Депутат Мажилиса от фракции "Народные коммунисты" Айкын Конуров призывает принять антикризисные меры в связи с деградацией уровня отечественного образования и науки. С соответствующим депутатским запросом в адрес Премьер-министра он обратился на пленарном заседании Мажилиса, передает корреспондент
Kazpravda.kz.
"В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы. Мы считаем, что анализ реализации уже сделанного в сфере образования выполнен поверхностно. Формально все исполнено. Можно ли говорить о достижении главной цели?" - задался вопросом мажилисмен.
Он напомнил, что в программе развития образования на 2011-2020 годы ставилась цель улучшить результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях.
"Так, в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Казахстан должен был выйти на 40-45 место. Это и есть базовый показатель, поскольку он оценивает, по сути, фундаментальную подготовку учеников – в математике, естествознании, читательской грамотности. В итоге закончилось все досрочным прекращением действия госпрограммы. Вместо нее была принята новая, рассчитанная на 2016-2019 годы. Из нее данные целевые индикаторы исчезли", - констатировал Айкын Конуров.
По его информации, по итогам последнего рейтинга, наблюдается серьезное ухудшение результатов.
"Казахстан по математике на 54-м месте из 78 стран, по естествознанию и по читательской грамотности - на 69-м месте.На последних местах мы по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC). Реальность такова, что вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс. Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема – падение уровня подготовки молодых специалистов . Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится. В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв 5 позиций, по сравнению с 2018 годом", - сказал депутат.
Айкын Конуров отметил, что исторически преимуществом Казахстана были высококвалифицированные трудовые ресурсы, тотальная грамотность населения, но этот задел мы растеряли.
"Таким образом, государство само стимулирует отток талантливой молодежи за рубеж. Поскольку многие родители, осознавая масштабы деградации образовательной системы, отправляют детей за пределы Казахстана. Мы сами оставляем нашу страну без будущего, пока позволяем разрушать культ образования, поколениями бывший главной ценностью в казахстанских семьях. По уровню средней зарплаты Казахстан находится на 74-м месте в мире. На такие же позиции мы идем и по уровню грамотности. Несмотря на постоянный формальный рост расходов на образование и науку, мы движемся к положению страны с преобладанием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы, - считает Айкын Конуров.
Он подчеркнул, что фактически Казахстан откатывается в группу отстающих развивающихся стран, вместо того, чтобы двигаться в тридцатку лучших.
"Это очень тревожная тенденция, которую нельзя переломить технической программой. К тому же она продолжает генеральную линию предыдущих программ, предполагая постоянные изменения, попытку внедрения всевозможных мировых практик и моделей. Мы считаем,что нужно честно признать невыполнение главных целей двух предыдущих программ развития образования, и приступить к выработке антикризисных мер, способных остановить падение уровня грамотности и ухудшение общего качества образования", - сказал мажилисмен.