Асфальт сам себя не положит

6906
Асель Муканова

Улучшить не менее 95% местных дорог и выявить нарушения в дорожном строительстве поручил Президент в Послании народу. С этой непростой задачей Правительство должно справиться до 2025 года.

Все пути ведут… к качеству

Состояние дорог – один из главных показателей развития страны. От качества дорожной сети зависит благополучие как отдельных регионов, так и государства в целом. До 2025 года в Казахстане планируется все магистрали республиканского значения привести в нормативное состояние, местной сети – до уровня в 95%.

На сегодняшний день автомобильные дороги Казахстана проходят пятиступенчатую проверку на качество. Их состоя­ние оценивается подрядной компанией, автором проекта, службой инженерно-техническо­го контро­ля, заказчиком и Нацио­нальным центром качества дорожных активов (НЦКДА) при МИИР РК.

По данным НЦКДА, 30% автомобильных дорог Казахстана находятся в неудовлетворительном состоянии по показателям продольной и поперечной ровности и 25% – по критерию сцепных качеств. Только с начала 2022 года специалисты центра выявили свыше 5 тыс. дефектов и нарушений.

– В сферу нашей деятельности входит экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также диагностика и инструментальное обследование. Предприя­тие представлено в 14 областях и трех городах республиканского значения. Мы выезжаем на объек­ты рес­публиканской сети не менее четырех раз в месяц, областной и региональной – по заявке местных исполнительных органов, – рассказывает заместитель генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Арман Каирбеков.

Всего с 2019 года инспекторы НЦКДА выезжали с проверками на дороги республиканского, областного и местного значений более 35 тыс. раз, взяли на испытание 78 тыс. проб дорожно-строительных материалов.

– В последнее время со стороны общественности звучит много справедливой критики по поводу качества дорожного строительства. При этом большая часть замечаний относится к дорогам местной сети, – пояс­няет Арман Мерекеевич.

Но у центра нет полномочий проверять местные дороги, поскольку улицы городов, поселков городского типа, аулов являются коммунальной собственностью, и ответственность за их ремонт и содержание несут акиматы.

Между тем масштаб местных дорог в республике огромен: из общей протяженности в 96 тыс. км 71 тыс. относится к дорогам областного и районного значения. Таким образом, если взять влияние состояния всей сети на экономику страны за 100%, то доля дорог республиканского значения составит 35,4%, а местного – почти в два раза больше.

Любая магистраль должна быть удобной и безопасной. Так почему же девятая по величине страна в мире занимает аж 93-е место в рейтинге по качеству автодорог?

Обычно все объяснения сводятся к коррупции. Но не все так однозначно. В том, что казах­станские дороги не выдерживают никакой критики, много и других причин, утверждает председатель Совета ветеранов труда автодорожной отрасли Ботагоз Байгужина. Например, нельзя сбрасывать со счетов поставленные с местных заводов некачественные материалы, содержащие малое количество битума.

– Битум в Казахстане производят три завода – в Павлодаре, Актау и Шымкенте. Потребность в нем на этот год составляет 1 миллион 100 тысяч тонн. Отечественные предприятия с трудом покрывают необходимые объемы. Цены растут. Более того, напрямую материал с нефте­перерабатывающих заводов невозможно приобрести из-за многочисленных перекупщиков. Если зимой тонна битума стоит порядка 90 тысяч тенге, то летом – 230–280 тысяч, а с доставкой доходит до 300 тысяч тенге, – сетует Ботагоз Байгужина.

Отечественные дорожники поднимают данную проблему не первый год, неоднократно выносили ее на уровень профильного министерства и Правительства. Теперь разобраться с ситуацией поручил Президент.

– У нас до сих пор не хватает битума. Это позор для страны, которая добывает нефть в больших объемах. Правительство должно решить этот вопрос кардинально, – потребовал
Касым-Жомарт Токаев в Послании.

В разгар сезона нехватка данного строительного материала приводит к срыву ремонта дорог. Подрядные организации не могут выполнить договорные обязательства. На фоне острого дефицита они закупают любой битум, лишь бы завершить свои объекты и освоить средства.

При этом качество отечественного материала зачастую не соответствует требованиям нацио­нального стандарта СТ РК 1373, разработанного под наши природно-климатические условия. Из-за этого асфальтобетонное покрытие быстро разрушается, сокращается гарантийный срок обслуживания. Из проверенных НЦКДА в прошлом году 1 402 образцов битума 300 не соответствовали стандартам качества.

– Только за первое полугодие нами была отобрана и испытана 341 проба битума. Из них 86 мы признали непригодными к использованию, – констатирует Арман Каирбеков.

Дефицит дорожного битума в 2022 году составляет 200 тыс. тонн. И проблема эта решаема, считают в Центре качества дорожных активов. Во-первых, необходимо снять ограничения по ввозу материала из России.

– На данный момент действует соглашение от 9 декабря 2010 года между правительствами РК и РФ о запрете поставки нефти и неф­тепродуктов в Казахстан. Мы предлагаем отменить действие этого документа. Россия из года в год увеличивает производство полимер-модифицированных битумных вяжущих для дорожного строительства. Переход Казахстана на полимер-битум станет одним из путей решения дефицита.

Кроме того, считаем необходимым производить битум в соответствии с Национальным стандартом СТ РК, а использование стандарта ГОСТ отменить, ибо требования последнего намного ниже нашего национального стандарта, – говорит замдиректора НЦКДА. – Еще в прошлом году нами были отправлены письма по отмене ГОСТа на территории РК во все заинтересованные организации, из 20 полученных ответов 17 поддерживают инициативу. В голосовании, запущенном Комитетом технического регулирования, Комитет автомобильных дорог, Комитет индустриального развития и Министерство по чрезвычайным ситуация проголосовали «за», Министерство энергетики – «против».

Проблемы и их решение

Однако в плохих дорогах не всегда виноваты материал, заказчик или подрядчик, считает дорожник с полувековым стажем Ботагоз Байгужина. Свою роль могут играть и другие факторы.

– Одна из причин плохих дорог – неточности в проектировании. Другая – необоснованно низкие цены, за счет чего подрядчики и выигрывают тендеры. Как следствие, потом они стараются экономить на всем. Кроме того, происходит постоянное удорожание материалов, которое не компенсируется заказчиками. Об этом хорошо знают вышестоящие инстанции, однако проблемы остаются нерешенными, – говорит она.

Еще один серьезный фактор – слабая работа местных служб технического надзора, а точнее, некомпетентность специалистов. По данным АО «НК «ҚазАвтоЖол», на республиканской сети дорог работает 41 компания, задействованы 476 инженеров. На финансирование служб технадзора за 2020–2021 годы выделено: по республиканской сети – 10,2 млрд, по местной – 10,7 млрд тенге.

Но несмотря на огромные бюджетные вливания, качество работы технадзора у экспертов вызывает большие нарекания. Об этом красноречиво говорят цифры: в 2021 году по фактам нарушений, допущенных службами технического надзора, инспекторы НЦКДА направили более 150 обращений в местные органы ГАСК.

В результате была привлечена к ответственности 31 служба технадзора, приостановлены 24 аттестата экспертов, наложено штрафов на сумму 38,4 млн тенге. В этом году таких обращений направлено уже 75, привлечены к ответственности 9 служб технадзора, приостановлено 8 аттестатов экспертов и наложено штрафов на сумму 13,3 млн тенге.

В качестве пути решения данной проблемы Ботагоз Байгужина предлагает законодательное закрепление ответственности служб технического и авторского надзоров за выявленные дефекты в гарантийный период.

– У нас есть авторский надзор, технический надзор, контроль за качеством, причем первые два за выявленные дефекты не несут какой-либо ответственности. Хотя мировая практика демонстрирует обратное: на объекте по строительству или ремонту дорог постоянно должна находиться служба технического надзора. Подчеркиваю: на всех стадиях строительства. Причем один человек должен проверять используемый материал, второй отвечать за соблюдение технологий и так далее, – говорит ветеран дорожной отрасли.

Зачастую сотрудники технадзора не имеют профильного образования или совмещают работу на дорожных объектах со службой в сфере жилищно-гражданского строительства. Впрочем, эта проблема касается и многих других специалистов, ответственных за наши дороги…

Некомпетентность специалис­тов – один из немаловажных факторов плохих дорог. В Казахстане образовался дефицит кадров в сфере дорожного строи­тельства. На каждом объекте не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, асфальтобетонщиков, асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники...

Судя по результатам проведенного центром анализа, в отделах и управлениях ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Казахстана только около 10% всех сотрудников имеют диплом по специальнос­ти автодорожной отрасли. В отделах и управлениях местных исполнительных органов по вопросам развития и содержания транспортной инфраструктуры трудятся более полутора тысяч человек. Из них только 190 имеют профильное образование дорожного инженера.

По данным АО «Центр развития трудовых ресурсов» Министерства труда и социальной защиты населения РК, на сегодняшний день самой востребованной в Казахстане является вакансия дорожного рабочего.

Для решения проблемы кадрового дефицита Центр качества дорожных активов инициировал акцию «2 000 школ», направленную на осуществление профориента­ционной работы в учебных заведениях. За последние годы проведены агитационные лекции в более чем 3,5 тыс. школ.

С целью повышения квалификации сотрудников дорожно-строительной сферы НЦКДА регулярно организует обучающие семинары на местах.

– Мы стараемся привлекать молодежь в нашу отрасль, для этого нужно ее заинтересовать. В школах проводим лекции, разъяс­няем ребятам плюсы профессии. Тесно работаем с вузами, привлекаем студентов на практику. Непосредственно работая на участке, они своими глазами видят, как все происходит, нарабатывают практические навыки, – рассказывает Арман Мерекеевич.

Дорогу осилит идущий

Дорожная отрасль, как и любая другая, не может стабильно развиваться без научных исследований и внедрения новых технологий. В 2022 году объем финансирования науки составил 52 млрд тенге, что эквивалентно 0,13% ВВП. К 2025 году поставлена задача увеличить этот показатель до 1% ВВП.

Между тем в развитых странах объем финансирования науки значительно выше: в США он составляет 3,1% ВВП, в Германии – 3,2%, в Корее – 4,6%.

За 10 лет казахстанская наука получила около 738 млрд тенге. Из них до КаздорНИИ дошло только… 60 млн тенге.

В то же время в процессе экс­плуатации автомобильная дорога подвергается воздействию многократно повторяющихся нагрузок, а также влиянию природно-климатических условий. И необходимо законодательно закрепить нормативное финансирование науки, считают специа­листы. Это позволит внедрять новые технологии и переходить на международные стандарты.

Построить дорогу – половина дела, ее еще надо содержать! Если вовремя не ремонтировать и неправильно ее обслуживать, полотно быстро разрушается. К слову, легковые машины прак­тически не портят покрытие, в отличие от грузовых.

– Автомобильные дороги проекти­руются под разрешенные нагрузки грузового транспорта, в Казахстане это максимум 13 тонн на одну ось. Однако при эксплуатации казахстанские трассы разрушаются от большегрузов, которые зачастую в полтора-два раза превышают допустимые нагрузки на ось. Необходимо усилить транспорт­ный контроль, – считает Арман Каирбеков.

В свою очередь водители большегрузов «переводят стрелки» на самих дорожников. Мол, строить изначально нужно лучше, из-за плохих дорог нам, водителям, приходится тратиться на ремонт своих авто. Словом, у каждого своя правда.

Между тем, по данным Нацио­нальной кооперативной исследовательской программы (NCHRP-США), своевременный уход за автомобильной дорогой позволяет сократить в 3–4 раза затраты на ее восстановление.

Казахстан – огромная страна с разными климатическими усло­виями, соответственно, и нагрузки на дороги разные. И чтобы содержать их в нормальном состоя­нии, в них нужно вкладывать.

В этой связи необходимо довести средства на содержание автомобильных дорог до нормативного финансирования, а также пересмотреть сами расценки, считают в Национальном центре качества дорожных активов. Ведь за годы независимости дорожно-строительная отрасль страны существенно модернизировалась.

Построено и реконструировано огромное количество автомобильных дорог. На сегодняшний день все областные центры соединены между собой. Ремонтом охвачено 4 тыс. км республиканских трасс, планируется ввести в эксплуатацию еще 290 км и обеспечить проезд на протяжении 536 км. И все это нужно беречь и приумножать.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Пострадавшие благодарят за помощь
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Китай любит тишину
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]