О проверке конституционности пункта 1
статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет»
(Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения
специализированного аукциона по реализации
ограниченного в распоряжении имущества
налогоплательщика в счет налоговой
задолженности, утвержденных постановлением
Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002
года, № 569, по обращению специализированного
межрайонного экономического суда Костанайской
области
Конституционный совет Республики
Казахстан в составе председателя Хитрина Ю. А.,
членов совета Абишева Х. А., Балтабаева К. Ж.,
Бычковой С. Ф., Есенжанова А., Котова А. К. и
Омарханова К. А. с участием:
судьи Верховного суда республики
Пономаренко Ю. А.,
заместителя Генерального прокурора
республики Даулбаева А. К.,
вице-министра юстиции республики
Асанова Ж. К.,
заместителя председателя Налогового
комитета Министерства финансов республики
Базарбаевой А. Б.
рассмотрел в открытом заседании
представление специализированного межрайонного
экономического суда Костанайской области о
признании неконституционными пункта 1 статьи 53
Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» (Налогового
кодекса) и пункта 13 Правил проведения
специализированного аукциона по реализации
ограниченного в распоряжении имущества
налогоплательщика в счет налоговой
задолженности, утвержденных постановлением
Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002
года, № 569.
Изучив имеющиеся материалы, в том
числе заключение эксперта Умуркулова М. К.,
заведующего кафедрой гражданского права и
процесса Казахского гуманитарно-юридического
университета, кандидата юридических наук,
заслушав сообщение докладчика — члена
Конституционного совета Есенжанова А. и
выступления участников заседания,
Конституционный
совет Республики Казахстан
установил:
Конституционным советом Республики
Казахстан принято к конституционному
производству представление специализированного
межрайонного экономического суда Костанайской
области (далее — суд) о признании
неконституционным пункта 13 Правил проведения
специализированного аукциона по реализации
ограниченного в распоряжении имущества
налогоплательщика в счет налоговой
задолженности, утвержденных постановлением
Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002
года, № 569 (далее — Правила).
В соответствии с подпунктом 1) пункта 3
статьи 21 Указа Президента Республики Казахстан,
имеющего силу конституционного закона, «О
Конституционном совете Республики Казахстан»
субъект обращения заявил ходатайство об
увеличении объема обращения — проверке
конституционности также и пункта 1 статьи 53
Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» (Налогового
кодекса).
Поводом для обращения в
Конституционный совет явилось находящееся в
производстве суда гражданское дело по иску
гражданина Тлеумбетова А. к ТОО «Костанайский
завод ремонта двигателей» (далее — ТОО «КЗРД») о
понуждении к исполнению договора купли-продажи и
истребовании документов, а также по встречному
иску ТОО «КЗРД» о признании недействительным
договора купли-продажи.
Из представления суда следует, что
имущество ТОО «КЗРД» в соответствии с Налоговым
кодексом было ограничено в распоряжении ввиду
налоговой задолженности, а затем выставлено на
реализацию на открытом специализированном
аукционе, победителем которого признан
гражданин Тлеумбетов А. Ввиду отказа ТОО «КЗРД»
заключить по результатам аукциона договор
купли-продажи, он был подписан органом налоговой
службы, который действовал в соответствии с
Правилами. Согласно пункту 13 указанных Правил, в
случае, если продавец или его законный либо
уполномоченный представитель, оповещенный о
дате, времени и месте проведения аукциона, не
явился на аукцион, то аукцион проводится без его
участия, а договор купли-продажи заключается от
его имени органом налоговой службы. Это
правомочие государственного органа вытекает из
пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса, в
соответствии с которым налоговые органы вправе
без согласия налогоплательщика обратить
взыскание на его имущество.
По мнению суда, пункт 1 статьи 53
Налогового кодекса и пункт 13 Правил, позволяющие
органу налоговой службы заключать договор
купли-продажи вопреки воле продавца и отчуждать
имущество во внесудебном порядке, противоречат
положениям пунктов 1, 2 и 3 статьи 26, пункта 3 статьи
39 Конституции республики.
Проверяя конституционность пункта 1
статьи 53 Кодекса республики «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» (Налогового
кодекса) и пункта 13 Правил проведения
специализированного аукциона по реализации
ограниченного в распоряжении имущества
налогоплательщика в счет налоговой
задолженности, утвержденных постановлением
Правительства республики от 25 мая 2002 года, № 569,
Конституционный
совет Республики Казахстан исходит из
следующего системного анализа соответствующих
конституционных норм.
В соответствии со статьей 26
Конституции республики «граждане Республики
Казахстан могут иметь в частной собственности
любое законно приобретенное имущество» (пункт 1)
и «собственность... гарантируется законом» (пункт
2). Право собственности, предусмотренное пунктом 2
статьи 26, не подлежит ограничению ни в каких
случаях (пункт 3 статьи 39 Основного Закона). Эти
конституционные положения предполагают
правовую легитимность приобретения имущества,
направлены на охрану законных прав собственника
от неправомерного вмешательства кого бы то ни
было и обеспечение неприкосновенности
собственности.
Пункт 3 статьи 26 Конституции
устанавливает, что лишение имущества
допускается не иначе как по решению суда. Это
правило предусматривает гарантию защиты права
собственности, которое не является абсолютным и
не предполагает обязательного предварительного
судебного решения при отчуждении имущества,
поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 39
Конституции допускается ограничение такого
права законом. Ограничения конкретного
имущественного права в случаях, предусмотренных
законом, правомерны как в гражданско-правовых
отношениях, так и в публично-правовой сфере.
Такая правовая позиция выражена в
постановлениях Конституционного совета от 16
июня 2000 года № 6/2 и от 20 декабря 2000 года № 21/2.
Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции
«собственность обязывает, пользование ею должно
одновременно служить общественному благу.
Субъекты и объекты собственности, объем и
пределы осуществления собственниками своих
прав, гарантии их защиты определяются законом».
Следует отметить, что указанные конституционные
нормы содержатся в разделе I «Общие положения»
Основного Закона, которые имеют определяющее
значение, поскольку закрепляют основные
принципы и начала правового регулирования
отношений собственности (постановление
Конституционного совета от 7 июня 2000 года № 4/2).
Конституция предусматривает, что
уплата законно установленных налогов, сборов и
иных обязательных платежей является долгом и
обязанностью каждого (статья 35); каждый обязан
соблюдать Конституцию и законодательство
республики (пункт 1 статьи 34). Изложенные
конституционные нормы обязывают всех без
исключения налогоплательщиков совершать
действия в строгом соответствии с предписаниями
Основного Закона, то есть платить налоги, сборы и
иные обязательные платежи, устанавливаемые
законами республики.
Налоговые правоотношения носят
публично-правовой характер, а налоговое
законодательство регулирует властные отношения
по установлению, введению, порядку исчисления и
уплаты налогов и других обязательных платежей в
бюджет, а также отношения между государством и
налогоплательщиком, связанные с исполнением
налоговых обязательств.
Налоговое администрирование,
предусмотренное в Налоговом кодексе,
предполагает меры по надлежащему исполнению
налогоплательщиками налогового
законодательства, устанавливает механизмы,
направленные на обеспечение полноты и
своевременности перечисления налогов и других
обязательных платежей.
Одной из таких мер является
закрепленное в пункте 1 статьи 53 Налогового
кодекса право налоговых органов без согласия
налогоплательщика — юридического лица и
индивидуального предпринимателя обратить
взыскание на ограниченное в распоряжении
имущество налогоплательщика в пределах суммы
налоговой задолженности в случаях отсутствия
денег на его банковских счетах, наличных денег и
денег на банковских счетах его дебиторов. Данная
норма Налогового кодекса направлена на
реализацию статьи 35 Конституции.
Законы, регулирующие вопросы налогов,
сборов и других обязательных платежей, а также
налогового администрирования издаются
Парламентом в соответствии с подпунктом 4) пункта
3 статьи 61 Конституции. Законодатель вправе
устанавливать в законах нормы, направленные на
принудительное обеспечение и исполнение
конституционных норм и вытекающие отсюда
ограничения прав собственника.
Изъятие имущества налогоплательщика в
порядке, закрепленном пунктом 1 статьи 53
Налогового кодекса и основанном на нем пункте 13
Правил, не находится в противоречии с
положениями пункта 3 статьи 26 Конституции. В
данном случае имущество налогоплательщика
обращается в счет погашения его налоговой
задолженности, которую он обязан был уплатить в
силу требований Основного Закона и Налогового
кодекса.
Специализированный аукцион по
реализации ограниченного в распоряжении
имущества налогоплательщика в счет налоговой
задолженности, проводимый на основании Правил,
является предусмотренной законом мерой
принудительного взыскания задолженности по
налогам, которая применяется к недобросовестным
налогоплательщикам. Правила утверждены
постановлением Правительства республики на
основании соответствующих положений статей 53 и 54
Налогового кодекса.
Следует отметить, что во всех случаях
действия органов налоговой службы и их
должностных лиц могут быть впоследствии
обжалованы заинтересованными лицами в суд,
который, проверив их законность, принимает
итоговое решение. Данное положение вытекает из
пункта 2 статьи 13 Конституции республики о праве
каждого на судебную защиту своих прав и свобод,
гарантированное и обеспеченное законами.
Что касается приобретения покупателем
имущества на специализированном аукционе, где
договор купли-продажи заключен налоговым
органом от имени налогоплательщика, не
исполнившего свои налоговые обязательства,
такое приобретение следует считать правомерным,
поскольку у покупателя право собственности на
имущество возникает на основании и в порядке,
предусмотренных законом и соответствующим ему
нормативным правовым актом. В связи с этим
правомочия нового собственника легитимны, что
соответствует пункту 1 статьи 26 Конституции.
На основании изложенного,
руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции
Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4
статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1
статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан,
имеющего силу конституционного закона, «О
Конституционном совете Республики Казахстан»,
Конституционный
совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать пункт 1 статьи 53 Кодекса
Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» (Налогового
кодекса) и пункт 13 Правил проведения
специализированного аукциона по реализации
ограниченного в распоряжении имущества
налогоплательщика в счет налоговой
задолженности, утвержденных постановлением
Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002
года, № 569, соответствующими Конституции
Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74
Конституции Республики Казахстан постановление
вступает в силу со дня его принятия и не подлежит
обжалованию, является общеобязательным на всей
территории Республики и окончательным с учетом
случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73
Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее
постановление на казахском и русском языках в
официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель Конституционного совета
Республики Казахстан
Ю. Хитрин