
– Димаш Габитович, 2020 год выдался неоднозначным для многих отраслей, в том числе для нефтегазового комплекса. Как экономическая ситуация в мире повлияла на деятельность национального оператора по магистральному нефтепроводу?
– Прошлый год скорректировал планы многих компаний не только в Казахстане, но и во всем мире. Пандемия негативно отразилась на деятельности нефтегазовой отрасли, произошло снижение спроса на энергоресурсы.
В апреле 2020-го Казахстан присоединился к обязательствам в рамках соглашения между странами – участницами ОПЕК+ по коллективному сокращению добычи нефти, которое направлено на восстановление баланса спроса и предложения, а также цен на нефть. Учитывая сложившуюся ситуацию, компания мобилизовала ресурсы и направила их на выполнение ключевой задачи – обеспечение бесперебойной и безопасной транспортировки нефти.
Кроме того, мы приложили все усилия для недопущения распространения COVID-19 среди работников компании и подрядных организаций. Для этого создана Команда управления кризисными ситуациями, ее решения были направлены на обеспечение стабильной работы производственных объектов. Благодаря совместным усилиям и слаженным действиям наших акционеров, государственных органов и подрядных организаций был организован оптимальный режим работы производственных и логистических процессов. Хочу отметить профессионализм наших работников в условиях кризисной ситуации, их неукоснительное соблюдение карантинных мер. Вместе мы смогли локализовать влияние пандемии и выполнили поставленные на 2020 год цели и задачи, о чем свидетельствуют итоговые результаты нашей деятельности.
– Как Вы оцениваете результаты прошлого года?
– Финансовые показатели продемонстрировали положительную динамику: консолидированная чистая прибыль компании увеличилась на 24% по сравнению с 2019 годом и составила порядка 56 миллиардов тенге. Увеличение в основном обусловлено снижением расходов, связанных с обесценением в 2019 году активов дочерних организаций АО «КазТрансОйл» по итогам переоценки. Позитивная динамика финансовых показателей в том числе является результатом повышения тарифа на перекачку нефти в целях экспорта на 15%, а также роста доходов от курсовой разницы.
Если говорить о производственных показателях, то в этом направлении произошло незначительное снижение, объем транспортировки отдельно по системе магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» уменьшился на 5% по сравнению с 2019 годом. Это случилось из-за естественного сокращения добычи нефти на зрелых месторождениях, а также традиционных месторождениях кумкольской и актюбинской группы. Кроме того, повлияло и снижение объемов добычи в рамках соглашения ОПЕК+.
«КазТрансОйл» – национальный оператор по магистральному нефтепроводу. Перед нами стоит стратегическая задача по обеспечению энергетической безопасности страны путем стабильной транспортировки энергоресурсов. В условиях пандемии были выполнены производственные задачи по реконструкции, замене трубопроводов, ремонту резервуарного парка.
Программа капитальных вложений за 2020 год была исполнена на 95%. Такой высокий показатель был достигнут, невзирая на закрытые границы и, как следствие, сложности с поставками специализированной техники и оборудования. Модернизация и ремонт производственных объектов – неотъемлемая часть деятельности компании. Если говорить в цифрах, то за последние пять лет «КазТрансОйл» инвестировал на эти цели порядка 228,5 миллиарда тенге. В 2021 году по сравнению с 2020 годом капитальные вложения увеличатся на 15% и составят порядка 54 миллиардов тенге. Эти инвестиции будут направлены на поддержание текущего уровня производства и обеспечение надежной и безопасной транспортировки нефти.
Ежегодно компания проводит анкетирование, чтобы понимать, насколько наши клиенты удовлетворены качеством услуг. Как показали результаты анкетирования потребителей, коэффициент удовлетворенности составил 100%. Это уровень, к которому мы всегда стремимся, поскольку он отражает стабильность и надежность деятельности компании. Сильные операционные и финансовые достижения компании в 2020 году были отмечены международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, которое подтвердило долгосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне «ВВВ-» с прогнозом «стабильный».
По оценке агентства, «КазТранс-Ойл» сохраняет доминирующую позицию в секторе транспортировки нефти, который имеет стратегически важное значение для казахстанской экономики. Компания не подвержена колебаниям цен на нефть напрямую, что является благоприятным фактором для ее бизнес-профиля.
– Вероятно, поддержку компании в кризисный период оказала и тарифная выручка? В прошлом году увеличился тариф на перекачку нефти в целях экспорта.
– Повышение тарифа – одна из мер обеспечения эффективной, надежной и безопасной работы системы магистральных нефтепроводов. Практически 50% всех поступлений от основной деятельности компании составляет доход, полученный от транспортировки нефти в целях экспорта. При этом в последние годы наблюдается снижение экспорта нефти по магистральным нефтепроводам «КазТрансОйла». Причиной сокращения грузооборота стало естественное истощение зрелых месторождений, переориентирование казахстанской нефти с экспортных направлений на внутренний рынок страны, а также ограничения в рамках соглашения ОПЕК+. Изменение тарифа происходило с учетом этих обстоятельств. Рост по сравнению с 2014 годом составил 26,5%, при этом накопленная инфляция за этот период достигла 57%.
Кроме того, полноценное функционирование системы магистральных нефтепроводов всегда требует масштабных инвестиций. Тарифная прибыль направляется на реализацию инвестиционной программы, модернизацию и строительство системы магистральных нефтепроводов, устойчивое развитие.
Эти инвестиции делятся на три направления: первое – реконструкция, расширение и модернизация существующего производства, второе – строительство нового производства, третье – капитальный ремонт действующих производственных объектов. Из прибыли, полученной от повышения тарифа, также формируется дивидендная доходность акционеров.
– Какая сумма будет направлена на выплату дивидендов за прошлый год?
– С 2013 года компания как пионер «Народного IPO» выплатила акционерам 425,7 миллиарда тенге. Среднегодовая дивидендная доходность к цене размещения за девять лет равняется почти 17%. В 2021 году рост выплат по дивидендам составил почти 12%.
При подготовке предложения о размере дивидендов совет директоров руководствуется основными положениями дивидендной политики «КазТрансОйла», согласно которой сумма, направляемая на выплату дивидендов, составляет не менее 40% от чистого дохода компании. Учитывается не только фактический размер чистого дохода, но и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости, потребности в финансировании инвестиционной программы и иные факторы. Принимая во внимание внешние риски, для компании важно сохранить финансовую устойчивость. Совет директоров рекомендовал направить на выплату дивидендов 50 миллиардов 77 миллионов тенге. Размер дивиденда за 2020 год в расчете на одну простую акцию «КазТрансОйла» составляет 132 тенге.
– Какие инвестиционные приоритеты обозначены перед «КазТрансОйлом»?
– Мы продолжаем работу по строительству системы магистральных нефтепроводов Казахстан – Китай. Это стратегически важный проект как для «КазТрансОйла», так и для Республики Казахстан. Наша цель – создание технической возможности поставки западноказахстанской нефти на ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» и ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс», а также в экспортных направлениях (Китай, Узбекистан). Это гарантирует энергетическую безопасность Казахстана. В рамках проекта в 2020 году введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау, по второму пусковому комплексу осуществлено механическое завершение НПС «Аман».
Второй важный проект – это реконструкция и расширение магистрального водовода Астрахань – Мангышлак. Он носит социальный характер и находится на контроле Президента страны. В Атырауской и Мангистауской областях растет объем водопотребления. Водовод изношен и фактически не может обеспечить существующую потребность регионов в воде. Планомерная реализация проекта позволит обеспечить надежную эксплуатацию и увеличение пропускной способности водовода в два раза в ближайшие несколько лет. В рамках исполнения поручения Главы государства наша дочерняя компания «Магистральный Водовод» приступила к разработке проектно-сметной документации по реконструкции и расширению магистрального водовода Астрахань – Мангышлак. Наша задача – совместно с местными исполнительными органами удовлетворить потребность в воде не только производственных объектов, но и населения регионов.
– Что стало поводом для досрочной разработки стратегии компании до 2028 года?
– Стратегия развития компании до 2025 года была утверждена в 2016 году. Инновационное развитие системы магистральных нефтепроводов и ее интеграция в мировую энергетическую систему – это задачи национального оператора, которые могут быть достигнуты при помощи внедрения глобальных технологий в производственный процесс. В «КазТрансОйле» реализуется программа развития цифровых технологий. Учитывая современные реалии, в век диджитала и быстрого роста технологий мы как национальный оператор должны отслеживать появление передовых технологий и своевременно их внедрять на всех этапах деятельности компании.
Отличительная черта прогрессивных компаний – цифровизация и стремление к совершенствованию. Соответствуя трендам, «КазТрансОйл» за последние несколько лет уже внедрил ряд технологических решений. Стратегия компании основывается на планах основного акционера «КазМунайГаз» и Министерства энергетики РК, которое регламентирует деятельность компаний нефтегазового комплекса, регулирует объемы добычи и транспортировки нефти.
Вместе с тем в настоящее время нефтедобывающая отрасль представлена в основном зрелыми месторождениями, на которых происходит существенная истощенность, а именно эти факторы естественным образом влияют на объемы добычи и перекачки нефти. Принимая во внимание изменение стратегии развития нашего крупного акционера АО «НК «КазМунайГаз», а также выполнение большинства ключевых задач компании, возникла необходимость актуализации стратегических планов.
– Какие значимые проекты, отмеченные в предыдущей стратегии, были реализованы?
– С момента утверждения стратегии развития компании были внедрены значимые проекты для реализации. К примеру, транзит российской нефти увеличился до 10 миллионов тонн в год, налажена раздельная перекачка «малосернистой» нефти по маршруту Атырау – Самара – Новороссийск в объеме до 1 миллиона тонн в год. Заключен долгосрочный договор на оказание услуг по техническому обслуживанию нефтепроводной системы АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» на территории Республики Казахстан. «КазТрансОйл» передал услугу по подаче воды по магистральному трубопроводу дочерней компании – ТОО «Магистральный Водовод».
Эти проекты отражены в стратегии развития компании до 2028 года наряду с новыми целями и задачами. Для их реализации мы будем и дальше сотрудничать с «Самрук-Казына», «КазМунайГаз», государственными органами и, в частности, Министерством энергетики РК, партнерами и миноритарными акционерами. В 2021 году мы празднуем 30-летие Независимости страны. Уверен, что вместе мы внесем огромный вклад в укрепление казахстанской государственности.
Главный актив «КазТрансОйла» – это люди. Высокой оценки заслуживает каждый сотрудник. Стратегически важно гарантировать безопасные условия труда, выполнять социальные обязательства, инвестировать в знания и повышение квалификации работников, создавать рабочие места для нового поколения нефтепроводчиков.