ЕАЭС – новые возможности для машиностроителей страны

640

Три страны интегрируются для того, чтобы помочь друг другу выдержать глобальную конкуренцию и совершить технологический рывок в XXI веке. Евразийский экономический союз позволит обес­печить беспрепятственное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, зафиксировать конкретные обязательства по устранению изъятий и ограничений, сохраняющихся в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Интеграция уже дает конкретные результаты. Несмотря на общее замедление темпов роста мировой экономики в 2013 году, товарооборот в рамках трех стран не снизился и составил 64,1 млрд. долларов. При этом улучшается структура взаимной торговли, сокращается доля сырьевых ресурсов в экспортно-импортных операциях, причем это изменение идет за счет повышения технологической продукции, за счет товаров с высокой добавленной стоимостью.

В общей структуре с 28,9% доля высокотехнологичной продукции увеличилась до 40%. Интеграция создает предпосылки для равноправной конкуренции на рынке государств Таможенного союза. Расширяется потребительский спрос.

Если говорить о машиностроении Казахстана как отрасли отечественной промышленности, то его роль для экономики государства сложно переоценить. В 2013 году объем промпроизводства составил 853 млрд. тенге, что почти в 3 раза больше, чем в 2008-м. На сегодня выпуск продукции машиностроения занимает порядка 5% в общем объеме промышленного производства республики. В структуре обрабатывающей промышленности удельный вес машиностроения в 2013 году составил 15%.

Значительные темпы развития показывают автомобилестроение, железнодорожное и электротехническое машиностроение. В 2013 году их доля в производстве машиностроения в совокупности составила 46%.

Если говорить о возможностях, которые открывает Евразийский экономический союз для отечественных предприятий машиностроения, то в первую очередь необходимо отметить крупный и растущий рынок сбыта отечественной продукции, что в конечном итоге будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса Казахстана.

При этом необходимо отметить, на этом рынке будут действовать единые стандарты и требования к товарам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку сейчас участники ЕЭП переходят на современные технические регламенты, и согласованная политика позволит избежать технологических разрывов, несовместимости продукции. Более того, машиностроительные компании трех стран будут пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.

Кроме того, машиностроительные компании Казахстана смогут интегрироваться в производственные цепочки производителей готовой продукции этих стран и получить технологии путем создания совместных предприятий и локализации производства.

Евразийский экономический союз позволит Казахстану, России и Беларуси развить общую экосистему поставщиков и компонентной базы, что увеличит уровень локализации и добавленной стоимости производимой продукции. Появятся новые финансовые ресурсы для развития промышленных предприятий стран-участниц.

Несомненно, интеграционные процессы также будут сопровож­даться конкуренцией между машиностроительными компаниями, что является естественным элементом рыночной экономики. Это окажет позитивное влияние на качество и стоимость машиностроительной продукции и будет стимулировать инновационную активность профильных компаний, заставит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Появившиеся перспективы, связанные с созданием Евразийского экономического союза, позволят решить проблему низкой инвестиционной привлекательности отрасли, что препятствует созданию новых производств, модернизации существующих, что в свою очередь служит препятствием для повышения производительности труда – ключевого показателя экономической эффективности отрасли. Проблема эта возникла не вчера, является сложной и требует комплексных подходов к своему решению. Это и улучшение качества деловой среды, решение вопросов доступа к финансированию, подготовки квалифицированных кадров, снятие инфраструктурных ограничений и т. д.

В рамках интеграционных процессов в Республике Казахстан создано производство конечных видов продукции сельскохозяйственного машиностроения: зерноуборочные комбайны, сельскохозяйственные тракторы, пресс-подборщики, сеялки. В значительной степени это сборочное производство ведущих производителей сельхозтехники: РУП «Минский тракторный завод» и РУП «Гомсельмаш» (Республика Беларусь), а также ОАО «Ростсельмаш» и ЗАО «Петербургский тракторный завод» (Россия).

На базе ТОО «СемАЗ» наложено производство восьми моделей тракторов «Беларус». АО «Агромашхолдинг» производит сельскохозяйственную технику, в том числе зерноуборочные комбайны марок ESSIL КЗС-760, ESSIL КЗС-740 и кормоуборочный комбайн КСК-600, а также дополнительную продукцию в широком ассортименте.

В прошлом году АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» совместно с российской компанией «АВТОВАЗ» запустили проект «Строи­тельство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в Усть-Каменогорске».

АО «НК «КТЖ» совместно с компанией Alstom Transport (Франция) и ЗАО «Трансмашхолдинг» (Россия) создано совместное производство электровозов. На сегодня  электровозы отечественного производства экспортируются в страны СНГ и ближнего зарубежья.

Альберт РАУ, первый вице-министр индустрии и новых технологий

Популярное

Все
Карасайское послание из прошлого
И дольше века газетный день
Производство шоколада может прекратиться
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Жамбылские школьники показали лучшие знания по республике
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Вдохновлять собственным примером
Торговые ограничения в отношении Казахстана не имеют смысла – Даррен Спинк
Гибридную электростанцию построят в Мангистау
Прорыв в дорожной сфере
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Токаев: «ООН нуждается в реформировании»
«Котико» для котиков с улицы
«Айсулу»: о времени, о людях, о себе
Постепенное повышение температуры пообещали синоптики на этой неделе
Пассажирский автобус перевернулся на трассе Алматы–Ташкент
Ограничено движение транспорта в Алматинской области
В Казахстане по основным видам продтоваров обеспеченность составляет 80-100%
Камеры Sergek появятся в Алматинской области
Тренер по боксу Ерик Маржикпаев отстранен от участия в соревнованиях по боксу на два года
Развитие предпринимательства – основа успешной экономики
Создавать живое позитивное искусство
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Кызылординский рис: от поля до стола
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште

Читайте также

Президент ознакомился с ходом развития области Жетісу
Парламент утвердил займы у азиатских банков развития и МБРР
25 тыс. рабочих мест создадут 17 крупных проектов в приорит…
Планы амбициозные, проблемы – с бородой

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]