Для продвижения казахстанского машиностроения по поручению Главы государства разрабатывается пятилетний Комплексный план развития отрасли с упором на импортозамещение, технологичность и конкурентоспособность

2296
Марина Демченко

По данным Союза машинострои­телей Казахстана, сегодня в промышленности республики машиностроение занимает 6%, в ВВП – более 3%.

Для сравнения: в развитых странах на долю отрасли приходится в среднем от 30 до 50% производимой промышленной продукции. К примеру, в Германии данный показатель составляет 54%, Японии – 51%, Италии – 36%, Китае – 35%. Нам есть к чему стремиться…

В ходе рабочей поездки в Акмолинскую область в феврале нынешнего года Касым-Жомарт Токаев встретился с руководителями машиностроительных предприятий региона и отметил важность производства качественной продукции. Глава государства подчеркнул, что Правительство продолжит оказывать поддержку отрасли.

– Казахстанское машинострое­ние продолжает планомерно и динамично развиваться. Этому способствуют как поддержка со стороны государства, так и собственные усилия отечественных производителей. С 2019 года Глава государства взял под личный контроль вопросы машинострое­ния. Принят Закон «О промышленной политике». Созданы Фонд развития промышленности и Международный центр нефтегазового машиностроения. Ведется работа по обеспечению отечественных машиностроителей доступным сырьем. В рамках Дорожной карты развития машиностроения на 2019–2024 годы пос­тавлена цель: к концу 2024 года достичь объемов производства в 2,6 триллиона тенге, – отмечает председатель правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев.

По его словам, внимание государства и поддержка Президента позволили машиностроителям выполнить поставленные в «дорожной карте» цели.

По итогам 2022 года этот объем составил 3,1 трлн тенге, индекс физического объема вырос на 9,4%. Вклад машиностроительной отрасли в обрабатывающую промышленность достиг 15%, а объем инвестиций в основной капитал отрасли машиностроения и металлообработки – 119 млрд тенге. В 2022 году экспортировано продукции машиностроения на 3,8 млрд долларов.

– «Дорожная карта» предус­матривает эффективное развитие не только машинострои­тельных предприятий, но и широкого круга предприятий обрабатывающей промышленности. Машиностроители Казахстана намерены повышать свою эффективность, создавать диверсифицированную и технологичную отрасль национальной экономики, – подчеркивает Мейрам Пшембаев.

Сегодня в стране действует более 3 тыс. предприятий отрасли машиностроения и металлообработки, где работают около 120 тыс. человек.

Ежегодно проводится Форум машиностроителей Казахстана, организаторами которого выступают Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке Правительства РК и Международная выставка Kazakhstan Machinery Fair.

Мероприятие посещают до 1 500 человек из 20 стран мира: Австрии, Германии, Турции, Италии, Польши, России и других государств. На выставке экспо­нируется продукция более 200 ведущих отечественных и зарубежных предприятий. Она позволяет привлечь новых парт­неров, повысить узнаваемость брендов, укрепить имидж казахстанских компаний.

– Форум зарекомендовал себя отличной отраслевой дискус­сионной площадкой. В этом году 11–12 мая состоится уже XI форум. На нем по традиции будет решаться широкий спектр проб­лем, с которыми сталкиваются предприятия отрасли. Специалисты обсудят механизмы диверсификации экономики, импортозамещения и новой экономической политики, – отметил Мейрам Пшембаев.

В рамках открытого диалога вырабатывается стратегия развития машиностроения и обрабатывающей промышленности в целом.

По итогам форума формируются рекомендации Правительству, которые служат достижению стратегически важных задач для дальнейшего развития машиностроительной отрасли.

Так, по словам председателя отраслевого союза, по-прежнему остро стоит проблема, связанная с доступным финансированием. Отрасль машиностроения является капиталоемкой с невысокой рентабельностью в 7–10%. Сегодня в банках второго уровня прак­тически невозможно получить кредит. Высокие ставки кредитования под 20%, завышенные требования к залоговой базе не позволяют полноценно развивать производство.

Есть проблемы с обеспечением предприятий отрасли исходными материалами (сырьем), что негативно сказывается на уровне загрузки их производственных мощностей.

Сохраняется высокая импорто­зависимость. Общий объем импорта обработанных товаров в Казахстане за 2022 год составил 50 млрд долларов, из них 20 млрд, или 40%, – машиностроительная продукция. Наш внут­ренний рынок машиностроения более чем на 70% зависит от импортной продукции.

Основные производственные фонды в отрасли критически нуждаются в обновлении. Изно­шенность оборудования в среднем достигла 60–70%. Модернизация также затруднена из-за высоких ставок кредитования банков второго уровня.

Налоговая система также требует совершенства, акцентирует внимание Мейрам Пшембаев. Глава государства в своем Послании от 1 сентября 2022 года поручил ввести дифференцированные налоговые ставки в разных секторах в течение 2023–2025 годов в рамках разработки нового Налогового кодекса. В разных странах есть дифференцированные отраслевые налоговые льготы. Это распространенная мировая практика.

– В Европейском союзе отрас­левые налоги дифференцированы в зависимости от секторов, технологий, НИОКР. Если общая ставка там составляет 20–25%, то для машиностроения применяется 8%. В Китае действует дифференцированная ставка НДС при экспорте от 0% до 16%. Она зависит от степени переработки экспортируемой продукции. Однако наши производители товаров высокого передела уплачивают такой же НДС, как и сырьевики. Если и мы введем дифференциацию по налогам, это подстегнет высокотехнологичные отрасли. Они более капиталоемкие, сложны с точки зрения технологий и дадут больше налогов в итоге, – пояс­нил глава союза.

Для решения имеющихся проб­лем и дальнейшего развития казахстанского машиностроения в настоящее время по поручению Главы государства разрабатывается пятилетний Комплексный план отраслевого развития. Он позволит придать новый импульс и создать стимулы для повышения конкурентоспособности и поддержки отечественных машиностроителей.

В проекте комплексного плана определены основные направления развития машиностроения: нефтегазового, горно-металлургического, сельскохозяйственного, электротехнического, элект­ронного, железнодорожного, автомобилестроения, оборонной и авиационной промышленности.

Мероприятия, заложенные в комплексный план, будут нацелены на сокращение импортозависимости, увеличение внутристрановой ценности в закупках, привлечение инвестиций, развитие производственных и экспорт­ных возможностей, расширение рынков сбыта для отечественной продукции, защиту внутреннего рынка (техническое регулирование), совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров.

Все эти меры позволят в разы увеличить объемы производства и экспорт. Будет обеспечен рост налогооблагаемой базы за счет увеличения объемов производства и экспортной выручки отечест­венных предприятий отрасли.

Отечественное машиностроение – это не только производство автомобилей, а комплексная и дифференцированная отрасль, которая охватывает 37 подотрас­лей, в том числе производство электро- и железнодорожной техники, горно-шахтного, нефте­промыслового оборудования, сельскохозяйственных машин. Всего же в мире насчитывается более 100 специализированных подотраслей и производств машиностроения и металлообработки.

Окружающий нас мир – это мир машин от бытовой техники до космических аппаратов. Именно машиностроение имеет огромный потенциал роста добавленной стоимости. Оно обеспечивает нужды материального производства, непроизводственной сферы, обороны и населения. От него зависят технологический прогресс, уровень производительности и качество жизни.

– В Казахстане есть все предпосылки для развития отечественного машиностроения. Это прежде всего энергетическая и сырьевая база, производственный и человеческий потенциал. Главное, нам надо правильно расставить акценты, – подчеркивает Мейрам Пшембаев. – Принципиаль­ный вопрос для страны – создать усло­вия для повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения. Только так мы сможем стимулировать развитие всей отрасли.

Перед Правительством поставлены конкретные задачи по диверсификации экономики, увеличению объема производства обрабатывающей промышленнос­ти, повышению конкурентоспособности предприятий. А машиностроители готовы работать в условиях жесткой конкуренции и внести свой вклад в развитие отечественной экономики. Только совместными усилиями Правительства и бизнеса можно достичь всех поставленных целей по ускоренному развитию имеющегося потенциала машиностроения Казахстана.

Популярное

Все
Коррупционный скандал вновь разгорелся в Северо-Казахстанской области
Смартфон записал преступление
Секрет ДТ: если топливо есть, то его сразу нет
Гастрит обострился?
​​​​​​​В суд на судебного исполнителя
От вины до депрессии
Нацелены на конструктивное сотрудничество
Окончательные итоги выборов установлены
Стал безопасным переход
Решаются неотложные задачи
Результат общих усилий
Место встречи изменять нельзя
Солнечный свет ремесел
Фундамент информационной политики
Первый пик пройден
Кто проходит в Мажилис от партии "Respublica"
Рыбакина впервые вышла в ¼ финала турнира WTA-1000 в Майами
Девушек лёгкого поведения с сайта "Кыздар.нет" вычислили полицейские Туркестана
Токаев выступит на открытии первой сессии Парламента РК VIII созыва
Отечественный бизнесмен планирует реализовать национальную идею казахов в Тургайской степи. Он потратит на это более трех миллиардов тенге
Общественный транспорт Астаны в месяц Рамадан будет работать бесплатно
В Актау 14-летняя девочка забеременела от отца-насильника
Телеграммы поздравления поступают в адрес президента Казахстана по случаю праздника Наурыз
Мировой рекорд по наурыз коже установили в Астане
Аннулировать результаты олимпиады требуют родители костанайских школьников
Устойчивое функционирование и безопасность единого информационного пространства страны – один из базовых приоритетов государственной политики
Первую медаль женского ЧМ-2023 по боксу принесла Алуа Балкибекова
Житель Актау подозревается в убийстве своих троих детей
Токаев поздравил жителей Казахстана с Наурызом
ЕНУ лидирует в топ-100 предметного рейтинга QS среди вузов Казахстана
Изъятые у преступников 13 млн тенге похитил и растратил следователь в ВКО
В Швеции задержали казахстанку, разыскиваемую за сбыт фальшивых евро
В бронзе и камне увековечили память о великом Абае в области Жетысу. Первый в регионе памятник поэту и просветителю открыли в Талдыкоргане в день празднования Наурыз мейрамы
Осужденные помогают пенсионерам  убирать снег в СКО
Рекорд: в Актау морской пехотинец поднял барана весом 50 килограммов  230 раз
Доминирующее воздействие электорального сезона
Ербол Тлешов возглавил Комитет языковой политики МНВО РК
Избранные народом депутаты должны поддерживать с избирателями постоянный контакт – прятаться нынче не получится.
Задержан подозреваемый в убийстве двухлетнего ребенка в Темиртау
Игры с законом: как владельцы остались без прав
Для Кирилла Чернышова из Семея казахский язык стал практически родным. 20-летний парень нередко обращается к произведениям Абая, причем изданным на государственном языке
Смерть сенатора Гульмиры Каримовой обернулась уголовным делом
Девочка-подросток выпала с балкона 6-го этажа в Туркестане
Праздник обновления, гендерного равенства, женской энергии и материнской любви или просто еще один выходной? В преддверии Международного женского дня «Казахстанская правда» спрашивала у представителей разных сфер деятельности: что значит для них 8 Марта?
Вчера в редакциях газет «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» с раннего утра было непривычно шумно и суетливо. Мужчины с сосредоточенными лицами в строгих костюмах собирались в гостевом фойе здания, время от времени заглядывая в свои гаджеты, будто готовились к самому главному экзамену в своей жизни. А как же иначе? Всем хотелось достойно поздравить лучшую половину человечества с весенним праздником
Куляш Шамшидинова: Мир многократно имел возможность убедиться в огромном потенциале образования
Прием заявок на банкротство физлиц начался в Казахстане
"Жители ждут, надо не затягивать" – премьер о развитии Конаева, G4 City и Алматинской области
Ребенка затянуло в грязь в Атырау – видео
Уровень воды Аральского моря вырос впервые за долгое время
Казахстан и Узбекистан определили место строительства МЦПК "Центральная Азия"
Список прошедших в депутаты Мажилиса по одномандатным округам озвучили в ЦИК
В новых спорткомплексах должны быть все условия для людей с особыми потребностями – Смаилов
Новый поезд "Тальго" запустят из Астаны до Алаколя
Когда начнут начислять компенсацию по депозитам в Казахстане
Казахстан и Китай планируют увеличить взаимную торговлю до $35 млрд
Сегодня на сцене ЦКЗ «QAZAQSTAN» состоится концерт-презентация ансамбля «Гульдер»
Девушку ограбили и изнасиловали в Алматы
Пул совместных инвестпроектов обновили Казахстан и Узбекистан

Читайте также

Как определить сумму налога при продаже недвижимости
Вопросы по устранению "узких мест" на границе обсудили Смаи…
На два года увеличат срок субсидирования по госпрограмме дл…
Банки в Казахстане заработали за год 1,5 трлн тенге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]