
Глава государства обозначил в Послании главные ориентиры развития образования – завершить формирование передовой национальной образовательной системы и продолжить улучшение качества получаемых учащимися знаний. Это потребует огромного напряжения сил, высочайшей организованности, эффективной координации процесса. Прежде всего необходимо сформировать базу поддержки не только педагогического сообщества, но и широкой общественности, ведь программа развития образования, обозначенная Президентом, может быть материализована только при активном содействии общества.
Педагогическая общественность убеждена, что понятия «аттестация вуза» и «качество образования» должны быть разделены. Вуз может соответствовать аттестационным формальным признакам и в то же время не соответствовать требуемым качественным характеристикам предлагаемого им образования. Вот пример. В декабре прошлого года наш университет проходил государственную аттестацию. На заседании ученого совета председатель комиссии сказала: «…считайте это не проверкой, а повышением квалификации». И она права.
Мы благодарны комиссии за высокий профессионализм и принципиальность, позволившие нам увидеть свои недочеты. И все же она не смогла бы ответить на вопросы: почему ЖГТУ и его выпускники востребованы в нашей области? Почему школы и колледжи охотно сотрудничают с нами? Почему жамбылские предприятия и учреждения соглашаются открывать у себя филиалы кафедр нашего университета? Не смогла бы, так как эти ответы не связаны с количеством учебных площадей, с числом студентов на одного преподавателя или распределением студентов по формам обучения.
К составным элементам образовательной деятельности, которые входят в понятие «качество образования», можно и нужно отнести прежде всего содержание образования по специальностям и направлениям. Необходимо четкое представление о том, что должно составлять содержание образования, какие дисциплины, включенные в учебные планы, будут входить в комплексы обязательных или элективных дисциплин, а какие вуз, исходя из своих возможностей, может предложить студентам в качестве дополнительных предметов.
В понятие «качество образования» должно входить качество рекомендуемых студентам учебных программ, учебников, учебных пособий, дидактических, методических материалов. В систему национальной оценки качества образования должно быть включено качество работы преподавательского состава вуза. Значительную роль здесь должно играть и качество организации научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов, позволяющей им приобрести навыки поиска и обработки информации, самодисциплины и ответственности.
Формированию передовой национальной образовательной системы мешает стереотип веры в непоколебимость государственных стандартов. В последние годы педагоги все чаще спрашивают: а нужны ли вообще стандартные программы? Что вынуждает наше министерство так упорно требовать от преподавателей составления многостраничных рабочих учебных программ, которыми редко кто пользуется? Разумеется, некоторый согласованный набор материала для программ нужен (с привлечением на конкурсной основе ученых, которые смогут отобрать самое необходимое для молодежи, чтобы поддержать высокий уровень требований). Однако государственный образовательный стандарт, на наш взгляд, консервирует содержание образования на некотором уровне, который быстро устаревает в наше стремительное время.
Вот почему мне так близка и понятна идея Главы государства, высказанная в Послании, о переходе университетов к академической и управленческой автономии. Это сегодня – необходимость, продиктованная важностью ориентации высшего образования на глобализующийся рынок труда.
Присоединение нашей республики к Болонскому процессу означает ее согласие на те изменения, которые предлагает Великая хартия университетов. В ней автономия названа одним из фундаментальных принципов вузов: университет является автономным учреждением, лежащим в основе обществ, по-разному организованных в соответствии с особенностями географии и историческими традициями; он создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения.
Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления. Данное определение предусматривает серьезные изменения в системе отечественного образования, ведь оно предполагает переход многих вузов к новой организационно-правовой форме – автономным образовательным организациям. Это вызывает уже сейчас неоднозначное отношение к происходящему вузовского профессорско-преподавательского корпуса, научной общественности, и потому вопросы развития вузовской автономии сегодня активно обсуждаются. А если подойти к этой проблеме с другой стороны?
Трансформация вузов из жестко иерархических замкнутых структур в открытые и динамичные институты, действующие на основе принципа разделения функций управления, укрепления самостоятельности в осуществлении их уставной деятельности, давно стала международной тенденцией. Автономия вузов стала определенной формой взаимосвязи между высшими учебными заведениями и органами власти всех уровней, а также обществом. Актуализация этой проблемы обусловлена рядом факторов, создающих предпосылки для развития самостоятельности вузов в нашей стране. Университеты с момента их образования в Европе традиционно обладали значительной автономией, обусловленной в первую очередь невозможностью жесткого контроля и регулирования интеллектуального труда. Высокий уровень динамики социальной среды сегодня требует от вузов оперативно и гибко взаимодействовать с экономическим, социальным и культурным окружением. Возрастание неопределенности как ключевой характеристики рыночной среды диктует повышение самостоятельности всех субъектов общественной жизни, в том числе вузов.
Общая тенденция развития университетов – их укрупнение – привела к превращению вузов в крупные полиструктурные комплексы, управление которыми неэффективно без широкого делегирования полномочий и ответственности. Возрастание региональной роли вузов неизбежно ведет к необходимости расширения их полномочий для наиболее адекватного отражения специфических особенностей региона, его географического положения, социальных и демографических условий.
Современная зарубежная концепция автономии и академических свобод считает их необходимым условием существования вузов, независимо ни от их статуса, ни от экономических, ни от политических властей. Усиливая автономию вузов, правительства надеются создать благоприятные условия для повышения качества образования, развития способности студентов к созиданию и творчеству. И с этим невозможно не согласиться. Однако предоставление автономии только национальным университетам в нашей стране может значительно затянуть процесс модернизации. Убежден, подобная автономия на первом этапе должна быть предоставлена всем учебным заведениям, имеющим статус университетов. И даже некоммерческим, хотя бы в качестве эксперимента. Успешное его осуществление позволило бы Министерству образования и науки определить реальную траекторию их развития.
Дальнейшее развитие науки, образовательных программ невозможно без развития демократии. Она не может быть экспортным лозунгом, она должна стать стилем, образом жизни научного и академического сообществ. Власть административная не должна превалировать над властью духовной, сила интеллекта должна быть выше административной конъюнктуры. Ведь университеты как продукт мировой цивилизации традиционно даже в самые сложные времена были островками свободы и независимости духа. Только автономия университетов, их экономическая самостоятельность и самостоятельность в формировании содержания образования создадут условия, определяющие качество подготовки специалистов, их творческий потенциал и объективно превратят вузы в субъекты рынков образовательных услуг, где их равноправными партнерами выступят государство, другие образовательные учреждения, студенты, их родители и работодатели.
За счет повышения качества образовательных услуг мы сможем повысить и рейтинг нашей системы образования в мировом образовательном пространстве, а также превратить подготовленных нами специалистов в реальную силу, которая примет самое действенное участие в осуществлении Стратегии «Казахстан-2050».
Жомарт КОШКАРОВ,
ректор Жамбылского гуманитарно-технического университета, Тараз