
Его участницами стали десятки женщин из Курганской, Оренбургской, Челябинской областей России, а также Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей Казахстана.
В холле Костанайской областной филармонии гостей встречала выставка, которую организовали местные предпринимательницы. Как оказалось, сфера женских бизнес-интересов огромна: это мода и декор, производство хлебобулочных и кондитерских изделий, мясной и молочной продукции, IT-технологии, туризм и многое другое.
Как отметила заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, мероприятие проходит в год 20-летия Астаны. Именно из главного города страны исходят знаковые инициативы, направленные на решение актуальных вопросов. Одной из них и стало проведение форума женщин приграничных регионов.
Сегодня в Казахстане, в том числе в рамках ЕАЭС, настойчиво и последовательно работают над укреплением контактов предприятий малого и среднего бизнеса республики с коллегами из приграничных с Россией областей. Немаловажная роль в этом процессе отводится женщинам-предпринимателям, которые возглавляют полмиллиона небольших и средних компаний. Ими уже создано около миллиона рабочих мест, чему способствуют «Дорожная карта бизнеса-2020», Программа продуктивной занятости и развития массового предпринимательства, другие программы международных финансовых институтов и фонда «Даму».
По словам заместителя руководителя управления предпринимательства и промышленности Костанайской области Розы Горянной, деловые женщины успешно развивают свой бизнес. И с каждым годом направлений становится все больше. Одно из них – сфера туризма, которому на форуме было уделено особое внимание.
Своим опытом поделились как казахстанские, так и российские предпринимательницы. Для кого-то этот бизнес стал основой развития на селе социальных инициатив, для кого-то – сельского предпринимательства. Многие участницы отметили, что каждый туристический объект оборачивается новыми рабочими местами, возможностью не просто удержать на малой родине сельчан, но и привлечь молодежь. Ставки делаются на такие направления, как народные ремесла, агроэкотуризм.
Пока сложность составляет развитие инфраструктуры. Облегчить задачу способно ускоренное расширение сети придорожного сервиса.
К примеру, директор ТОО «АСК-профит» Айгуль Сейтжапарова из Актюбинской области уже завершает в одном из пригородов строительство кемпинга «А» класса – самого высокого по казахстанской градации. Здесь будет не только АЗС и магазинчик, но и гостиница, кафе, СТО, автомойка для грузовиков, а в планах – строительство и общественной бани. Предпринимательница считает, что это перспективное направление, тем более что поток транзитного транспорта растет и потребность в подобных придорожных услугах очень высока.
В сельской местности подобный комплекс может послужить точкой роста, оказывая серьезное влияние не только на число рабочих мест, но и общее благосостояние поселка за счет налоговых отчислений и спонсорской помощи.
Еще одной важной темой в рамках форума стало обсуждение социальной ответственности бизнеса. В женском секторе предпринимательства благотворительность и меценатство нередки и порой проявляются в самых разных и даже неожиданных формах.
– Наша компания занимается поставками игрушек и мебели для детских садов, – рассказала директор торгового дома «Игрушка» Лилия Ершова из Челябинской области. – Несколько лет назад мы запустили собственное производство игровых костюмов «Город профессий» для ранней профориентации детей дошкольного возраста. Стимулируем педагогов детских садов на создание специальных профориентационных программ, выступая в роли организаторов различных конкурсов.
Как отметила Лилия Ершова, для их компании производство костюмов – это как раз та социальная часть (love-бренд), где главное – не получить прибыль, а оказать влияние на решение какого-то конкретного вопроса.
Приграничный форум стал эффективной площадкой для обмена опытом, наработками, инструментами, отметили его участники.