​Дорожные споры: о штрафах, запретах и вредных привычках

442
Лаура ТУСУПБЕКОВА

Наряду с членами ОСДП, «Ауыл», «Бірлік» в заседании участвовали также директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, директор Института Европейского права Марат Башимов, председатель правления фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова, юрист Сергей Уткин, а также вице-министр внутренних дел Рашид Жакупов, заместитель Генерального прокурора Андрей Кравченко, вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина.

Заседание в рамках Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе провел руководитель рабочей группы по законопроекту депутат Мажилиса Канат Мусин.

Обращаясь к участникам заседания, К. Мусин отметил, что на открытии второй сессии Парламента шестого созыва Президент Нурсултан Назарбаев акцентировал внимание на важности и необходимости расширения рамок законотворческого процесса, привлечения к нему общественных экспертов, представителей непарламентских партий, НПО и СМИ, а также повышения ясности принятия законов для казахстанцев.

– Исполняя данное поручение, рабочая группа начинает свою работу в новом формате, – подчеркнул парламентарий.

В ходе заседания отмечено, что работа над законопроектом о дорожном движении, инициированном группой депутатов, была начата в апреле 2015 года. На сегодняшний день по проекту депутатами внесено 60 поправок к действующему законодательству. Большинство из них (52) касаются непосредственно Закона «О дорожном движении», а также Кодекса об административных правонарушениях.

При этом К. Мусин подчеркнул, что работа над законопроектом ведется максимально взвешенно и открыто, с учетом всех мнений.

– Понимая, что любая ошибка мгновенно отразится на миллионах наших сограждан, депутаты Мажилиса нового созыва, вошедшие в состав рабочей группы, изучение всех предлагаемых поправок в первой сессии начали заново, с чистого листа, – сказал К. Мусин.

В ходе состоявшегося обсуждения рабочей группой было предложено рассмотреть на заседании 15 поправок. Сведенные в сравнительную таблицу, они касаются наиболее «горячих» вопросов дорожного движения, по сути которых в обществе, СМИ, соцсетях ведется заинтересованная дискуссия, высказываются различные мнения и предложения.

Надо сказать, что дискуссии по обсуждаемому вопросу развернулись нешуточные. Депутаты видят в стремлении МВД РК повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения лишь желание увеличить, как они выразились, «поток» денег. При этом даже такой способ не работает из-за коррумпированности обладателей полосатых жезлов. Так, депутат Мухтар Тиникеев предлагает внести поправки о снижении штрафов за некоторые нарушения ПДД. По его словам, это необходимо хотя бы потому, что заработная плата не успевает расти вслед за регулярно растущим месячным расчетным показателем. А на фоне того, что взыскание штрафов находится на довольно низком уровне, их увеличение не дает никакого результата.

– За полгода поступило на исполнение 389 тысяч 374 документа, всего числится 828 тысяч 899 документов на сумму 16 миллиардов тенге. Исполнено в полном объеме лишь 210 тысяч 237 документов на сумму 3,8 миллиарда тенге. Вопрос: «Для чего штрафуют сотрудники полиции, если исполнять некому?» – задается вопросом депутат.

Депутат внес поправку – снизить штраф за управление авто с нечитаемыми или установленными с нарушением требований стандарта государственными регистрационными номерными знаками с пяти до трех месячных расчетных показателей. Кроме того, до трех месячных расчетных показателей предлагает М. Тиникеев снизить штрафы за несоблюдение правил использования ремней безопасности при движении в жилых зонах, при перевозке грузов. Подумал депутат и о пешеходах – в случае нарушения ими ПДД народный избранник предлагает обойтись предупреждением. Эти меры, считает депутат, приведут к повышению доверия населения к правоохранительным органам.

Представители же органов внутренних дел считают, что работает только метод «тенге наказывать», утверждая, что лишь повышение размеров штрафов способно держать потенциальных нарушителей в узде. Вице-министр внутренних дел Рашид Жакупов заявил, что МВД РК считает, что ужесточение наказания все-таки повысило ответственность участников дорожного движения. И попенял народным избранникам за их обвинения в нацеленности полицейских лишь на поборы.

– Наверное, каждый из нас имеет право высказывать свою точку зрения, но не совсем корректно подозревать или говорить, что мы все нацелены на получение поборов с водителей, и вся система дорожно-патрульной службы сегодня занимается только поборами, – сказал вице-министр.

Но депутата Тиникеева доводы представителя МВД не убедили. Он предложил вовсе убрать большую часть сотрудников органов внутренних дел с улиц наших городов.

– Оставим меньшую часть, пусть стоят фото-, видеофиксаторы, с которыми нельзя договориться. Сейчас во дворах никто преступников не ловит, все на дорогах стоят, – заявил депутат, имея в виду, что с введением дорожно-патрульной полиции ее сотрудники перестали заниматься борьбой с преступностью как таковой, предпочитая заниматься более «хлебным» делом – штрафовать за нарушения ПДД.

Такое предложение также вызвало возмущение представителей МВД.

– Уже три года нет понятия, как «гаишники». У нас есть дорожно-патрульная полиция, ее основная цель – недопущение преступлений, раскрытие преступлений, и с этими задачами они справляются успешно. И когда Мухтар Бакирович предлагает убрать этих людей с улиц, имейте в виду, что это люди, которые будут заниматься вашей охраной в вечернее время, которые задерживают правонарушителей», – сказал председатель комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха.

Еще одна поправка, предложенная депутатов Омарханом Оксикбаевым, вызвала споры. Депутат считает нужным ввести запрет на употребление табачных изделий за рулем.

– Когда водитель отвлекается на то, чтобы закурить, он снижает уровень внимания, замедляется реакция. В ходе процесса курения, возможно, сигарета может упасть, и сам процесс оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону (за рулем). А курить еще хуже, потому что это двойное отвлечение. Сегодня в докладе было сказано, что свыше 3 тысяч граждан погибают. Плохо, что нет статистики, от каких именно нарушений. Здесь больше забота о гражданах, их безопасности. Это даст определенный импульс уменьшению аварийности на дорогах. Если надо закурить – пусть останавливается, курит, потом продолжает движение, – аргументировал свою позицию мажилисмен.

В поддержку этой поправки выступили депутат Ерсултан Бектурганов, член президиума партии «Бiрлiк» Толеген Куанышев и президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуров:

– В 18 лет, когда сел за руль, я курил. И каждый раз дым попадал в глаза. Сейчас бросил. В прошлом году именно мы выступили с инициативой запретить употребление табачных изделий за рулем, которую внесли в Мажилис. Мы основывались на мировой статистике – в более 100 странах запретили курить за рулем, первой от курения за рулем отказалась Франция, за ней вся Европа, США.

Однако большинство депутатов и членов общественности «разрешили» водителям курить за рулем, предложив однако повысить штрафы за выброшенные водителями окурки.

– Я думаю, что машина – это частная собственность, и право водителя – курить или нет. Другое дело – нужно повысить штраф за выброшенную в окно сигарету. Вот это будет борьба с курением, – сказал он.

Его поддержал независимый юрист и общественный деятель Сергей Уткин.

По его словам, если следовать этой логике, тогда нужно вводить запреты на сон во время вождения или прием пищи, ведь все это также не способствует концентрации внимания у водителей.

– Придется кучу запретов вводить, поэтому не вижу в этом смысла. Водителю и так запрещается отвлекаться во время управления транспортным средством, он должен соблюдать ПДД. Запреты при нашем уровне коррумпированности полицейских будут служить в другую сторону. Я против этого запрета, – высказался юрист.

Как известно, согласно действующему законодательству, водителю запрещается стоянка на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках. Депутат Бахтияр Макен предлагает дополнить эту статью нормой о запрете стоянки автомобилей возле подъездов жилых домов ближе пяти метров.

– Может быть, даже 10 метров. Много жалоб со стороны населения. Порой 40–50 автомобилей стоят во дворах. Когда случается чрезвычайная ситуация, «скорая», пожарная машина не могут подъехать к подъездам жилых домов. Поэтому мы данную поправку вносим. И инвалиды наши не могут проехать к подъезду. В других странах стоят специальные знаки, у нас же опознавательных знаков нет, – аргументировал он свое предложение.

Между тем МВД считает, что вводить такую норму преждевременно. Впрочем, вице-министр МВД Р. Жакупов согласился с обоснованностью предложения, но проблема заключается в том, что дворы не готовы к подобным поправкам.

В ходе заседания прозвучало мнение по законопроекту и третьей стороны – экспертов и представителей гражданского общества, которые отмечали, что не об ужесточении поборов, а о пресечении нарушений и неотвратимости наказания нужно вести речь. Так, правозащитник Евгений Жовтис процитировал расхожую фразу: «Суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». С этим мнением согласились все участники рабочей группы.

Дискуссии во время заседания продолжались более двух часов. Как заверил присутствовавших депутат К. Мусин, каждое из высказанных предложений и замечаний внесено в стенограмму заседания и будет внимательно изучено и проработано. Было подчеркнуто, что в последующем заседания будут проводиться еженедельно в открытом режиме. 

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Ждут большую воду
Не укладываются в срок
Строить дороги с учетом паводков
А начинали здесь с задвижек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]