Семинар, организованный Министерством информации и коммуникаций, Министерством финансов, а также Финансовой академией при МФ РК совместно с учебным центром «Зерде» для представителей отечественного масс-медиа, продлится пять дней, в течение которых участники ознакомятся с новыми тенденциями глобальной информационной среды, расширят знания в области информационной безопасности и финансовой компетентности.
В своем выступлении перед участниками семинара министр информации и коммуникаций Даурен Абаев отметил, что в настоящее время на глобальном рынке информации монополия государства и крупных транснациональных компаний постепенно сходит на «нет». В этих условиях необходимо постоянно совершенствовать механизмы эффективных коммуникаций, обеспечивающих тесную связь с населением. На это особо обращает внимание Глава государства.
Он также отметил, что в числе современных тенденций – повышенный интерес к негативной событийности со стороны пользователей информационных коммуникаций.
– Это новая информационная реальность. И для эффективной работы в этих условиях госорганам необходимо подавать качественную, понятную и интересную людям информацию. Быть максимально оперативным, работать в информационном плане на опережение, выстраивая доверительные контакты с людьми, – отметил министр.
Раскрывая тематику семинара, заместитель руководителя канцелярии Премьер-Министра Ержан Бабакумаров в свою очередь отметил актуальность и важность роли СМИ в обеспечении более широкого контакта между государством и обществом.
– Сегодня экономика нашей страны переживает непростой период адаптации к условиям новой реальности, значительный этап которой страна преодолела успешно. В текущем году в экономике наметилась позитивная тенденция к росту. И все эти факторы нужно уметь оперативно и грамотно доводить до людей, – сказал Е. Бабакумаров.
Как считают эксперты, под мощным воздействием новых коммуникативных систем сегодня родилась культура «виртуальной реальности». Власть виртуального мира изменяет тип человеческого сознания, духовный мир, систему ценностей и социальных отношений. Виртуальный дизайн перестраивает психофизиологическую систему человека, приучая его получать информацию в невербальном виде, мышление и коммуникации – не в форме логической конструкции, а энергетическими квантами, визуальным образом. При этом увеличение объема информации и скорость ее распространения повышает зависимость человека от социума, от управленческих структур.
Новые достижения в области информационно-коммуникационной техники, изменения на геополитической карте мира, сдвиги в экономике, политике и культуре оказывают воздействие на развитие медиакультуры. Эксперты отмечают, что трансграничные потенции масс-медиа следует умело использовать в интересах человека и человечества для диалогов и мирного решения возникающих проблем без «информационных войн» или «культурного колониализма».
По мнению руководителя службы экономических программ телеканала «Россия-24» Алексея Бобровского, в настоящее время для СМИ важно обладать высокой оперативностью, креативностью и профессиональностью в подаче информации, поскольку любой вакуум тут же может заполниться информацией обратного толка.
– В специфике экономической информатизации населения в силу объективных причин, к сожалению, нет четких критериев – что «хорошо» и что «плохо». Здесь постоянно приходится сталкиваться с вопросом: «хорошо или плохо – для кого?». Поэтому современным журналистам, освещающим экономические реалии, нужно быть компетентными и оперативными в освещении событий социально-экономической жизни страны, а также интеграционного пространства ЕАЭС в целом, – отметил спикер.
Общий акцент выступлений на семинаре был сфокусирован на том, что средства массовых коммуникаций стали мощными трансляторами ценностей общества потребления как мирового феномена. При этом мировые медиа зачастую становятся действенными инструментами реализации власти в тех политико-культурных пространствах, где ранее доминировали информационные институты национального государства. Все это, в сущности, имеет прямое отношение к нашей действительности и требует осуществления комплекса усилий концептуального и практического плана, позволяющих минимизировать негативные влияния глобальных тенденций и вызовов в информационной сфере, а также поднять связь государства и общества на иной качественный уровень.