Владельцы автозаправочных станций Шымкента и Туркестанской области решили создать консорциум «Халык АЗС». Официальный представитель этой структуры Кирилл Павлов рассказал нам о том, как ее создание отразится на конечной стоимости горючего.
– Кирилл, что подвигло владельцев автозаправочных станций забыть про конкуренцию и объединиться?
– Понимание и ощущение того, что вместе можно хоть чего-то добиться. Каких-то перемен к лучшему, которые позволят вести нормальный бизнес, без всяких «левых» схем. Владельцы АЗС сейчас оказались загнанными в угол, и кое-кто даже стал продавать свои заправки. Согласитесь, это тревожный сигнал.
Многие владельцы АЗС последние два-три года работали практически «в ноль», без прибыли. На этом фоне кооперация в форме консорциума видится единственным выходом, позволяющим отстоять свой бизнес, свое право заниматься цивилизованным сбытом нефтепродуктов, а не хитрить и не выгадывать, стремясь обойти многочисленные искусственно созданные препоны.
– Чего добиваются инициаторы консорциума, какие цели и задачи ставят перед собой?
– У организаторов консорциума задача одна – они хотят справедливости, правильного и честного распределения объема ГСМ на рынке. Чтобы не было такого, что мы наблюдали все последние годы.
Владелец АЗС, подавая заявку нефтеперерабатывающему заводу на определенный объем горючего, желает получать его планомерно в течение заявленного месяца, а не покупать бензин на черном рынке, давая при этом взятки «нужным людям».
Мы стремимся добиться равного доступа всех участников рынка к объемам продукции казахстанских НПЗ – постоянных одинаковых условий абсолютно для всех АЗС, а не только для избранных. Обеспечить всем возможность приобретать топливо напрямую от производителя.
Мы уверены, что при соблюдении этих требований выиграют все, кроме «теневых» перекупщиков и их хозяев, поставивших мелкие АЗС в немыслимые условия. Дайте нам такой же доступ к рынку, как и привилегированным участникам, и цены на ГСМ в регионе упадут!
– Кто вошел в состав консорциума «Халык АЗС»?
– Владельцы небольших АЗС, разрозненные предприниматели. Каждый из них в одиночку пробивает себе дорогу, по сути дела, выживая.
– Что или кто мешал их нормальной работе?
– Была такая ситуация. АЗС в среднем продает от пятисот до тысячи тонн солярки или бензина. Заявка на топливо подается заводу в таком объеме. А отпускают 10–20 тонн – не больше. После январских событий начали понемногу добавлять объемы. Но все понимают – это по-прежнему подачка.
На НПЗ же ссылаются на отсутствие объемов, хотя они есть, но на корню выкуплены крупными и очень крупными компаниями. Их в Казахстане можно пересчитать на пальцах одной руки. И все они связаны с одним известным ТОО.
В итоге получается, мы вынуждены покупать горючее либо у крупных сетей, которые тоже связаны с тем самым ТОО, либо довольствоваться минимальным объемом, который тебе с барского плеча отпустят на заводе.
На днях промелькнула информация, что антимонопольный комитет нашел у них элементы ценового сговора при сбыте газового топлива для автомобилей.
Ничего удивительного, ведь между собой в узком кругу всегда договориться проще. Сложилась такая ситуация, что заявки собственников единичных АЗС отклонялись под разглагольствования про свободный рынок, конкуренцию и прочие красивые словеса. По сути, предпринимателям давали объемы, позволяющие лишь сводить концы с концами, выдавать зарплату, оплачивать коммунальные услуги и все. На развитие ничего не оставалось.
Последний год практически все мелкие АЗС работали без прибыли. Плюс еще присутствовали некие коррупционные моменты, которые недоказуемы сейчас. Даже чтобы купить на черном рынке топливо, надо было кое-кому определенную сумму занести в конвертике.
Все это и стало той критической массой проблем, которая, накопившись, потребовала какого-то решения. Вплоть до обращения к Президенту страны.
– Какова сегодня ситуация в сфере АЗС Шымкента и Туркестанской области? Что из себя представляет эта «ниша» потребления в сегменте обеспечения ГСМ?
– Эти заправки всегда удерживали клиентов разницей в 1–2 тенге за литр горючего. То есть речь идет о достаточно большом количестве заправок, которых гораздо больше, чем привилегированных. И это вселяет в меня уверенность в то, что предприниматели смогут добиться пересмотра правил игры.
Здесь в отличие от привилегированных игроков договориться невозможно. Пятьсот АЗС – это 500 собственников, а выигрывает все равно конечный потребитель.
– Чего ждать рядовому автомобилисту от деятельности консорциума? Есть шанс, что стоимость бензина и дизтоплива пойдет на снижение?
– Конечный потребитель получит удешевление того же бензина на три-пять, а то и все семь тенге за литр. Когда это произойдет и случится ли это, зависит от того, откликнется ли власть на те предложения, которые выдвигает консорциум. Хотя решить поставленные проблемы можно за считанные дни.
Но, естественно, прогнозировать исход переговоров я не берусь. Если убрать прослойки посредников на пути горючего от завода до автомобилиста, то конечный потребитель однозначно будет покупать топливо дешевле. Очень сильно на это надеюсь, если честно.
Беседовала Любовь Доброта