Эти слова главного раввина Казахстана Ешаи Когена можно назвать эпиграфом к состоявшемуся в центральной синагоге большому празднику – внесению свитка Торы. Внесение Торы, 12-е по счету в истории синагог суверенного Казахстана, участники торжеств назвали праздником мира и дружбы, уважения и добрососедства, которые царят в нашей стране. «Единство, мир и согласие – все то, что составляет успешный опыт казахстанского пути, и есть фундамент будущего страны, полноправными гражданами которой являются члены еврейской общины», – добавил Ешая Коген.
Он рассказал, что внесение Торы происходит в связи с важным событием. Это дань памяти праведника раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, отца Любавичского Ребе, чье имя носит еврейский центр Казахстана «Хабад Любавич». Участники праздника также говорили, что сегодня для них двойное событие: празднуя 25-летие Независимости своей страны, они одновременно вспоминали праведника Леви-Ицхака свободно, без опасений за свои жизни.
– Мудрость казахстанского руководства, миролюбивая политика Президента страны, веротерпимость, открытость и дружелюбие казахстанцев сделали возможным возрождение духовных традиций евреев, – сказал главный раввин Казахстана.
Судьба раввина Шнеерсона как раз тесно связана с возникновением свободы веротерпимости. Он родился в Украине в 1878 году, а умер в 1944-м в Алматы. И всю жизнь его самым большим желанием было соблюдать традиции предков, не скрываясь от власти и общества. За это советская власть осудила раввина на пять лет ссылки в поселок Шиели Кызылординской области. Отбыв наказание, последние несколько месяцев жизни он провел в Алматы, где и скончался. Даже находясь в ссылке, все свое время Леви-Ицхак посвящал изучению Торы и поддержке других евреев.
Его усилия оказались не бесплодны: сегодняшнее процветание казахстанской еврейской общины – тому подтверждение. Его борьба, как подчеркнул главный раввин, стала частью общей победы над властью бездуховной, которая канула в небытие. И освободила место для сегодняшней власти, поддерживающей духовность и гарантирующей свободу религии и вероисповедания, как это прописано в Конституции Казахстана.
Ешая Коген добавил, что испытывает благодарность и никогда не забудет тот момент, когда Президент страны Н. Назарбаев в 1999 году передал материалы дела раввина Л.-И. Шнеерсона из архивов КНБ для библиотеки Любавичского Ребе в Нью-Йорке, США. «Тем самым Нурсултан Абишевич совершенно ясно и четко подтвердил, что Казахстан следует новым политическим курсом и не приемлет запрет на свободу веры и религии», – уверен главный раввин.
Внесение Торы в память Л.-И. Шнеерсона стало большим и ярким праздником, на котором плясали и пели даже почтенные раввины. Под веселые еврейские мелодии с танцами коронованную Тору внесли в синагогу. Новую рукопись для Центральной синагоги Алматы писали в Израиле. Следует сказать, что Тора пишется исключительно специалистом – софером на специально выделанном пергаменте, который производится из шкуры кошерного животного. Причем свитки были написаны таким же шрифтом, и в них также 600 тыс. букв, как и в самой первой Торе, которая была ниспослана Моисею несколько тысяч лет назад на горе Синай. И сегодня ее свободно читают, изучают и исповедуют на казахстанской земле.