Без остановок, как часы
История

Порт Актау расположен на восточном побережье Каспийского моря и является пока единственным морским портом Казахстана, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.

История порта начинается в далеком 1963 году. Его появление сделало возможным реализацию таких проектов, как строительство атомной электростанции, заводов химической промышленности, а также самого города Шевченко (ныне – Актау). В те времена большая часть перевозок через порт приходилась на нефть (он изначально создавался как танкерный), перевозка же сухих грузов не превышала и 300 тыс. тонн в год. При обретении РК независимос­ти порт Актау стал важным транспортным узлом, связывающим между собой страны бассейна Каспия, и принял стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса суверенного Казахстана. Правда, в течение нескольких лет в порту было затишье, и лишь, начиная с 1995 года объемы перевозок здесь стали стабильно расти – на экс­порт пошли металл и нефть от «Тенгизшевройл». В 1999 году морской порт Актау провел полную реконструкцию. Это и стало поворотным этапом в истории его развития.

Сегодня порт полностью интегрирован в международные транспортные коридоры – Новый шелковый путь и Транскас­пийский международный транспортный маршрут (Китай–Турция–Европа).

Выгода – в расположении

Природно-климатические условия Мангистау обуславливают режим работы порта. С одной стороны, он незамерзающий, способный вести свою деятельность круглогодично, а с другой – из-за сильных ветров в зимний период очень часто возникают штормовые ситуации. В этой связи приходится выстраивать производственный процесс максимально жестко, чтобы рационально использовать каждый час.

– Расположение порта на пересечении нескольких транспорт­ных коридоров имеет стратегическое значение для государства. Наращивание портовых мощнос­тей вскоре позволит Казахстану стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков в рамках мировых стратегических программ. Главой государства перед портом поставлены важные задачи в рамках интеграции нашей страны в международные транспортно-коммуникационные потоки, – говорит президент АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев.

5807bc57110501476901975.jpeg

Новые подходы – быстрый результат

На сегодня максимальная пропускная способность порта – 17,6 млн тонн грузов в год. Максимальная же пропускная способность сухогрузных причалов – 2,5 млн тонн. Основной объем перевалки через эти причалы приходится на металл, строительные материалы и зерно.

За 9 месяцев нынешнего года Актауским международным морским торговым портом обработано свыше 4 млн 149 тыс. тонн сухих и нефтеналивных грузов. Общая перевалка нефти и нефтепродуктов составила 1 млн 723 тыс. тонн, сухих грузов – 1 млн 706 тыс. тонн.

На фоне снижения объемов перевалки нефти (она все больше уходит « в трубу», и все меньше ее перевозят танкеры), наблюдается рост по металлу, зерну и паромным перевозкам. К слову, способность порта по перевалке металла стала возможной за счет технологичес­ких изменений.

Отдельно стоит остановиться на паромных грузах в направлении Баку – Актау. Только за сентябрь через порт прошли 1 377 автомобилей, тогда как за весь прошлый год их было не более 800. Всего же с начала года обработано больше 8 тыс. единиц большегрузных автомашин. Это в 13 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объемов перевалки большегрузных автомашин через паромный комплекс стало возможным благодаря внедрению принципа «одного окна» в порту Актау и взаимодействию с азербайджанскими коллегами.

5807bc61676b91476901985.jpeg

Сегодня оформление транзитной декларации и согласование с контролирующими службами осуществляется портом в круг­лосуточном режиме. Время выезда первой машины из порта после прихода судна не превышает 2,5 часа. Это позволяет в рабочем режиме обрабатывать более 1 000 единиц колесной техники в месяц. Потенциально же порт готов обрабатывать в два раза больше. На сегодня в рамках «одного окна» таможня, пограничная служба, другие контролирующие государственные органы осуществляют свои функции круглосуточно. На такой же режим работы переведен и склад временного хранения, и отделение АО «Казпочта», где доступны обмен валюты, оплата услуг, осуществление денежных переводов.

Работая над улучшением услуг по обработке автомобильных паромных грузов, порт Актау тес­но взаимодействует с Азербайджанским каспийским морским пароходством и портом Баку. В настоящее время рассматривается возможность интеграции информационных систем обоих портов для более эффективной реализации принципа «одного окна».

Теперь пойдем на север

Порт не только увеличивает мощности, но и расширяется. Проект по северному расширению начался в 2006 году. Его стои­мость составляет 38 млрд тенге. В результате пропускная способность порта увеличится с нынешних 17,6 до почти 20 млн тонн. Следует отметить, что Актауский северный морской терминал – отдельный субъект хозяйственной деятельности. Это совместное предприятие, в котором порт имеет 10% акций, еще 30% принадлежит компании «КТЖ экспресс» и 60% – инвесторам, которые участвуют в строительстве.

Проект расширения включал в себя три этапа: строительство защитных гидротехнических сооружений, проведение дноуглубительных работ и строительство сухогрузных терминалов. Последний этап уже завершен. На северном терминале ведутся работы по приему зерна и генеральных грузов.

5807bc7e32aab1476902014.jpeg

Сегодня в порту созданы все условия для его успешного функ­ционирования, а портовики могут воспользоваться многими социальными возможнос­тями, которые предоставляет предприятие. К примеру, недавно здесь начала действовать программа фондирования жилья. По этой программе сотрудники порта смогут покупать жилье под низкие проценты. Программа заключается в том, что предприятие кладет деньги на депозит в одном из банков, а тот, в свою очередь, выдает жилищные займы портовикам. Это позволит многим сотрудникам приобрести собственное жилье.

Сейчас порт ищет и находит новые контракты, привлекает новые грузы. А портовики уверенно смотрят в будущее.

5807bc8b410431476902027.jpeg

Популярное

Все
Берик Алибай: сегодня его работы украшают самые лучшие коллекции мира
В Сибири казахское сокровище тазы дает уроки милосердия и любви
Как я училась правильно замуж ходить
Девяностолетние дедушки говорят о кражах. Но не совсем обычных. О традиции красть невест
В Алматы прошла выставка-ярмарка голубей Семиречья
Должны ли банки отвечать за «дыры» в своей системе безопасности?
Вместо тоя – в больницу
Живая книга в детских руках
Нам нужна стабильность
Коалиция конструктивизма
Не обезьянья жизнь…
Во имя будущего
Ночные мелодии домбры
Привычка страдать
На проводе Семипалатинск
Игры номадов в Казахстане
Объединиться вокруг прогрессивных реформ
Парадокс
Щебень преткновения
Просто бизнес
Единовременную выплату ко Дню пожилых людей получат пенсионеры в Казахстане
На прощание аким, видимо разозлившись, заявил: «В следующем году у нас будут выборы акима, пусть поставят другого человека, может, он быстрее сделает»
Выдворение из Казахстана российского хирурга прокомментировали в МВД
Около 150 тысяч россиян выехали из Казахстана за две недели
Напал на гида на Кольсае: вокруг певца Торегали Тореали вновь разгорается скандал (видео)
Токаев о фейках и кибератаках: Определенные внешние силы намерены посеять смуту в Казахстане
Новую банкноту номиналом 20 тысяч тенге выпустил Нацбанк
Девочка, обвинявшая родственников в сексуальном насилии, покончила с собой
Президент Токаев: В мире наблюдается беспрецедентное геополитическое обострение
Певца Торегали Тореали взяли под стражу
Компромисс между художником и властью
Пробки в городе объяснили в ДП Астаны
Президент открыл памятник Мухтару Ауэзову и Кайыму Мухамедханову в Семее
Учитель из Великобритании полюбил Алматы и казахский язык
Партия "Ауыл" выдвинула своего кандидата в президенты
Асел Жанасова освобождена от должности вице-министра
Тариф на отопление и горячую воду повысится с 1 октября в Караганде
Токаев поздравил казахстанских учителей с профессиональным праздником
Премьер провел заседание Комиссии по демонополизации экономики
О ситуации в городе из-за притока россиян рассказали в маслихате Астаны
Продолжить традицию китайско-казахстанских отношений и открывать новые возможности
Указ Президента Республики Казахстан
Ракета с космическим кораблем напугала казахстанцев – видео
Где и во сколько смотреть трансляцию поединка Головкин – "Канело"
Торговля людьми: более 20 преступлений выявили полицейские Казахстана
Объявлены новшества ЕНТ-2023
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 14 сентября
Когда столица Казахстана вновь станет Астаной
Реформатор с большой буквы
Об отправленных в Россию вертолетах высказался глава МЧС
Археолог Андрей Астафьев обнаружил в Мангистау древнейший торговый ремесленный центр
Почти на 10 млрд тенге снизили тарифы на комуслуги в 12 регионах
Мусин заехал по "старой доброй привычке" без предупреждения в ЦОН и рассказал, что его там ждало
Закон Республики Казахстан
Наплыв россиян в Казахстан объяснили в МВД РК
«Точечные эксперименты» градостроительства
Тарифы страховых выплат пострадавшим от медиков пациентам предложил Минздрав
Указ Президента Республики Казахстан
Позицию Казахстана по референдумам в ЛНР и ДНР обозначили в МИД РК
Правительство полностью потеряло контроль над развитием угольных шахт Караганды – депутат

Читайте также

Статьи
Голос эпохи
Статьи
Щебень преткновения
Статьи
На проводе Семипалатинск
Статьи
Во имя будущего

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]