Поводом для написания этой статьи послужила большая озабоченность сельхозтоваропроизводителей страны в связи с подготовкой к нынешнему посевному сезону.
Есть такое выражение у крестьян «весенний день год кормит». От того, как мы проведем весенне-полевые и посевные работы и какой получим урожай, зависит продовольственная безопасность страны, доступность и стоимость для населения продовольственных товаров и в целом уровень жизни каждой казахстанской семьи, поскольку большая часть доходов наших граждан, как известно, уходит на продукты питания.
Мы любим говорить, что сельское хозяйство в нашей стране должно быть драйвером экономики. Но на самом деле у нас для этого нет должных условий.
Во-первых, за предшествующие 4 года реализации Государственной программы развития АПК на 2017–2021 годы планировалось направить в отрасль более 2 трлн тенге, однако фактически выделено только 1,6 трлн тенге, то есть лишь 80% от необходимой суммы. Спрашивается, для чего мы принимаем государственные программы, если потом их сами не выполняем?
В рамках ВТО Казахстан имеет право субсидировать в аграрную отрасль на уровне 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. При этом фактическая господдержка в республике многие годы составляет 4–5%, что в 1,5–2 раза меньше, чем у наших основных партнеров по ЕАЭС – России и Беларуси.
А это, в свою очередь, влияет на конкурентоспособность казахстанской продукции, является одной из причин увеличения импорта сельхозпродукции.
Во-вторых, в ведущих аграрных странах министерство сельского хозяйства является стратегическим государственным органом, оно наделено необходимыми полномочиями для самостоятельного определения и реализации аграрной политики. А работа нашего Минсельхоза поставлена в зависимость от других министерств. В настоящее время все основные нормативные приказы министра сельского хозяйства согласовываются с Минфином, Минюстом, Миннацэкономикой, Министерством торговли и интеграции и другими госорганами. В 2020–2021 годах на согласование правил субсидирования, регламентов в ветеринарии, защите растений и так далее ушло от 20–30 дней до 7 месяцев (!). О каком оперативном управлении отраслью можно здесь говорить? Бюрократия и коррупция стали главным тормозом в развитии нашего сельского хозяйства.
В-третьих, в отличие от нас в аграрных ведомствах США, Канады, Австралии, России, Беларуси и других стран в основном состоят госслужащие, имеющие соответствующий опыт работы в сельскохозяйственном производстве. У нас же, в соответствии с требованиями госслужбы, в Минсельхозе могут работать сотрудники, «не отличающие пшеницу от ячменя». В указанных странах при министерствах организованы экспертные исследовательские центры и информационные системы, которые помогают определить приоритеты господдержки, оценить эффективность бюджетных программ и в целом принимать управленческие решения на уровне проектного менеджмента. Непрерывный рост производительности труда в сельском хозяйстве, урожайности и качества сельхозпродукции, постоянное повышение эффективности мер господдержки обеспечиваются за счет ускоренного развития аграрной науки, которая является неотъемлемой частью аграрной политики.
По сравнению с развитыми аграрными странами работа нашего Минсельхоза напоминает пожарную команду, героически борющуюся с последствиями возникающих то там, то здесь проблем в отрасли. У нас никогда не будет должного развития АПК, пока не изменятся система его управления, статус и содержание деятельности Министерства сельского хозяйства.
И в заключение хочу вернуться к важной на сегодняшний день теме готовности аграриев к предстоящему посевному сезону. Небывалая за 30 лет прошлогодняя засуха очень сильно ударила по агробизнесу. Нерыночные методы сдерживания роста цен на продовольственные товары, введение запретов и квот на их экспорт также ограничили доходы фермеров.
Уже сегодня видно, что на юге Казахстана снова будут проблемы с поливной водой. На севере, по данным научных организаций региона, запасы осенней влаги в почве на 10–15% ниже многолетних, зимних атмосферных осадков также на 13–30% меньше многолетней нормы. Следует отметить, что в этом году из-за финансовых затруднений многие сельхозтоваропроизводители не проводили на полях снегозадержание, что, несомненно, скажется на влагонакоплении почвы весной.
В сложившихся условиях нынешнего года как никогда важно оказать господдержку аграриям страны в полном объеме и качественно выполнить поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева, данные им на расширенном заседании Правительства, по созданию всех условий для хозяйств для своевременной подготовки к нынешнему посевному сезону.
На кредитование весенне-полевых работ в этом году в бюджете, как и в прошлом, заложено 70 млрд тенге. При этом в 2021 году только 13% сельхозтоваропроизводителей получили кредит и лишь 11% имели доступ к субсидиям. Считаем, что с учетом финансового состояния агроформирований необходимо увеличить объемы кредитования в два раза и довести их до 140 млрд тенге.