Образ жизни наших предков-скотоводов призван привить нам приобретающую очень важное в современной реальности значение культуру экологического отношения к окружающей среде и бережного обращения с природой. Ведь кочевник не пытался подчинить себе мир, а искал гармонии с ним.
Пасторальные картинкифакт, который мы назвали бы примером рачительного отношения к имеющимся в руках человека ресурсам (говоря современным языком – «зеленой» экономики), мы находим на страницах журнала «Археология Казахстана». Это научное издание освещает актуальные проблемы археологии Казахстана и степной Евразии в целом от каменного века до позднего средневековья. Наше внимание привлекла статья Владимира Сараева и Фатимы Кожегуловой «О способах обогрева древних землянок в предгорной и горной зоне Илейского Алатау».
В 2018 году авторы проводили исследования древних поселений в устье ущелья Узын-Каргалы, которые позволяют реконструировать хозяйственную структуру древнего населения. Археологи наткнулись на землянку в долине ручья Кайнарбулак, в конструкции которой отсутствовал очаг для обогрева помещения.
В домостроительстве древних скотоводов горной зоны существовала традиция сооружения малогабаритных землянок с системой внешнего обогрева каменных стен. Пристенный очаг с дымоходом позволял быстро обогреть при малом расходе топлива помещение небольшого объема, при этом увеличивалась полезная площадь. Такие помещения могли использоваться как для проживания, так и в хозяйственных целях, например, в качестве коптильни. Хронологические параметры возникновения подобной традиции по материалам комплекса древних стоянок скотоводов в долине ручья Кайнарбулак позволяют отнести ее к усуньскому периоду раннего железного века.
Систематизированное изучение древних поселений и их хозяйственной структуры, пишут ученые, проведенное в предгорной зоне северных склонов Илейского Алатау, устойчиво свидетельствует о проживании оседлых земледельцев в низинной зоне предгорной линии и существовании скотоводческих хозяйств в горной части предгорной полосы. Серия древних поселений занимает относительно ровные площадки у крупных скальных блоков или массивов.
Наличие площадок именно у скал обусловлено климатическими условиями региона. Они имеют экспозиции южного направления и в зимнее время интенсивно прогревались солнечными лучами. Cкальные нагромождения аккумулировали солнечное тепло, что создавало локальный микроклимат, комфортный для проживания людей и содержания скота. Таким образом, подобные поселения представляли собой стоянки-зимовки древних скотоводов.
Обычно жилища врезались в склоны площадки по берегу ручья. Изученные авторами помещения были выявлены в ущелье притока реки Узын-Каргалы на ручье Кайнарбулак. Домики были врезаны в склон правого борта притока, правда, скала имеет экспозицию северного направления. Это можно объяснить желанием скотоводов содержать животных на противоположной стороне, обращенной к солнцу в зимний период, что создавало более комфортные в температурном отношении условия. К тому же склон с южной экспозицией сравнительно быстро в зимнее время освобождался от свежевыпавшего снега, нередко зимой на таких склонах прослеживается образование молодой травяной поросли. Это, в свою очередь, позволяло выпасать скот тебеневкой.
Опыт, сын ошибок трудных
Землянка, обследованная археологами, привлекла к себе внимание тем, что добротно сложенные каменные стены подверглись разрушению в том месте, где примыкали к горе. В соседней землянке разрушения были идентичными. Объяснение подобных обвалов результатом постоянного напряжения на кладку со стороны почвенных слоев, расположенных выше по склону, неубедительно. В таком случае каменная стена рухнула бы полностью, а не в какой-то части, так как давление горных масс в подобном случае идет равномерно.
При выяснении причин сходного обрушения в обеих землянках возник вопрос о способе обогрева такого рода жилых помещений в зимнее время. Казалось бы, для обогрева жилища достаточно соорудить внутри помещения очаг, а для выхода дыма наружу необходимо отверстие в крыше. Такова простейшая схема обогрева казахской юрты. Однако известны и другие способы.
На территории Южного Казахстана и Жетысу с раннего железного века пищу готовили в выносных очагах-тандырах и обогревали жилые помещения турлучного типа и наземных юрт с помощью углей. Ученые предположили, что применялся свой, иной способ обогрева жилого помещения. Пристенный очаг позволяет сохранить такие положительные факторы, как быстрый обогрев при малом расходе топлива помещения небольшого объема и увеличение полезной площади для обитателей. Однако проблема вывода дыма из землянки осложняется тем, что, помимо обогрева жилища, хозяйке был необходим доступ к открытому пламени очага для приготовления пищи. И тогда, не имея трубы, обитатели землянки решили проблему, перенеся очаг внутрь каменной стены. При этом внутреннее пространство между камнями в разрыве стены превращалось в топку.
Открытой стороной образовавшийся «камин» был обращен к горе и незначительной частью снизу – внутрь помещения. Пламя и высокотемпературные отходы горения, поднимаясь вверх, нагревали стену и отводились наружу. Для этой цели между внешней стороной стены и скалой делали небольшой канал для отвода дыма, который по склону был проложен горизонтально в сторону от жилища и выходил наружу.
При кажущемся нерациональным способе обогрева помещения с внешней стороны каменной стены нет значительных температурных потерь. Это объясняется тем, что пламя большей частью будет нагревать камни, из которых сложена стена. Кроме того, теплопроводность стены, сложенной из камня, в 6–8 раз больше теплопроводности почвы. При этом теплоемкость камня и почвы близки по своим значениям. Таким образом, отбор тепла внутрь землянки будет в 6–8 раз интенсивнее, чем его отвод от дымохода к горе посредством почвы. Как считают ученые, выявленные человеком эмпирическим путем физические свойства природных материалов позволяли отводить тепло пламени внутрь землянки посредством камней. При этом отвод тепла внутрь землянки был в несколько раз более интенсивным, чем выход наружу. Такая система отопления аккумулировала тепло за счет большей теплоемкости камней, которые продолжали отдавать его долгое время после прогорания дров, что позволяло тратить меньше топлива и сил. Такой подход при любом типе сооружения крыши землянки – плоская, односкатная, двускатная – освобождал от необходимости делать отверстия в потолке для отвода дыма от очага, что существенно способствовало сохранению тепла в зимнее время и исключало попадание атмосферных осадков внутрь жилища.
Не менее любопытным выглядело то, как заканчивался дымоход землянки за пределами жилья. Дым по отводному каналу не просто выходил наружу – он попадал в яму, стены которой были укреплены каменной кладкой, и по периметру на поверхности была выложена стена из камней и глины высотой не менее полуметра.
Выход канала дымохода в яму возвышался над дном огороженной ямы. В целом такая непростая конструкция дымоотвода функционально оправдана. В теплое время года она защищала ее обитателей от проникновения внутрь жилища различной живности через дымоход. Помимо того, с учетом наклона дымохода к землянке и общего уклона склона горы в любое время года природные осадки не попадали в жилище через дымоход, проложенный по поверхности. Это обеспечивалось тем, что выход дымохода находился над дном ямы, в которую попавшие осадки впитывались в стороне от жилища. Горизонтальный участок дымохода от землянки до выхода наружу был заложен камнями и, вероятно, пластами дерна. От возможных сильных потоков по склону горы отверстие дымохода в целом защищено стеной вокруг ямы.
В летнее время конструкция отопления землянки без каких-либо дополнительных переделок позволяла использовать наружный выход дымохода в качестве внешней печи. В яме, окруженной стеной, можно было разжечь костер и готовить пищу. При этом дымоход землянки вместе с очагом внутри помещения исполняли роль поддувала, подающего кислород топливу во внешнюю печь. Любопытно отметить, что эта система отопления потенциально позволяла использовать ее без каких-либо изменений конструкции в качестве коптильной установки.
Авторы делают выводы, что в домостроительстве древних скотоводов горной зоны Илейского Алатау существовала традиция сооружения малогабаритных землянок с системой внешнего обогрева каменных стен. Хронологические параметры возникновения подобной традиции по материалам исследованного жилища выявить было затруднительно. Однако в высокогорной зоне Илейского Алатау в урочище Кызылбулак верховьев ущелья Турген было раскопано жилое помещение площадью около 30 квадратных метров, внутри которого также отсутствовал очаг, а с восточной стороны вдоль стенок сложено каменное сооружение, обогреваемое внешним очагом тандырного типа. Комплекс находок, полученный в ходе изучения жилища, позволяет датировать его рубежом нашей эры. Материалы, фиксируемые на поселении в долине ручья Кайнарбулак, вероятно, относятся к этому же времени, так как оно структурно является составной частью комплекса древних стоянок скотоводов раннего железного века, исследованных учеными ранее.
Нам стоит поучиться экологической культуре древних насельников Евразии. Особенно в свете картины сегодняшнего дня – неоправданных расходов тепла, растущих тарифов на тепло- и электроэнергию, неконтролируемого объема бытовых отходов. В этой связи отрадно, что согласно проекту Доктрины углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года планируется модернизация топливно-энергетического комплекса, пересмотр индустриальной и агропромышленной политики, новых подходов к жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и в целом к образу жизни людей.