Об утверждении Правил пользования
магистральной
железнодорожной сетьюВ соответствии с подпунктом 4) пункта 1
статьи 14 Закона Республики Казахстан от 8 декабря
2001 года «О железнодорожном транспорте»
Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила
пользования магистральной железнодорожной
сетью.
2. Настоящее постановление вступает в
силу со дня официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Д. Ахметов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 апреля 2004 года, № 424
Правила пользования магистральной
железнодорожной сетью
1. Общие положения
1. Настоящие Правила пользования
магистральной железнодорожной сетью Республики
Казахстан (далее — Правила) разработаны в
соответствии с Законом Республики Казахстан от 8
декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» и
определяют порядок организации пользования
магистральной железнодорожной сетью (далее —
магистральная сеть).
Правила регулируют отношения между
оператором магистральной сети (далее —
оператор), перевозчиками и уполномоченным
органом, осуществляющим в соответствии с
законодательством Республики Казахстан
реализацию государственной политики в области
транспорта, координацию, регулирование и
контроль деятельности транспортного комплекса
Республики Казахстан (далее — уполномоченный
орган) в процессе организации и осуществления
пользования магистральной сетью.
2. В настоящих Правилах используются
следующие понятия.
Техническая и технологическая
возможность осуществления перевозки —
способность магистральных железнодорожных
путей и раздельных пунктов по осуществлению
безопасного движения, беспрепятственного
пропуска, приема, переработки и отправления
поездов.
Иные понятия, используемые в настоящих
Правилах, применяются в значениях, определенных
Законом Республики Казахстан «О железнодорожном
транспорте».
3. Оператор осуществляет
централизованное управление и организацию
перевозочного процесса, а также оказание услуг
магистральной сети, в соответствии с настоящими
Правилами и иными нормативными правовыми актами
Республики Казахстан.
2. Порядок предоставления права
пользования магистральной сетью
4. Основанием для предоставления
перевозчикам права пользования магистральной
сетью является Типовой договор пользования
магистральной сетью (далее — Договор),
утверждаемый Правительством Республики
Казахстан, заключаемый между оператором и
перевозчиками, в котором определяются основные
условия, права и обязанности сторон, в
соответствии с Правилами и иными нормативными
правовыми актами.
Пользование магистральной сетью без
заключения Договора не допускается.
5. Для получения права пользования
магистральной сетью перевозчики направляют
оператору заявление на получение права
пользования магистральной сетью, к которому
прилагаются следующие документы:
1) копии:
лицензий на осуществление
деятельности по перевозке пассажиров и грузов,
опасных грузов железнодорожным транспортом;
свидетельства о государственной
регистрации (для юридических лиц);
свидетельства о постановке на учет в
качестве индивидуального
предпринимателя (для физических лиц —
индивидуальных предпринимателей);
свидетельства о государственной
регистрации подвижного состава;
документа, подтверждающего право
собственности или право пользования подвижным
составом;
документа о наличии базы технического
обслуживания и ремонта подвижного состава или,
при отсутствии такой базы, договора (договоров)
на проведение ремонтных работ;
2) заявки, согласно приложениям 1 и 2 к
настоящим Правилам;
3) доверенность на право подписания
Договора, в случае, если представителем
юридического лица выступает не первый
руководитель или лицо, исполняющее обязанности
первого руководителя, а также если интересы
индивидуального предпринимателя при подписании
данного Договора представляет доверенное лицо.
6. Оператор рассматривает заявление
перевозчиков на получение права пользования
магистральной сетью с прилагающимися к нему
документами.
7. Заявление перевозчика на получение
права пользования магистральной сетью и
включение в график движения поездов подается в
следующие сроки до предполагаемой даты начала
оказания услуг пользования магистральной сетью:
1) не менее чем за 12 месяцев — для
осуществления перевозок пассажирских и грузовых
поездов в международном сообщении;
2) не менее чем за 6 месяцев — для
осуществления перевозок пассажирских поездов в
республиканском сообщении;
3) не менее чем за 1 месяц — для
осуществления перевозок грузовых поездов в
республиканском сообщении, а также для
осуществления перевозок пассажирских поездов в
пригородном сообщении.
8. В случае представления неполного
пакета документов, указанных в пункте 6 настоящих
Правил, оператор не принимает заявление к
рассмотрению, о чем не позднее следующего
рабочего дня со дня поступления документов
уведомляет в письменной форме перевозчика с
указанием причин отказа в принятии заявления к
рассмотрению.
9. Решение оператора о предоставлении
либо отказе в предоставлении права пользования
магистральной сетью принимается не позднее 15
календарных дней с даты принятия заявления
перевозчиков. При вынесении положительного
решения перевозчикам направляются письменное
уведомление о предоставлении права пользования
магистральной сетью и проект Договора для
подписания.
Сроки и условия пользования
магистральной сетью, составляющие содержание
заявления и заявки перевозчиков, включаются в
Договор.
10. Передача перевозчиком права
пользования магистральной сетью другому
перевозчику запрещена.
В случае отказа перевозчика от
пользования магистральной сетью,
предусмотренного Договором, перевозчик обязан
уведомить об этом в письменной форме (если иная
форма не предусмотрена соглашением сторон)
оператора не менее чем за 7 календарных дней до
даты начала перевозок. При этом перевозчик несет
ответственность в соответствии с
законодательством Республики Казахстан и
Договором.
11. Оператор при получении уведомления
перевозчика об отказе пользования магистральной
сетью вносит соответствующие изменения в
информационные сообщения в связи с увеличением
технических и технологических возможностей
магистральной сети.
12. При рассмотрении заявления
перевозчиков оператор может отказать в
предоставлении права пользования магистральной
сетью в случае отсутствия технических и
технологических возможностей осуществления
перевозки, а также в случаях, угрожающих
безопасности движения на магистральной сети.
При отказе в предоставлении права
пользования магистральной сетью перевозчикам,
оператор направляет уведомление о возможном
осуществлении запрашиваемой перевозки, с учетом
технических и технологических возможностей,
либо указывает период времени, в течение
которого запрашиваемые перевозчиком услуги
могут быть оказаны.
В случае согласия с предложением
оператора перевозчик в срок не более 5
календарных дней со дня получения уведомления
направляет оператору новое заявление с
указанием согласованных сроков и условий
оказания услуг по использованию магистральной
сети.
13. Заявления, поданные перевозчиками,
регистрируются оператором в реестре заявлений в
день поступления с указанием даты и времени
поступления, а также присвоенного
регистрационного номера. Порядок ведения
реестра заявлений устанавливается оператором.
14. Оператор при организации
перевозочного процесса на магистральной сети
обеспечивает опубликование в средствах массовой
информации сведений об имеющейся пропускной
способности на магистральной сети, не имеющей
стратегического значения и проходящей под
грифом секретности, вводит первичные данные о
подвижном составе в информационную систему
данных, а также предоставляет эти данные
участникам перевозочного процесса.
3. Пользование магистральной сетью
15. Оператор магистральной сети
предоставляет перевозчикам услуги по
предоставлению в пользование магистральной сети
и услуги по организации пропуска подвижного
состава по ней. Перечень операций, входящих в
услуги магистральной сети, утверждается
уполномоченным органом по согласованию с
государственным органом, осуществляющим
контроль и регулирование деятельности в сфере
естественной монополии.
16. При допуске подвижного состава на
магистральную сеть перевозчики представляют
оператору учетный документ на подвижной состав
по форме и в порядке, установленном
уполномоченным органом.
17. При несоответствии подвижного
состава перевозчиков правилам технической
эксплуатации, требованиям безопасности движения
на магистральной сети и охраны окружающей среды,
оператор не допускает данный подвижной состав на
магистральную сеть.
В случае выявления несоответствия
вагонов (контейнеров) техническим и
технологическим требованиям сохранности грузов,
утвержденным уполномоченным органом, оператор
магистральной сети:
1) до начала формирования поезда — не
допускает вагоны (контейнеры) на магистральную
сеть;
2) в пути следования — останавливает
движение вагонов (контейнеров).
В случае выявления несоответствия
персонала, обслуживающего подвижной состав,
квалификационным требованиям, установленным
уполномоченным органом, оператор не допускает
персонал к перевозочному процессу.
Данные обстоятельства оформляются
оператором актом в присутствии перевозчика
(представителя перевозчика). Форма акта и сроки
его оформления устанавливаются уполномоченным
органом.
18. Тарифы на услуги оператора по
предоставлению в пользование перевозчикам
магистральной сети и по организации пропуска
подвижного состава по ней устанавливаются в
соответствии с законодательством Республики
Казахстан.
19. За пользование магистральной сетью
перевозчик вносит оператору предварительную
оплату за услуги, предусмотренные Договором.
20. За неисполнение оператором и/или
перевозчиками обязательств по Договору стороны
несут ответственность в порядке,
предусмотренном законами Республики Казахстан и
Договором.
21. Уполномоченный орган создает
постоянную комиссию по рассмотрению жалоб,
касающихся вопросов предоставления доступа
подвижного состава перевозчиков к магистральной
сети, предусмотренного Договором, которая дает
по ним заключения.
4. Централизованное управление и
организация перевозочного процесса на
магистральной сети
22. Централизованное управление и
организация перевозочного процесса на
магистральной сети осуществляются оператором на
основании графика движения пассажирских и
грузовых поездов. Указания оператора по
централизованному управлению перевозочным
процессом обязательны для исполнения
перевозчиками и иными лицами, участвующими в
перевозочном процессе.
23. График движения поездов и
технологическая возможность пропуска
разрабатываются оператором на основании
технических и технологических возможностей
участков магистральной сети по пропуску поездов
и выполнению перевозочных работ, с учетом заявок
перевозчиков.
График движения поездов
разрабатывается и утверждается оператором на
основании подаваемых перевозчиками заявок на
включение их поездов в график движения.
График движения поездов в
международном сообщении разрабатывается с
учетом международных договоров, участником
которых является Республика Казахстан.
24. Сроки ввода в действие графика
движения поездов устанавливаются оператором в
соответствии с законодательством Республики
Казахстан, если иное не предусмотрено
международными договорами, ратифицированными
Республикой Казахстан.
25. При разработке графика движения
поездов соблюдается следующая очередность:
1) пассажирские скоростные;
2) пассажирские скорые;
3) пассажирские всех остальных
наименований;
4) почтово-багажные, грузопассажирские,
людские и ускоренные грузовые поезда;
5) грузовые (сквозные, участковые,
сборные, вывозные, передаточные, хозяйственные
поезда, локомотивы без вагонов).
Уполномоченный орган имеет право
устанавливать иную, по сравнению с
предусмотренной настоящим пунктом, очередность
предоставления прав пользования магистральной
сетью в период действия военного положения или
при объявлении чрезвычайных ситуаций.
26. Воинские и специальные перевозки
осуществляются вне очереди, предусмотренной
пунктом 25 настоящих Правил, в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством
Республики Казахстан и международными
договорами, участником которых является
Республика Казахстан.
27. При предоставлении услуг
магистральной сетью оператор утверждает
технологический процесс работы станции и
технико-распорядительный акт железнодорожных
станции магистральной сети, которые должны
обеспечивать безопасный и беспрепятственный
прием, отправление, переработку и движение
поездов по станционным путям, безопасность и
регламентацию внутристанционной маневровой
работы.