О соответствии Конституции Республики
Казахстан подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона
Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении
в Республике Казахстан» и подпункта 1) пункта 4
«Правил осуществления пенсионных выплат из
пенсионных накоплений, сформированных за счет
обязательных пенсионных взносов, добровольных
профессиональных пенсионных взносов из
накопительных пенсионных фондов», утвержденных
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 4 июля 2003 года, № 661
Конституционный совет Республики
Казахстан в составе председателя Хитрина Ю. А.,
членов совета Абишева Х. А., Балтабаева К. Ж.,
Бычковой С. Ф., Есенжанова А., Котова А. К. и
Омарханова К. А. с участием:
представителя субъекта обращения —
судьи Верховного суда Республики Пономаренко Ю.
А.,
заместителя Генерального прокурора
Республики Даулбаева А. К.,
вице-министра труда и социальной
защиты населения Республики Ашитова Б. З.,
вице-министра юстиции Республики
Асанова Ж. К.
рассмотрел в открытом заседании
представление Верховного суда республики о
признании неконституционными подпункта 5) пункта
1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О
пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»,
а также подпункта 1) пункта 4 «Правил
осуществления пенсионных выплат из пенсионных
накоплений, сформированных за счет обязательных
пенсионных взносов, добровольных
профессиональных пенсионных взносов из
накопительных пенсионных фондов», утвержденных
постановлением Правительства республики от 4
июля 2003 года, № 661.
Изучив имеющиеся материалы
конституционного производства, в том числе
заключение эксперта Осипова Е. Б., научного
сотрудника НИИ частного права КазГЮУ, кандидата
юридических наук, заслушав сообщение докладчика
— члена Конституционного совета Балтабаева К. Ж.,
выступления представителя субъекта обращения и
участников заседания,
Конституционный совет
Республики Казахстан
установил:
В Конституционный совет Республики
Казахстан поступило представление Верховного
суда республики о признании неконституционными
подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики
Казахстан «О пенсионном обеспечении в
Республике Казахстан» и подпункта 1) пункта 4
«Правил осуществления пенсионных выплат из
пенсионных накоплений, сформированных за счет
обязательных пенсионных взносов, добровольных
профессиональных пенсионных взносов из
накопительных пенсионных фондов», утвержденных
постановлением Правительства республики от 4
июля 2003 года, № 661 (далее — Правила).
Поводом для обращения в
Конституционный совет явилось гражданское дело,
рассматриваемое Верховным судом в качестве суда
первой инстанции по исковому заявлению
гражданина Кистера И. А. о нарушении его
конституционных прав действующим пенсионным
законодательством.
В своем заявлении Кистер И. А.
указывает, что он является гражданином
Казахстана и желает выехать на постоянное место
жительства в ФРГ, однако ЗАО «Открытый
накопительный фонд «Сеним» отказалось выплатить
ему его пенсионные накопления.
В ходе рассмотрения данного дела
Верховный суд пришел к выводу, что нормы
действующего пенсионного законодательства
ущемляют права граждан Республики Казахстан,
закрепленные в пункте 2 статьи 26 и пункте 3 статьи
39 Конституции Республики Казахстан, и обратился
в Конституционный совет с представлением о
признании неконституционными подпункта 5) пункта
1 статьи 23 Закона «О пенсионном обеспечении в
Республике Казахстан» и подпункта 1) пункта 4
Правил.
При проверке конституционности
указанных в обращении норм пенсионного
законодательства
Конституционный совет
Республики Казахстан исходит из следующего.
1. Согласно пункту 1 статьи 1
Конституции Республика Казахстан утверждает
себя демократическим, светским, правовым и
социальным государством, высшими ценностями
которого являются человек, его жизнь, права и
свободы. Указанный пункт предполагает, что
Республика Казахстан будет развиваться как
государство, которое берет на себя обязательство
смягчать социальное неравенство путем создания
условий для достойной жизни своим гражданам и
свободного развития личности, адекватных
возможностям государства (постановление
Конституционного совета республики от 21 декабря
2001 года, № 18/2).
Одним из основных прав человека и
гражданина, которое признается и гарантируется
Конституцией Казахстана, является право на
собственность.
Согласно статье 26 Конституции,
граждане Республики Казахстан могут иметь в
частной собственности любое законно
приобретенное имущество (пункт 1). В указанной
статье Конституции (пункт 2) также
подчеркивается, что собственность, в том числе
право наследования, гарантируется законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6
Основного закона в Республике Казахстан
признаются и равным образом защищаются
государственная и частная собственность.
Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции,
«собственность обязывает, пользование ею должно
одновременно служить общественному благу.
Субъекты и объекты собственности, объем и
пределы осуществления собственниками своих
прав, гарантии их защиты определяются законом».
Следует отметить, что указанные конституционные
нормы содержатся в разделе I «Общие положения»
Основного закона, которые имеют определяющее
значение, поскольку закрепляют основные
принципы и начала правового регулирования
отношений собственности (постановление
Конституционного совета от 7 июня 2000 года, № 4/2).
Приведенные нормы создают
конституционные предпосылки для реализации
других социально-экономических прав,
закрепленных в Конституции республики, в том
числе и права на пенсионное обеспечение.
Согласно пункту 1 статьи 28 Конституции,
гражданину республики гарантируется
минимальный размер пенсии и социальное
обеспечение по возрасту и по иным законным
основаниям. В постановлении Конституционного
совета от 12 марта 1999 года № 3/2 при толковании
пункта 1 статьи 28 было разъяснено, что возведение
конкретной разновидности прав или свобод до
конституционного уровня и объявление в
Конституции о его гарантированности означает,
что государство возлагает на себя обязанность
через создаваемые им системы и структуры
обеспечить реализацию этих прав и свобод.
Правовые механизмы обеспечения и реализации
конституционного права на пенсию закреплены в
Законе Республики Казахстан «О пенсионном
обеспечении в Республике Казахстан», а также в
иных нормативных правовых актах республики.
Закон «О пенсионном обеспечении в
Республике Казахстан» определяет правовые и
социальные основы пенсионного обеспечения в
Республике Казахстан, регламентирует участие
государственных органов, физических и
юридических лиц, независимо от форм
собственности, в реализации конституционного
права граждан на пенсионное обеспечение.
2. Правовая природа правоотношений,
формирующихся между пенсионным фондом и
гражданином, отличается от отношений
товарно-денежных и иных основанных на равенстве
участников имущественных отношений,
регулируемых гражданским законодательством.
Отношения между вкладчиком и накопительным
пенсионным фондом складываются на основе
Конституции, соответствующих ей законов и иных
нормативных правовых актов. Пенсионные
правоотношения строятся не на равенстве
участников, а имеют преимущественно
публично-правовой характер.
В случаях несвоевременного удержания
(неначисления) и (или) неперечисления
обязательных пенсионных взносов государство, в
лице налоговых органов, вправе применить меры
принудительного взыскания, установленные
законодательством.
Сторонами договора о пенсионном
обеспечении за счет обязательных пенсионных
взносов являются вкладчик обязательных
пенсионных взносов и накопительный пенсионный
фонд. Договор о пенсионном обеспечении относится
к обязательным видам договоров, обязанности
сторон предусматриваются требованиями Закона «О
пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Предметом договора являются пенсии, получать
которые вкладчики могут при наличии условий,
определенных в Конституции (пункт 1 статьи 28) и
принятом в соответствии с ней Законе «О
пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Пенсионные накопления, которые
учитываются на индивидуальных пенсионных счетах
вкладчика, являются его собственностью, но, в
силу требований пункта 2 статьи 6 и пункта 1 статьи
28 Конституции, вкладчик в соответствии с законом
не может временно распоряжаться и пользоваться
пенсионными накоплениями до наступления
определенного юридического факта (возраст и т.
д.), дающего право на получение пенсии. Полное
право собственности на пенсионные накопления,
имеющиеся на накопительных счетах, возникает у
вкладчиков только тогда, когда эти средства в
соответствии с пенсионным законодательством
переходят в распоряжение гражданина.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2
Закона «О пенсионном обеспечении в Республике
Казахстан» иностранцы и лица без гражданства,
постоянно проживающие на территории Республики
Казахстан, пользуются правом на пенсионное
обеспечение наравне с гражданами Республики
Казахстан, если иное не предусмотрено законами и
международными договорами, что согласуется с
пунктом 4 статьи 12 Основного закона. При выезде с
территории Республики Казахстан на постоянное
место жительства за пределы Республики
Казахстан иностранный гражданин и лицо без
гражданства теряют право на пенсионное
обеспечение в Республике Казахстан. В отношении
этих лиц, таким образом, прекращают действовать
закрепленные в статье 2 3акона «О пенсионном
обеспечении в Республике Казахстан» пенсионные
гарантии. Необходимым условием распространения
указанных гарантий является постоянное
проживание на территории Республики Казахстан.
Это означает, что при выезде за пределы
Республики Казахстан иностранцев и лиц без
гражданства договор о пенсионном обеспечении
прекращается. Если получение пенсионных выплат
является исполнением условий договора, то их
полное изъятие — досрочным расторжением
договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28
Конституции минимальный размер пенсии
гарантируется лицам, являющимся гражданами
Республики Казахстан. При достижении гражданами
других государств и лицами без гражданства
пенсионного возраста, установленного пенсионным
законодательством Казахстана, в случаях
отсутствия у этих лиц пенсионных накоплений в
пенсионных фондах республики, государство не
обеспечивает их обязательным минимальным
размером пенсии, если иное не предусмотрено
законами или международными договорами
республики.
В подпункте 5) пункта 1 статьи 23 и
подпункте 8) пункта 1 статьи 27 Закона «О
пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»
предусмотрено, что вопросы изъятия пенсионных
накоплений вкладчиками должны быть
урегулированы законодательством. Принятые в
развитие этой нормы Правила предусматривают
исчерпывающий перечень случаев изъятия
пенсионных накоплений. Правилами предусмотрено
право на изъятие таких пенсионных накоплений
только вкладчиками — иностранными гражданами и
лицами без гражданства, выезжающими или
выехавшими на постоянное место жительства за
пределы Республики Казахстан. Соответственно, их
выезд за пределы Казахстана является основанием
прекращения правовых отношений с республикой,
вытекающих из пенсионного законодательства.
Гражданин республики, реализуя свои
права, закрепленные в статье 21 Конституции
республики, может выехать за пределы республики
на постоянное место жительства. При этом, в
случае изъятия им всех имеющихся пенсионных
накоплений, государству Казахстан невозможно
будет обеспечить в полной мере вышеназванные
конституционные гарантии пенсионного
обеспечения. Сохранение за гражданами
республики пенсионных накоплений до условий,
определенных в Конституции и Законе «О
пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»
(возраст и т. д.), не ущемляет их право
собственности, а, наоборот, повышает гарантии
социальных прав. И поэтому в данном случае речь
не идет об ограничении права, предусмотренного
пунктом 2 статьи 26 Конституции. Не ущемляются
здесь и права и свободы, закрепленные в статье 14
Основного закона.
Тем самым, выполняя свои
конституционные обязательства перед своими
гражданами, Республика Казахстан формирует
определенную систему правовых мер и для
соблюдения социальных прав иностранцев и лиц без
гражданства, закрепленных в Конституции и
законодательстве республики.
Системный анализ норм Конституции
позволяет сделать вывод о том, что основные
вопросы пенсионного обеспечения тесно
взаимосвязаны с правом собственности. Положения
части 3 статьи 39 должны пониматься, как это было
показано выше, в контексте решения взаимных прав
и обязанностей государства и личности.
Все вышеизложенное позволяет сделать
вывод о том, что вопросы, касающиеся пенсионного
обеспечения, регламентированы самой
Конституцией и вопрос о несоответствии
рассматриваемых норм пенсионного
законодательства статье 39 Конституции
Республики Казахстан не возникает.
Таким образом, Конституционный совет
считает, что подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона
Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении
в Республике Казахстан», а также подпункт 1)
пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат
из пенсионных накоплений, сформированных за счет
обязательных пенсионных взносов, добровольных
профессиональных пенсионных взносов из
накопительных пенсионных фондов», утвержденных
постановлением Правительства Республики
Казахстан 4 июля 2003 года № 661, не противоречат
статьям 26 и 39 Конституции Республики Казахстан.
На основании изложенного,
руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции
Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4
статьи 17, статьями 31—33 и 37, подпунктом 2) пункта 1
статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан,
имеющего силу Конституционного закона, «О
Конституционном совете Республики Казахстан»,
Конституционный
совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать подпункт 5) пункта 1 статьи
23 Закона Республики Казахстан «О пенсионном
обеспечении в Республике Казахстан» и подпункт 1)
пункта 4 «Правил осуществления пенсионных выплат
из пенсионных накоплений, сформированных за счет
обязательных пенсионных взносов, добровольных
профессиональных пенсионных взносов из
накопительных пенсионных фондов», утвержденных
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 4 июля 2003 года № 661, соответствующими
Конституции Республики Казахстан.
2. На основании пункта 3 статьи 74
Конституции Республики Казахстан постановление
вступает в силу со дня его принятия, обжалованию
не подлежит, является общеобязательным на всей
территории республики и окончательным с учетом
случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73
Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее
постановление на казахском и русском языках в
официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель
Конституционного совета Республики
Казахстан
Ю. ХИТРИН