27/04/04 - Постановление Конституционного совета Республики Казахстан г. Астана от 20 апреля 2004 г. № 3

145
О соответствии Конституции Республики Казахстан подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и подпункта 1) пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года, № 661 Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Хитрина Ю. А., членов совета Абишева Х. А., Балтабаева К. Ж., Бычковой С. Ф., Есенжанова А., Котова А. К. и Омарханова К. А. с участием: представителя субъекта обращения — судьи Верховного суда Республики Пономаренко Ю. А., заместителя Генерального прокурора Республики Даулбаева А. К., вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Ашитова Б. З., вице-министра юстиции Республики Асанова Ж. К. рассмотрел в открытом заседании представление Верховного суда республики о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», а также подпункта 1) пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов», утвержденных постановлением Правительства республики от 4 июля 2003 года, № 661. Изучив имеющиеся материалы конституционного производства, в том числе заключение эксперта Осипова Е. Б., научного сотрудника НИИ частного права КазГЮУ, кандидата юридических наук, заслушав сообщение докладчика — члена Конституционного совета Балтабаева К. Ж., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный совет Республики Казахстан установил: В Конституционный совет Республики Казахстан поступило представление Верховного суда республики о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и подпункта 1) пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов», утвержденных постановлением Правительства республики от 4 июля 2003 года, № 661 (далее — Правила). Поводом для обращения в Конституционный совет явилось гражданское дело, рассматриваемое Верховным судом в качестве суда первой инстанции по исковому заявлению гражданина Кистера И. А. о нарушении его конституционных прав действующим пенсионным законодательством. В своем заявлении Кистер И. А. указывает, что он является гражданином Казахстана и желает выехать на постоянное место жительства в ФРГ, однако ЗАО «Открытый накопительный фонд «Сеним» отказалось выплатить ему его пенсионные накопления. В ходе рассмотрения данного дела Верховный суд пришел к выводу, что нормы действующего пенсионного законодательства ущемляют права граждан Республики Казахстан, закрепленные в пункте 2 статьи 26 и пункте 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан, и обратился в Конституционный совет с представлением о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и подпункта 1) пункта 4 Правил. При проверке конституционности указанных в обращении норм пенсионного законодательства Конституционный совет Республики Казахстан исходит из следующего. 1. Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Указанный пункт предполагает, что Республика Казахстан будет развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства (постановление Конституционного совета республики от 21 декабря 2001 года, № 18/2). Одним из основных прав человека и гражданина, которое признается и гарантируется Конституцией Казахстана, является право на собственность. Согласно статье 26 Конституции, граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (пункт 1). В указанной статье Конституции (пункт 2) также подчеркивается, что собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Основного закона в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции, «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом». Следует отметить, что указанные конституционные нормы содержатся в разделе I «Общие положения» Основного закона, которые имеют определяющее значение, поскольку закрепляют основные принципы и начала правового регулирования отношений собственности (постановление Конституционного совета от 7 июня 2000 года, № 4/2). Приведенные нормы создают конституционные предпосылки для реализации других социально-экономических прав, закрепленных в Конституции республики, в том числе и права на пенсионное обеспечение. Согласно пункту 1 статьи 28 Конституции, гражданину республики гарантируется минимальный размер пенсии и социальное обеспечение по возрасту и по иным законным основаниям. В постановлении Конституционного совета от 12 марта 1999 года № 3/2 при толковании пункта 1 статьи 28 было разъяснено, что возведение конкретной разновидности прав или свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции о его гарантированности означает, что государство возлагает на себя обязанность через создаваемые им системы и структуры обеспечить реализацию этих прав и свобод. Правовые механизмы обеспечения и реализации конституционного права на пенсию закреплены в Законе Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», а также в иных нормативных правовых актах республики. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. 2. Правовая природа правоотношений, формирующихся между пенсионным фондом и гражданином, отличается от отношений товарно-денежных и иных основанных на равенстве участников имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Отношения между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом складываются на основе Конституции, соответствующих ей законов и иных нормативных правовых актов. Пенсионные правоотношения строятся не на равенстве участников, а имеют преимущественно публично-правовой характер. В случаях несвоевременного удержания (неначисления) и (или) неперечисления обязательных пенсионных взносов государство, в лице налоговых органов, вправе применить меры принудительного взыскания, установленные законодательством. Сторонами договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов являются вкладчик обязательных пенсионных взносов и накопительный пенсионный фонд. Договор о пенсионном обеспечении относится к обязательным видам договоров, обязанности сторон предусматриваются требованиями Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Предметом договора являются пенсии, получать которые вкладчики могут при наличии условий, определенных в Конституции (пункт 1 статьи 28) и принятом в соответствии с ней Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Пенсионные накопления, которые учитываются на индивидуальных пенсионных счетах вкладчика, являются его собственностью, но, в силу требований пункта 2 статьи 6 и пункта 1 статьи 28 Конституции, вкладчик в соответствии с законом не может временно распоряжаться и пользоваться пенсионными накоплениями до наступления определенного юридического факта (возраст и т. д.), дающего право на получение пенсии. Полное право собственности на пенсионные накопления, имеющиеся на накопительных счетах, возникает у вкладчиков только тогда, когда эти средства в соответствии с пенсионным законодательством переходят в распоряжение гражданина. 3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, что согласуется с пунктом 4 статьи 12 Основного закона. При выезде с территории Республики Казахстан на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранный гражданин и лицо без гражданства теряют право на пенсионное обеспечение в Республике Казахстан. В отношении этих лиц, таким образом, прекращают действовать закрепленные в статье 2 3акона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионные гарантии. Необходимым условием распространения указанных гарантий является постоянное проживание на территории Республики Казахстан. Это означает, что при выезде за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства договор о пенсионном обеспечении прекращается. Если получение пенсионных выплат является исполнением условий договора, то их полное изъятие — досрочным расторжением договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конституции минимальный размер пенсии гарантируется лицам, являющимся гражданами Республики Казахстан. При достижении гражданами других государств и лицами без гражданства пенсионного возраста, установленного пенсионным законодательством Казахстана, в случаях отсутствия у этих лиц пенсионных накоплений в пенсионных фондах республики, государство не обеспечивает их обязательным минимальным размером пенсии, если иное не предусмотрено законами или международными договорами республики. В подпункте 5) пункта 1 статьи 23 и подпункте 8) пункта 1 статьи 27 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусмотрено, что вопросы изъятия пенсионных накоплений вкладчиками должны быть урегулированы законодательством. Принятые в развитие этой нормы Правила предусматривают исчерпывающий перечень случаев изъятия пенсионных накоплений. Правилами предусмотрено право на изъятие таких пенсионных накоплений только вкладчиками — иностранными гражданами и лицами без гражданства, выезжающими или выехавшими на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. Соответственно, их выезд за пределы Казахстана является основанием прекращения правовых отношений с республикой, вытекающих из пенсионного законодательства. Гражданин республики, реализуя свои права, закрепленные в статье 21 Конституции республики, может выехать за пределы республики на постоянное место жительства. При этом, в случае изъятия им всех имеющихся пенсионных накоплений, государству Казахстан невозможно будет обеспечить в полной мере вышеназванные конституционные гарантии пенсионного обеспечения. Сохранение за гражданами республики пенсионных накоплений до условий, определенных в Конституции и Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (возраст и т. д.), не ущемляет их право собственности, а, наоборот, повышает гарантии социальных прав. И поэтому в данном случае речь не идет об ограничении права, предусмотренного пунктом 2 статьи 26 Конституции. Не ущемляются здесь и права и свободы, закрепленные в статье 14 Основного закона. Тем самым, выполняя свои конституционные обязательства перед своими гражданами, Республика Казахстан формирует определенную систему правовых мер и для соблюдения социальных прав иностранцев и лиц без гражданства, закрепленных в Конституции и законодательстве республики. Системный анализ норм Конституции позволяет сделать вывод о том, что основные вопросы пенсионного обеспечения тесно взаимосвязаны с правом собственности. Положения части 3 статьи 39 должны пониматься, как это было показано выше, в контексте решения взаимных прав и обязанностей государства и личности. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, регламентированы самой Конституцией и вопрос о несоответствии рассматриваемых норм пенсионного законодательства статье 39 Конституции Республики Казахстан не возникает. Таким образом, Конституционный совет считает, что подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», а также подпункт 1) пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан 4 июля 2003 года № 661, не противоречат статьям 26 и 39 Конституции Республики Казахстан. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31—33 и 37, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, «О Конституционном совете Республики Казахстан», Конституционный совет Республики Казахстан постановляет: 1. Признать подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и подпункт 1) пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661, соответствующими Конституции Республики Казахстан. 2. На основании пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан. 3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях. Председатель Конституционного совета Республики Казахстан Ю. ХИТРИН

Популярное

Все
Раннее выявление – ключ к спасению
Новый препарат для диагностики рака предстательной железы
В региональных больницах не хватает специалистов и санитаров
Плюс два «золота» и «серебро»
Триумф Ербола Хамитова
В области Жетысу 336 предприятий участвуют в программе дуального обучения
В Приаралье усилены меры безопасности
Возобновлено авиасообщение между Казахстаном и Ираном
Необходимо контролировать целевое использование средств
Какая ставка устроит всех?
В столице дан старт Году рабочих профессий
Запущена линия по выпуску труб для защиты электрокабелей
Укрепляя взаимоотношения
Кровати вместо сидений стояли в автобусе
Инвестируют в сгущенку и колбасы
Единство и солидарность – базовые ценности общества
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Досрочное погашение кредита: что нужно учитывать
Уникальный ясли-сад с соляной шахтой открылся в городе Сатпаеве
Казахстанские хоккеистки одержали вторую победу на Азиатских играх
Оглянись, незнакомый прохожий
Одежда, обувь и авто в Казахстане подорожали самыми высокими темпами в ЕАЭС - аналитики
Шынгыз-хан вернулся в свой Ата-журт
Качество 9 автодорог необоснованно одобрила лаборатория в Караганде
Сергеевский гидроузел укрепляют перед паводком
Канат Бозумбаев проверил работу энергообъектов в Шымкенте
Казахстан завоевал первую медаль на Азиаде-2025
Никто не забыт?
Обеспеченность РК отечественными фармпрепаратами все еще низка – аналитики
Из армии – в вуз, из вуза – на службу
Новую систему безопасности для туристов внедряют в РК
Национальная энергосистема остро нуждается в новых базовых генерирующих мощностях
Казахстан закрывает пункт пропуска «Жибек Жолы» на границе с Узбекистаном
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет

Читайте также

Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнени…
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнени…
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Закон Республики Казахстан О ратификации Марракешского дого…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]