребенка в Усть-Каменогорске. Также в учреждениях создали мобильные посты прокуроров и полиции, их задача – обеспечение безопасности воспитанников детдомов.

– В этом году ситуация в Аягозском детском центре специальных услуг получила большой резонанс, прошла комплексная проверка. Каковы ее итоги?

– По факту смерти 4 детей досудебное расследование принято к производству специальных прокуроров, проводятся оперативно-следственные мероприя­тия. Данных, свидетельствую­щих о хищении бюджетных средств, по итогам проверки не выявлено. Имели место нарушения по госзакупкам, за что бывшие 2 директора, а также заместитель директора и бухгалтер привлечены к админист­ративной ответственности.
Сам центр взят на особый контроль рабочей группы. На сегодня усилиями местных исполнительных органов сюда закуплено медоборудование на 89 миллионов тенге, строится новый стационарный корпус. Выделены средства на ремонт лабораторий, установку пандусов. Для воспитанников с ограниченными возможнос­тями сейчас закупают многофункциональные кровати, реа­билитационное оборудование, тренажеры, развивающее оборудование, например, кабинеты Монтессори. Решаются кад­ровые вопросы, для медиков и педагогов организованы курсы специализации.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Пострадавшие благодарят за помощь
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться
Лихачей «прищучить» можно и нужно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]