В редакции «Казахстанской правды» состоялась встреча с Кажимканом Масимовым – исполнительным президентом Экономического пояса Шелкового пути по Казахстану, России и странам Центральной Азии, президентом Национальной агропромышленной палаты Республики Казахстан.
В последние годы он активно сотрудничает с транснациональной корпорацией «Глобальные технологии гармонизации» (ТНК «ГТГ»), которая является мировым первопроходцем в области проектирования естественно-природных (природоподобных) моделей интенсивного развития, в том числе в области АПК.
– Кажимкан Касымович, насколько посильна эта ноша даже для такого энергичного человека, как Вы?
– Как правило, я берусь за реализацию сопряженных между собой проектов.
К примеру, одна из задач развития Экономического пояса Шелкового пути – это товарный пояс, в том числе по производству биологической сельхозпродукции, – основа функционирования разработанных нами инновационных кооперативных социально-производственных объединений, которые будут располагаться на протяжении всего пояса, и не только в Казахстане.
– Соотечественники знают Вас как патриота страны. Насколько позволяют Ваши возможности содействовать реализации предложений, направленных на повышение уровня жизни казахстанцев?
– Мой жизненный путь и опыт убедили меня в простой истине: добро возвращается добром, поэтому я и стремлюсь этому следовать, но с одной поправкой: чтобы это добро позитивно отражалось не на мне лично, а на жизни моих соотечественников. В этом я вижу свое предназначение и использую свои возможности.
Не всегда это бывает успешно. Видимо, причины и во мне самом, в моей излишней доверчивости по отношению к тем, к кому мне приходится обращаться, но бывают и объективные причины, для преодоления которых требуется время.
Особо не приемлю, когда некоторые люди во власти создают искусственные барьеры, не позволяющие достичь максимально возможного результата, несмотря на то, что многие из тех, с кем я сталкиваюсь напрямую, не отказывают и якобы даже готовы помочь в реализации отдельных жизненно важных проектов ввиду их высокой актуальности. Бывает и так, что групповые интересы отдельных чиновников доминируют над интересами казахстанцев.
– Реализацией каких проектов Вы в настоящее время заняты?
– Каждая страна должна обеспечивать свою, прежде всего продовольственную и лекарственную, безопасность. Я разделяю озабоченность Главы государства состоянием дел в агропромышленном комплексе. АПК Казахстана в соответствии со Стратегией-2050 предстоит совершить качественный рывок в сельскохозяйственном производстве, пятикратно увеличив к 2050 году долю сельхозпродукции в ВВП страны.
Эта задача была поставлена еще в декабре 2012 года. Но, как говорится, воз и ныне там.
Уместно привести официальную статистику: доля АПК в ВВП Казахстана за последние 5 лет была в пределах 4,2–4,8%.
Простая арифметика. Если отталкиваться от уровня 2012 года, то к 2050 году доля АПК в ВВП должна составлять не менее 21%, но это в условиях, когда и ВВП страны будет расти. С таким мизерным приростом доли АПК в ВВП, как это было последние 5 лет, невозможно решить задачу, поставленную Главой государства.
– Почему, на Ваш взгляд, была поставлена столь грандиозная задача?
– Как известно, доля АПК во внутреннем валовом продукте в 1990 году составляла 34%. Конечно, тогда и ВВП был значительно ниже, тем не менее к этому показателю надо приближаться.
Согласно статистике, импортное продовольствие в торговых сетях Астаны и Алматы доходит до 80%, и это в Казахстане, где имеются значительные площади плодородных земель и 43% населения проживает в сельской местности.
– Как Вы считаете, наша страна способна прокормить сама себя?
– Не секрет, что в АПК направляются, может, и недостаточные, но значительные финансовые ресурсы, и, по словам Главы государства, эти деньги уходят, как вода в песок.
Основной причиной низкой эффективности АПК, на мой взгляд, является структура сельхозпроизводства. В настоящее время в ней доминируют низкоэффективные личные подсобные хозяйства (ЛПХ) – они производят около 50% сельхозпродукции страны, еще 25% – крестьянские и фермерские хозяйства, то есть около 75% сельхозпроизводств являются мелкотоварными. А как показывает мировая практика, эффективность средне- и крупнотоварных сельхозпроизводств выше мелкотоварного в 3–5 раз.
Следовательно, для достижения цели потребуется масштабная модернизация сельского хозяйства с переходом к многоукладному АПК с приоритетным развитием средне- и крупнотоварного сельхозпроизводства.
– Снова создавать колхозы и совхозы, как было когда-то?
– Нет, конечно. Необходимо создать систему эффективной мотивации сельхозпроизводителей к укрупнению: кооперативы, а затем кооперативные объединения.
Несколько лет назад судьба свела меня с творческим коллективом ученых Центра диалектического (природоподобного) моделирования (ЦДМ) из Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ) во главе с академиком Салимом Галиевичем Мифтахутдиновым, который более 30 лет учится у природы и применяет эти знания для проектирования природоподобных систем, и не только в АПК.
Наши интересы совпали, и он согласился на инициативной основе провести исследования и предложить организационно-экономическую модель сельскохозяйственной отрасли страны, которая позволит решить задачи, поставленные Главой государства.
В предложенный учеными комплексный проект, кроме инновационной организационно-экономической, входит и инновационная технолого-техническая составляющая, разработанная специалистами Международной инженерной академии (МИА), включающая инновационные технологии в области агропромышленного сектора.
Комплексный проект «АПК-инновация» прошел многоуровневое обсуждение, доработку и адаптацию к реальным условиям.
– То есть это «волшебная палочка», которая поможет решать проблемы АПК и продовольственной безопасности страны?
– Не совсем так, это система комплексной модернизации агропрома на основе государственно-частного партнерства путем создания сети областных инфраструктурных агропромкластеров в составе районных кооперативных социально-производственных объединений – агрогородков с надлежащей инфраструктурой. Здесь каждый квадрохаус с приусадебным участком будет рассчитан на 4 семьи, что позволит создать социальные условия для закрепления молодежи на селе.
Производственная часть агрокомплекса включает объекты АПК, в том числе собственные угодья для производства продукции растениеводства и животноводства, а также объекты инфраструктуры, которые используются не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для оказания услуг другим сельхозпроизводителям района на договорной основе.
Это только часть организационной составляющей проекта «АПК-инновация», а экономический механизм интенсивного хозяйствования является ноу-хау авторов.
Оценив высокую перспективу этого проекта, я согласился стать президентом Национальной агропромышленной палаты (НАПП) и продолжить работу с творческим коллективом ЦДМ МАИНБ и МИА.
– Уже почти год, как Вы возглавляете НАПП, что удалось и что не удалось?
– Во-первых, совместно с учеными и экспертами удалось значительно развить проект «АПК-инновация» и подготовить предложения по созданию государственно-частной специальной экономической зоны «Агропромкластер» на территории Алматинской области и довести эти предложения до соответствующих министерств и Администрации Президента Республики Казахстан. Подготовлены документы для создания АО «Национальный агропромышленный консорциум «Казагропром» на основе государственно-частного партнерства, задачей которого является создание социально-производственной инфраструктуры и развитие средне- и крупнотоварного сельхозпроизводства в АПК.
Специализированные акционерные общества, входящие в состав АО «Казагропром», будут оказывать весь комплекс необходимых инфраструктурных услуг всем сельхозпроизводителям областей и районов страны.
Параллельно этому была проведена работа по привлечению инвестиций, прежде всего иностранных.
Завершающий этап этой работы – создание инвестиционно-коммерческого Агропромбанка для обслуживания сельхозпроизводителей.
В то же время НАПП в сегодняшнем виде не способна решать задачи, поставленные Главой государства перед АПК. Требуется разработать и принять Закон Республики Казахстан «О Национальной агропромышленной палате» аналогично Закону «О Национальной палате предпринимателей «Атамекен».
– Когда планируется начало реализации проекта «АПК-инновация»?
– После получения поддержки Главы государства и издания соответствующего Указа, проект которого был представлен в Администрацию Президента.
– Если эти предложения будут поддержаны, то кто будет заниматься их реализацией?
– В течение 2 лет у нас сложилась команда молодых профессионалов, которые имеют значительный опыт работы в АПК и которые участвовали в адаптации проекта «АПК-инновация». Также могут быть приглашены специалисты из НУХ «КазАгро».
Самое главное то, что творческий коллектив разработчиков проекта «АПК-инновация» готов взять на себя обязательства по учебно-методическому сопровождению реализации данного проекта. Убежден, что молодая команда профессионалов на базе и в сочетании с опытом старшего поколения справится с решением задачи, поставленной Главой государства, и к 2030 году, как показывают наши расчеты, на базе средне- и крупнотоварного сельхозпроизводства будет обеспечено как минимум двукратное увеличение доли АПК в ВВП, а к 2050 году в процессе дальнейшего развития районных и муниципальных кооперативных объединений сельхозпроизводителей будет решена задача пятикратного увеличения доли АПК в ВВП Республики Казахстан.
Беседовала Жания Тапалова