
В регионе начал действовать штаб по вопросам обеспечения и координации действий по перевозке, отгрузке зерна и продуктов его переработки, поставки зерновозов на хлебоприемные предприятия. А хорошим подспорьем в его работе является созданный при нем сall-центр, куда со своими вопросами и проблемами могут обратиться предприниматели. Об этом на брифинге, прошедшем по инициативе Палаты предпринимателей Акмолинской области, проинформировали перевозчиков – представителей регионального отделения грузовых перевозок АО «Қазақстан темір жолы», АО «Астыктранс», АО «KTZE Кокшетау» и сельхозтоваропроизводителей.
Надо сказать, что в прошлом году у грузоотправителей были сложности при оформлении документов, и они неоднократно высказывали нарекания о работе ХПП по приемке зерна, сушке, очистке и отгрузке. Немало жалоб было и в адрес железной дороги – остро ощущалась нехватка зерновозов. Во многом из-за этого акмолинские аграрии в прошлом году своевременно не могли сбыть свой урожай, терпя большие убытки.
– Для решения этих вопросов в ноябре 2017 года между НПП РК «Атамекен» и АО «КТЖ-Грузовые перевозки» было подписано соглашение о сотрудничестве в организации перевозок сельхозпродукции на внутриреспубликанском и экспортном сообщениях, – подчеркнул в своем выступлении директор РПП Тимур Нахипбеков. – А в целях бесперебойной транспортировки зерна и муки железнодорожным транспортом в июле был создан штаб по вопросам обеспечения и координации действий по перевозке, отгрузке зерна и продуктов его переработки. В него вошли представители заинтересованных госорганов и Палаты предпринимателей Акмолинской области.
Заместитель директора филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» – «Акмолинское отделение ГП» Балгабек Акпеисов заявил, что в нынешнем году обеспеченность подвижным тягловым и маневровым локомотивами не вызывает опасений. Отвечая на вопросы журналистов, он заверил, что его ведомство готово обеспечить аграриям перевозку в необходимых объемах.
– Вагонов у нас хватит, – уверенно заявил он. – Сейчас будем дополнительно рассматривать возможность привлечения белорусских, грузинских, азербайджанских зерновозов. Кроме того, планируем использовать крытые вагоны. Сейчас уже идет подвоз со стороны Китая. Также во время уборочной страды подвижным составом нас будут обеспечивать наши партнеры из России, Украины, Беларуси. Нами активно используются и контейнерные перевозки. С начала года было погружено более 1 070 вагонов, а это примерно 2 200 контейнеров. Хочу отметить, что это очень удобный вид перевозок. В целом же объемы наших грузоперевозок будут только увеличиваться.
Острая проблема, по мнению Балгабека Акпеисова, заключается в неравномерности месячных планов на отгрузку зерна от грузоотправителей. В первую декаду, к примеру, отгрузка вообще не производится или составляет не более 10% от месячного объема, во второй декаде – 20–30%, а львиная доля выпадает на третью декаду. Справиться с такими нагрузками бывает очень сложно. А причина банальна – оплата от покупателей поступает поздно, как правило, в конце месяца.
Журналистов очень интересовала еще одна из актуальных проблем нынешней жатвы – это повышенная влажность зерна. Особое значение в связи с этим приобретают вопросы приемки, сушки, хранения и отгрузки зерна хлебоприемными предприятиями. В ответ на заданные вопросы руководитель отдела земледелия облсельхозуправления Ержан Бектуров информировал, что нынче в регионе планируется собрать более 5,5 млн тонн зерна и, несмотря на дожди, 82% посевных площадей находится в хорошем состоянии. Для хранения зерна в регионе лицензировано 67 ХПП, имеются 4,4 млн тонн емкостей для хранения, 240 зерносушилок.