Асфальт сам себя не положит Проблемная зона 20 сентября 2022 г. 0:00 6338 Асель Муканова Улучшить не менее 95% местных дорог и выявить нарушения в дорожном строительстве поручил Президент в Послании народу. С этой непростой задачей Правительство должно справиться до 2025 года. Все пути ведут… к качеству Состояние дорог – один из главных показателей развития страны. От качества дорожной сети зависит благополучие как отдельных регионов, так и государства в целом. До 2025 года в Казахстане планируется все магистрали республиканского значения привести в нормативное состояние, местной сети – до уровня в 95%. На сегодняшний день автомобильные дороги Казахстана проходят пятиступенчатую проверку на качество. Их состояние оценивается подрядной компанией, автором проекта, службой инженерно-технического контроля, заказчиком и Национальным центром качества дорожных активов (НЦКДА) при МИИР РК. По данным НЦКДА, 30% автомобильных дорог Казахстана находятся в неудовлетворительном состоянии по показателям продольной и поперечной ровности и 25% – по критерию сцепных качеств. Только с начала 2022 года специалисты центра выявили свыше 5 тыс. дефектов и нарушений. – В сферу нашей деятельности входит экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также диагностика и инструментальное обследование. Предприятие представлено в 14 областях и трех городах республиканского значения. Мы выезжаем на объекты республиканской сети не менее четырех раз в месяц, областной и региональной – по заявке местных исполнительных органов, – рассказывает заместитель генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Арман Каирбеков. Всего с 2019 года инспекторы НЦКДА выезжали с проверками на дороги республиканского, областного и местного значений более 35 тыс. раз, взяли на испытание 78 тыс. проб дорожно-строительных материалов. – В последнее время со стороны общественности звучит много справедливой критики по поводу качества дорожного строительства. При этом большая часть замечаний относится к дорогам местной сети, – поясняет Арман Мерекеевич. Но у центра нет полномочий проверять местные дороги, поскольку улицы городов, поселков городского типа, аулов являются коммунальной собственностью, и ответственность за их ремонт и содержание несут акиматы. Между тем масштаб местных дорог в республике огромен: из общей протяженности в 96 тыс. км 71 тыс. относится к дорогам областного и районного значения. Таким образом, если взять влияние состояния всей сети на экономику страны за 100%, то доля дорог республиканского значения составит 35,4%, а местного – почти в два раза больше. Любая магистраль должна быть удобной и безопасной. Так почему же девятая по величине страна в мире занимает аж 93-е место в рейтинге по качеству автодорог? Обычно все объяснения сводятся к коррупции. Но не все так однозначно. В том, что казахстанские дороги не выдерживают никакой критики, много и других причин, утверждает председатель Совета ветеранов труда автодорожной отрасли Ботагоз Байгужина. Например, нельзя сбрасывать со счетов поставленные с местных заводов некачественные материалы, содержащие малое количество битума. – Битум в Казахстане производят три завода – в Павлодаре, Актау и Шымкенте. Потребность в нем на этот год составляет 1 миллион 100 тысяч тонн. Отечественные предприятия с трудом покрывают необходимые объемы. Цены растут. Более того, напрямую материал с нефтеперерабатывающих заводов невозможно приобрести из-за многочисленных перекупщиков. Если зимой тонна битума стоит порядка 90 тысяч тенге, то летом – 230–280 тысяч, а с доставкой доходит до 300 тысяч тенге, – сетует Ботагоз Байгужина. Отечественные дорожники поднимают данную проблему не первый год, неоднократно выносили ее на уровень профильного министерства и Правительства. Теперь разобраться с ситуацией поручил Президент. – У нас до сих пор не хватает битума. Это позор для страны, которая добывает нефть в больших объемах. Правительство должно решить этот вопрос кардинально, – потребовал Касым-Жомарт Токаев в Послании. В разгар сезона нехватка данного строительного материала приводит к срыву ремонта дорог. Подрядные организации не могут выполнить договорные обязательства. На фоне острого дефицита они закупают любой битум, лишь бы завершить свои объекты и освоить средства. При этом качество отечественного материала зачастую не соответствует требованиям национального стандарта СТ РК 1373, разработанного под наши природно-климатические условия. Из-за этого асфальтобетонное покрытие быстро разрушается, сокращается гарантийный срок обслуживания. Из проверенных НЦКДА в прошлом году 1 402 образцов битума 300 не соответствовали стандартам качества. – Только за первое полугодие нами была отобрана и испытана 341 проба битума. Из них 86 мы признали непригодными к использованию, – констатирует Арман Каирбеков. Дефицит дорожного битума в 2022 году составляет 200 тыс. тонн. И проблема эта решаема, считают в Центре качества дорожных активов. Во-первых, необходимо снять ограничения по ввозу материала из России. – На данный момент действует соглашение от 9 декабря 2010 года между правительствами РК и РФ о запрете поставки нефти и нефтепродуктов в Казахстан. Мы предлагаем отменить действие этого документа. Россия из года в год увеличивает производство полимер-модифицированных битумных вяжущих для дорожного строительства. Переход Казахстана на полимер-битум станет одним из путей решения дефицита. Кроме того, считаем необходимым производить битум в соответствии с Национальным стандартом СТ РК, а использование стандарта ГОСТ отменить, ибо требования последнего намного ниже нашего национального стандарта, – говорит замдиректора НЦКДА. – Еще в прошлом году нами были отправлены письма по отмене ГОСТа на территории РК во все заинтересованные организации, из 20 полученных ответов 17 поддерживают инициативу. В голосовании, запущенном Комитетом технического регулирования, Комитет автомобильных дорог, Комитет индустриального развития и Министерство по чрезвычайным ситуация проголосовали «за», Министерство энергетики – «против». Проблемы и их решение Однако в плохих дорогах не всегда виноваты материал, заказчик или подрядчик, считает дорожник с полувековым стажем Ботагоз Байгужина. Свою роль могут играть и другие факторы. – Одна из причин плохих дорог – неточности в проектировании. Другая – необоснованно низкие цены, за счет чего подрядчики и выигрывают тендеры. Как следствие, потом они стараются экономить на всем. Кроме того, происходит постоянное удорожание материалов, которое не компенсируется заказчиками. Об этом хорошо знают вышестоящие инстанции, однако проблемы остаются нерешенными, – говорит она. Еще один серьезный фактор – слабая работа местных служб технического надзора, а точнее, некомпетентность специалистов. По данным АО «НК «ҚазАвтоЖол», на республиканской сети дорог работает 41 компания, задействованы 476 инженеров. На финансирование служб технадзора за 2020–2021 годы выделено: по республиканской сети – 10,2 млрд, по местной – 10,7 млрд тенге. Но несмотря на огромные бюджетные вливания, качество работы технадзора у экспертов вызывает большие нарекания. Об этом красноречиво говорят цифры: в 2021 году по фактам нарушений, допущенных службами технического надзора, инспекторы НЦКДА направили более 150 обращений в местные органы ГАСК. В результате была привлечена к ответственности 31 служба технадзора, приостановлены 24 аттестата экспертов, наложено штрафов на сумму 38,4 млн тенге. В этом году таких обращений направлено уже 75, привлечены к ответственности 9 служб технадзора, приостановлено 8 аттестатов экспертов и наложено штрафов на сумму 13,3 млн тенге. В качестве пути решения данной проблемы Ботагоз Байгужина предлагает законодательное закрепление ответственности служб технического и авторского надзоров за выявленные дефекты в гарантийный период. – У нас есть авторский надзор, технический надзор, контроль за качеством, причем первые два за выявленные дефекты не несут какой-либо ответственности. Хотя мировая практика демонстрирует обратное: на объекте по строительству или ремонту дорог постоянно должна находиться служба технического надзора. Подчеркиваю: на всех стадиях строительства. Причем один человек должен проверять используемый материал, второй отвечать за соблюдение технологий и так далее, – говорит ветеран дорожной отрасли. Зачастую сотрудники технадзора не имеют профильного образования или совмещают работу на дорожных объектах со службой в сфере жилищно-гражданского строительства. Впрочем, эта проблема касается и многих других специалистов, ответственных за наши дороги… Некомпетентность специалистов – один из немаловажных факторов плохих дорог. В Казахстане образовался дефицит кадров в сфере дорожного строительства. На каждом объекте не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, асфальтобетонщиков, асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники... Судя по результатам проведенного центром анализа, в отделах и управлениях ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Казахстана только около 10% всех сотрудников имеют диплом по специальности автодорожной отрасли. В отделах и управлениях местных исполнительных органов по вопросам развития и содержания транспортной инфраструктуры трудятся более полутора тысяч человек. Из них только 190 имеют профильное образование дорожного инженера. По данным АО «Центр развития трудовых ресурсов» Министерства труда и социальной защиты населения РК, на сегодняшний день самой востребованной в Казахстане является вакансия дорожного рабочего. Для решения проблемы кадрового дефицита Центр качества дорожных активов инициировал акцию «2 000 школ», направленную на осуществление профориентационной работы в учебных заведениях. За последние годы проведены агитационные лекции в более чем 3,5 тыс. школ. С целью повышения квалификации сотрудников дорожно-строительной сферы НЦКДА регулярно организует обучающие семинары на местах. – Мы стараемся привлекать молодежь в нашу отрасль, для этого нужно ее заинтересовать. В школах проводим лекции, разъясняем ребятам плюсы профессии. Тесно работаем с вузами, привлекаем студентов на практику. Непосредственно работая на участке, они своими глазами видят, как все происходит, нарабатывают практические навыки, – рассказывает Арман Мерекеевич. Дорогу осилит идущий Дорожная отрасль, как и любая другая, не может стабильно развиваться без научных исследований и внедрения новых технологий. В 2022 году объем финансирования науки составил 52 млрд тенге, что эквивалентно 0,13% ВВП. К 2025 году поставлена задача увеличить этот показатель до 1% ВВП. Между тем в развитых странах объем финансирования науки значительно выше: в США он составляет 3,1% ВВП, в Германии – 3,2%, в Корее – 4,6%. За 10 лет казахстанская наука получила около 738 млрд тенге. Из них до КаздорНИИ дошло только… 60 млн тенге. В то же время в процессе эксплуатации автомобильная дорога подвергается воздействию многократно повторяющихся нагрузок, а также влиянию природно-климатических условий. И необходимо законодательно закрепить нормативное финансирование науки, считают специалисты. Это позволит внедрять новые технологии и переходить на международные стандарты. Построить дорогу – половина дела, ее еще надо содержать! Если вовремя не ремонтировать и неправильно ее обслуживать, полотно быстро разрушается. К слову, легковые машины практически не портят покрытие, в отличие от грузовых. – Автомобильные дороги проектируются под разрешенные нагрузки грузового транспорта, в Казахстане это максимум 13 тонн на одну ось. Однако при эксплуатации казахстанские трассы разрушаются от большегрузов, которые зачастую в полтора-два раза превышают допустимые нагрузки на ось. Необходимо усилить транспортный контроль, – считает Арман Каирбеков. В свою очередь водители большегрузов «переводят стрелки» на самих дорожников. Мол, строить изначально нужно лучше, из-за плохих дорог нам, водителям, приходится тратиться на ремонт своих авто. Словом, у каждого своя правда. Между тем, по данным Национальной кооперативной исследовательской программы (NCHRP-США), своевременный уход за автомобильной дорогой позволяет сократить в 3–4 раза затраты на ее восстановление. Казахстан – огромная страна с разными климатическими условиями, соответственно, и нагрузки на дороги разные. И чтобы содержать их в нормальном состоянии, в них нужно вкладывать. В этой связи необходимо довести средства на содержание автомобильных дорог до нормативного финансирования, а также пересмотреть сами расценки, считают в Национальном центре качества дорожных активов. Ведь за годы независимости дорожно-строительная отрасль страны существенно модернизировалась. Построено и реконструировано огромное количество автомобильных дорог. На сегодняшний день все областные центры соединены между собой. Ремонтом охвачено 4 тыс. км республиканских трасс, планируется ввести в эксплуатацию еще 290 км и обеспечить проезд на протяжении 536 км. И все это нужно беречь и приумножать. Пред. След. Пред. След.
6 декабря 2023 г. 3:30 "Главное предназначение прокуроров - служение закону, интересам общества и государства"
8 декабря 2023 г. 19:55 Президент подписал план действий в области прав человека и верховенства закона
8 декабря 2023 г. 19:36 МВД призывает казахстанцев не доверять ссылкам даже от родственников и друзей
6 декабря 2023 г. 0:30 В преддверии рождественских праздников в Астане прошла благотворительная ярмарка
24 ноября 2023 г. 18:30 VIIІ республиканский чемпионат "Worldskills Kazakhstan 2023" проходит в Астане
24 ноября 2023 г. 18:42 Впервые почувствовала, как слова и обещания преобразуются в конкретные дела – депутат Калтаева
24 ноября 2023 г. 18:16 Поставлены четкие и ясные задачи, будем совместно их исполнять – сенатор Жунусов
24 ноября 2023 г. 19:08 Ниязова: Набран хороший темп. Государству нужно его сохранить, обществу – помочь в этом