Без остановок, как часы

969
История

Порт Актау расположен на восточном побережье Каспийского моря и является пока единственным морским портом Казахстана, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.

История порта начинается в далеком 1963 году. Его появление сделало возможным реализацию таких проектов, как строительство атомной электростанции, заводов химической промышленности, а также самого города Шевченко (ныне – Актау). В те времена большая часть перевозок через порт приходилась на нефть (он изначально создавался как танкерный), перевозка же сухих грузов не превышала и 300 тыс. тонн в год. При обретении РК независимос­ти порт Актау стал важным транспортным узлом, связывающим между собой страны бассейна Каспия, и принял стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса суверенного Казахстана. Правда, в течение нескольких лет в порту было затишье, и лишь, начиная с 1995 года объемы перевозок здесь стали стабильно расти – на экс­порт пошли металл и нефть от «Тенгизшевройл». В 1999 году морской порт Актау провел полную реконструкцию. Это и стало поворотным этапом в истории его развития.

Сегодня порт полностью интегрирован в международные транспортные коридоры – Новый шелковый путь и Транскас­пийский международный транспортный маршрут (Китай–Турция–Европа).

Выгода – в расположении

Природно-климатические условия Мангистау обуславливают режим работы порта. С одной стороны, он незамерзающий, способный вести свою деятельность круглогодично, а с другой – из-за сильных ветров в зимний период очень часто возникают штормовые ситуации. В этой связи приходится выстраивать производственный процесс максимально жестко, чтобы рационально использовать каждый час.

– Расположение порта на пересечении нескольких транспорт­ных коридоров имеет стратегическое значение для государства. Наращивание портовых мощнос­тей вскоре позволит Казахстану стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков в рамках мировых стратегических программ. Главой государства перед портом поставлены важные задачи в рамках интеграции нашей страны в международные транспортно-коммуникационные потоки, – говорит президент АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев.

5807bc57110501476901975.jpeg

Новые подходы – быстрый результат

На сегодня максимальная пропускная способность порта – 17,6 млн тонн грузов в год. Максимальная же пропускная способность сухогрузных причалов – 2,5 млн тонн. Основной объем перевалки через эти причалы приходится на металл, строительные материалы и зерно.

За 9 месяцев нынешнего года Актауским международным морским торговым портом обработано свыше 4 млн 149 тыс. тонн сухих и нефтеналивных грузов. Общая перевалка нефти и нефтепродуктов составила 1 млн 723 тыс. тонн, сухих грузов – 1 млн 706 тыс. тонн.

На фоне снижения объемов перевалки нефти (она все больше уходит « в трубу», и все меньше ее перевозят танкеры), наблюдается рост по металлу, зерну и паромным перевозкам. К слову, способность порта по перевалке металла стала возможной за счет технологичес­ких изменений.

Отдельно стоит остановиться на паромных грузах в направлении Баку – Актау. Только за сентябрь через порт прошли 1 377 автомобилей, тогда как за весь прошлый год их было не более 800. Всего же с начала года обработано больше 8 тыс. единиц большегрузных автомашин. Это в 13 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объемов перевалки большегрузных автомашин через паромный комплекс стало возможным благодаря внедрению принципа «одного окна» в порту Актау и взаимодействию с азербайджанскими коллегами.

5807bc61676b91476901985.jpeg

Сегодня оформление транзитной декларации и согласование с контролирующими службами осуществляется портом в круг­лосуточном режиме. Время выезда первой машины из порта после прихода судна не превышает 2,5 часа. Это позволяет в рабочем режиме обрабатывать более 1 000 единиц колесной техники в месяц. Потенциально же порт готов обрабатывать в два раза больше. На сегодня в рамках «одного окна» таможня, пограничная служба, другие контролирующие государственные органы осуществляют свои функции круглосуточно. На такой же режим работы переведен и склад временного хранения, и отделение АО «Казпочта», где доступны обмен валюты, оплата услуг, осуществление денежных переводов.

Работая над улучшением услуг по обработке автомобильных паромных грузов, порт Актау тес­но взаимодействует с Азербайджанским каспийским морским пароходством и портом Баку. В настоящее время рассматривается возможность интеграции информационных систем обоих портов для более эффективной реализации принципа «одного окна».

Теперь пойдем на север

Порт не только увеличивает мощности, но и расширяется. Проект по северному расширению начался в 2006 году. Его стои­мость составляет 38 млрд тенге. В результате пропускная способность порта увеличится с нынешних 17,6 до почти 20 млн тонн. Следует отметить, что Актауский северный морской терминал – отдельный субъект хозяйственной деятельности. Это совместное предприятие, в котором порт имеет 10% акций, еще 30% принадлежит компании «КТЖ экспресс» и 60% – инвесторам, которые участвуют в строительстве.

Проект расширения включал в себя три этапа: строительство защитных гидротехнических сооружений, проведение дноуглубительных работ и строительство сухогрузных терминалов. Последний этап уже завершен. На северном терминале ведутся работы по приему зерна и генеральных грузов.

5807bc7e32aab1476902014.jpeg

Сегодня в порту созданы все условия для его успешного функ­ционирования, а портовики могут воспользоваться многими социальными возможнос­тями, которые предоставляет предприятие. К примеру, недавно здесь начала действовать программа фондирования жилья. По этой программе сотрудники порта смогут покупать жилье под низкие проценты. Программа заключается в том, что предприятие кладет деньги на депозит в одном из банков, а тот, в свою очередь, выдает жилищные займы портовикам. Это позволит многим сотрудникам приобрести собственное жилье.

Сейчас порт ищет и находит новые контракты, привлекает новые грузы. А портовики уверенно смотрят в будущее.

5807bc8b410431476902027.jpeg

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]