Каждое из 63 произведений экспозиции, в основном работы неизвестных мастеров, приоткрывает зрителю таинственную завесу Поднебесной, Страны восходящего солнца и Индийского субконтинента. Каждое овеяно легендой, мифом, отражающими колорит и «жизнь народной души». Так самые неожиданные и яркие сюжеты, передаваясь из уст в уста, бережно хранятся людьми в той или иной местности и представляют часть общенациональной культуры.
Напольные фарфоровые вазы, алтарь божества Ганеши, скульптурные изображения Будды, Лао-цзы и Конфуция, халат императора и нефритовая богиня-чадодарительница Гуаньинь, панно из кости, иконы, выполненные на шелке и ритуальные жезлы – все наполнено поэтикой, причудливостью, эмоциональностью. Символикой дышат фантазийные растительные узоры, волшебные изображения львов-собачек Фо – стражей престола Будды, драконов, слонов, оленей, львов, журавлей. Что ж, для Востока характерен символизм и благопожелания, размышления о поступках человека, смысле земного пути и бессмертии. Большинство экспонатов еще в советское время было передано из Московского государственного музея искусства народов Востока и Государственного Эрмитажа, иные подарены отечественными коллекционерами. Некоторые экспонаты выставляются впервые. Об этом рассказывает куратор выставки Мария Копелиович.
– С произведениями Востока я работаю давно, большинство легенд собирала по крупицам, – говорит она. – Кропотливая работа над дешифрацией произведений, представляющих непреходящую ценность, занимает не один год. Нынешняя выставка – итоговая. Сегодня мы не только представляем экспонаты, но и ближе знакомим с мифами, повествующими о сказочных и реальных персонажах.
Вот, к примеру, бронзовая скульптура Лао-цзы (Китай, XIX век). Легенда гласит о «старом ребенке», 81 год находившемся во чреве счастливой матери и впоследствии написавшем трактат в 5 тыс. слов о «дао-пути». Интересна легенда храмовой курильницы, декорированной изображениями диковинных зверей (Япония, XIX век). Изначально считалось, что произведение принадлежит руке неизвестного японского автора. Многим позже на бронзе открылась печать японского мастера Сеун Нищимуры с иероглифами Страны восходящего солнца.
Предание о фее цветов Магу с мотыгой за плечами также услаждает слух. Привлекательна легенда о прекрасной богине запада Си ван му, празднующей день рождения один раз в 1 000 лет: яркий праздник отражен в росписи большой напольной вазы. Парные вазы «зеленого семейства» повествуют о сестрах-небожительницах, обитавших на земле в образе прекрасных девушек. Замечателен свиток неизвестного китайского художника XIX века (бумага, шелк, цветная тушь), запечатлевшего сценки из жизни военных чиновников, возвращение их с охоты. Сам свиток имеет длину в 12 м 60 см и множество мелких деталей. К слову, в те времена художник считался великолепным мастером, если умел тщательно выписать большое количество деталей и фигур людей и животных. Чем сложнее и изящнее композиция, тем талантливее автор. Считается, что основными заказчиками произведений являлись представители высшего чиновничества…
Говорить о замечательных экспонатах и углубляться в историю – занятие весьма интересное. Но нет ничего лучше, чем в дни школьных каникул всей семьей посетить выставку, чтобы прочувствовать философское сердце древнего Востока.